Шиизм
(от араб. Ши'а - группа приверженцев, партия) - одна из двух гл. Ветвей в исламе (вторая - суннизм). Зародился в 7 в. В Халифате при халифе Османе (644-656) в обстановке острой политич. Борьбы. Сначала Ш. Был только политич. Партией, к-рая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за политич. Власть, Ш. К сер. 8 в. Сложился в особое течение в исламе. Общим догматом Ш. Было признание исключит. Права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульм. Мире и непризнание Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов (см. Омейяды, Аббасиды). На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш.
В 7-9 вв. Раскололся на неск. Сект. Кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов. Позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.Кайсаниты, вероятно, произошли от Кайсана Абу Амра или другого Кайсана - активных участников восстания в Куфе в 685-687 против омейядского халифа Абд-аль-Малика (685-705), считали четвертым имамом брата Хусейна - Мухаммеда ибн аль-Хана-фийю (сына Али от рабыни). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Зейдиты (по имени внука Али - Зейда, к-рого они считают пятым имамом) выступали сторонниками создания теократич. Гос-ва во главе с имамом, избранным из Алидов. Восстания зейдитов (в Ираке - 739/740 и 814/815, в Хиджазе - 762/763 и 786) поддерживались нар. Массами. Гос-ва зейдитов были в Марокко (Идрисиды), в Йемене (10 в.- 1962), в Гиляне и Табаристане (864-928).
Имамиты (иначе - иснаашариты, букв, "дюжинники", или "двенадцатиричники") признавали 12 имамов. Али, Хасана, Хусейна, Зейн аль-Абидина Али, Мухаммеда аль-Ба-кира, Джафара ас-Садика, Мусу аль-Казима, Али ар-Ризу, Мухаммеда Джавада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммеда аль-Махди, к-рый, по преданию, будучи ребенком, исчез без вести между 874 и 878 (существование этого мальчика-имама вызывает сомнение) и к-рого имамиты считают "скрытым имамом". Имамиты верят в возвращение этого двенадцатого имама, к-рый должен якобы установить на земле царство справедливости. В ср. Века эта часть учения имамитов находила горячий отклик среди угнетенного крестьянства Ирана, Сирии, М. Азии, Йемена. Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологич.
Оболочкой нек-рых нар. Движений в 13 -15 вв. (сербедары, сеидов движение и др.). В сер. 8 в. От имамитов отделились исмаилиты. Нек-рые шиитские секты именовали их "крайними" (гулат, от араб. Гали - выходить из пределов, преувеличивать) за отход не только от ортодоксального ислама, но и от умеренного III. Исмаилитам свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествленного имама Али, вера в переселение душ, разделение верующих на посвященных и непосвященных, своя обрядность. Нек-рые гулат участвовали в антифеод, движениях 14-15 вв. (хуруфиты, последователи Мушаша).В обрядовой практике и в праве Ш., за исключением исмаилизма и близких ему течений, немногим отличается от суннизма. Шииты признают сунну с нек-рыми изменениями (они отрицают те хадисы, к-рые восходят к противникам первого имама Али).
В то же время шииты признают право Алидов на часть милостыни. Кроме Мекки и Медины они, в отличие от суннитов, совершают паломничество и в Кербелу, Неджеф, Казимейн, а имамиты также в Самарру, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Шииты не считают офиц. Редакцию Корана безупречной, в отличие от суннитских хадисов они имеют свои предания - ахбар. Они восприняли учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают непогрешимость имамов, передаваемую от одного имама к другому. Большинство шиитов допускает необходимость иджтихада - личного мнения, складывающегося у ученых - муджтахидов при обсуждении мусульм. Законов, "благоразумное скрывание" (такыйя или китман) - притворное отречение от своих религ.
Убеждений в условиях опасности. Право имамитов признает законным врем. Брак.В результате многовековых преследований в Ш. Сложился культ мученичества и святых мучеников.Ш. Исповедуют (в различных формах) в Иране (гос. Религия), Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. Обр. В Азербайджане).Лит. Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишеской теософии, т. 1-3, М., 1909-17. Смирнов К., Персы. Очерк религий Персии, Тифлис, 1916. Беляев Е. А., Мусульм. Сектантство, М., 1957. Его же, Арабы, ислам и араб. Халифат..., М., 1965. Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (лит.). Али АсгарХикмет, Нох Гуфтар дар Тарихе-адйан (Девять лекций по истории религии), т.
1-2, Шираз, 1960/61. Ballie N. В., A digest of Moohummadan law, t. 2, Lahore, 1965. Goldziher J., Beiträge zur Literaturgeschichte der Shi'a..., W., 1874. Wellhausen J., Die religiös-politischen Oppositionsparteien in alten Islam, В., 1901. Canon Sell, Ithna Ashariya or the twelwe Imams, Madras, 1923. Donaldson D. M., The Shi'ite religion, L., 1933. Sadighi G., Les mouvements religieux iraniennes, P., 1938. Hollister J. N., The Shi'a of India, L., 1953.И. П. Петрушевский. Ленинград..
Дополнительный поиск Шиизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Шиизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шиизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа