Шеллинг
(Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (27.I.1775 - 20.VIII.1854) - немецкий философ, представитель нем. Классич. Идеализма. В 1798-1803 - проф. Ун-та в Иене, где завязал знакомства с И. Г. Фихте, Ф. Шиллером, И. В. Гёте, вступил в близкие отношения с иенским кружком романтиков (Ф. Шлегель и др.). В 1806-41 в основном жил в Мюнхене (в 1820-26 читал лекции в Эрлангенском ун-те), был проф. (с 1827) Мюнхенского ун-та, чл. Баварской АН. В 1841-46 - проф. Берлинского ун-та. В 90-е гг. 18 в. Ш., опираясь на новейшие достижения естествознания, разрабатывал проблемы "философии природы" (натурфилософии), трансформировав фихтевскую субъективную диалектику сознания в объективную диалектику природы. В "Системе трансцендентального идеализма" (Tübingen, 1800, рус.
Пер., Л.-М., 1936) рассматривал как центр, проблему восхождения от субъективного к объективному. В "философии тождества" (первое десятилетие 19 в.) исходным становится у Ш. Понятие абсолютного разума, Абсолюта, в к-ром субъективное и объективное неразличимы.В философско-ист. Воззрениях Ш. Центр, место занимает проблема свободы, к-рую он связал с представлением о человеке как существе, совмещающем способность и к добру, и к злу. Человек, согласно Ш.,- не изолированное существо, а участник ист. Процесса, в к-ром зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, названные Ш. "мировыми эпохами". Предваряя Г. Гегеля, Ш. Рассматривал историю как прогрессивный процесс - от состояния, в к-ром нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле.
Ш. Подчеркивал сверхличный характер ист. Процесса. Степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от "мировой эпохи", к к-рой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. В то же время основу доступной человеку свободы Ш. Вслед за И. Кантом видит в личном начале - "умопостигаемом характере" индивида, к-рый предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.Во взглядах Ш. Приблизительно до 1815 преобладал (несмотря на религ.-мистич. Мотивы) идеалистич. Рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания провозглашалась интеллектуальная интуиция. В дальнейшем Ш. Развил мистич. Сторону своей системы, разработав свою "философию мифологии и откровения".
Критикуя философию, основывающуюся на разуме, как "отрицательную", Ш. Стал искать истину по ту сторону разума, там, где ее указала религия,- в особом "опыте", недоступном к.-л. Рациональному познанию, став одним из родоначальников иррационализма нового времени. Философия откровения и мифологии была задумана Ш. Как система "теософии", не ограниченная рамками христианства, в к-ром Ш. Видел только завершающую, высшую стадию религии (откровение имело место во всех религиях, мифология дохрист. Эпохи имела своеобразное ист. Содержание, совпадающее с содержанием истинной религии). Ш. Утверждал, что задача философии религии не может состоять ни в рационалистич., ни в аллегорич. Толковании мифов. Последние не нуждаются в толковании.
Если в ранних произв. Ш. Обосновывал необходимость историко-критич. Исследования Библии, то позже он отверг к.-л. Критику Библии как ошибочный рационализм. Публичная проповедь "философии откровения", начатая Ш. В 1841 в Берлинском ун-те, куда он был приглашен прусским пр-вом для борьбы с гегельянством, встретила решит. Отпор. Молодой Ф. Энгельс, высоко оценив филос. Творчество раннего III., в ряде памфлетов показал реакц. Сущность поворота III. К мистике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 386-465).Соч. Werke, hrsg. Von M. Schröter, Bd 1 - 12, Münch., 1927-54. Neue Aufl., Bd 1 - 12, Münch., 1954-59.Лит. Асмус В., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933. Mehlis G., Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799-1804, Hdlb., 1906 (Diss.).
Schellings Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, hrsg. Von M. Schröter, Jena, 1926. Jäger G., Schellings politische Anschauungen, Hldl., 1939 (Diss.). Jähnig D., Schelling, Bd 1-2, (Pfüllmgen, 1966-69). Schneeberger G., F. W. J. Von Schelling. Eine Bibliographie, (Bern), 1954.В. Ф. Асмус. Москва..
Дополнительный поиск Шеллинг
На нашем сайте Вы найдете значение "Шеллинг" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шеллинг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа