Щапов
Афанасий Прокофьевич (1830-1876) - рус. Историк и публицист, представитель передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. Первый пропагандист в Сибири "Капитала" К. Маркса. Род. В с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. В семье пономаря и бурят. Крестьянки. Окончил в Иркутске бурсу и духовную семинарию, а также Казанскую духовную академию (1856) со степенью бакалавра. Преподавал рус. Историю в Казанской духовной академии (1856-1860) и в Казанском ун-те (1860-61). В апр. 1861 на панихиде по жертвам расстрела в с. Бездна (см. Бездненское выступление 1861) произнес революц. Речь, к-рая распространялась в рукописных списках (впервые опубл. В "Красном Архиве", 1923, No 4). За это выступление Щ. Был арестован, после многомесячного следствия отстранен от преподавания и определен чиновником по раскольничьим делам в мин-во внутр.
Дел. В Петербурге (1861-64) сблизился с кругом Н. Г. Чернышевского, занимался науч. И публицистич. Деятельностью (сотрудничал в "Современнике", "Русском слове" и "Реке". Установил связи с издателями "Колокола", с сиб. Орг-циями первой "Земли и воли"). В 1861 написал стихотворную прокламацию "К Сибири", ставшую программой прогрессивного в 60-х гг. Областничества. В 1864 Щ., как "неблагонамеренный", был сослан на родину (с. Анга). Переведенный вскоре в Иркутск, занялся изучением нар. Жизни (экспедиция в Туруханский край в 1866 и др.) и истории Сибири. Умер в Иркутске в положении поднадзорного. В работах Щ. Много места уделено истории раскола, к-рый он оценивал как нар. Движение протеста против социального гнета. Обосновывая "земско-областную теорию", Щ.
Считал необходимым преобразование гос. Строя России на основе развития местного демократич. Самоуправления. Требовал широкого просвещения народа. Исследования Ш. Основывались на его убеждении, что "главный фактор в истории есть сам народ" и что "сущность и содержание истории есть жизнь народная". В работах, написанных в ссылке, Щ. Предпринял попытку исследования ист. Судеб рус. Народа с помощью естественнонауч. Метода ("Социально-педагогич. Условия умственного развития рус. Народа", "Естественно-психологич. Условия умственного и социального развития рус. Народа", "Физическое и антропологич. Миросозерцание и социальное развитие рус. Об-ва" и др.). Но он не избежал преувеличения роли географич. Среды, антропологич. И физиологич. Факторов в ист.
Процессе. Полагая, что ослабить влияние сил природы на ход истории может только наука, Щ. Приходил к выводу, будто гл. Фактор в истории человечества есть "разум, обращенный к изучению природы, творящий открытия в области естествознания и в сфере умственной и материальной цивилизации". Этот вывод разрушал все попытки Щ. Применить естественнонауч. Материалы к изучению истории. Поборник братства народов, Щ. В качестве видного деятеля Географич. Об-ва исследовал проблемы взаимоотношений рус. И бурят, населения в Сибири.Соч. Соч., т. 1-3, СПБ, 1906-1908. Собр. Соч., Дополнительный том к изданию 1906-1908 гг., Иркутск, 1937. Неизд. Сочинения, "Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии ПРИ Казанском ун-те", т. 33, в. 2-3, Каз., 1926. А. П.
Щапов в Иркутске. (Неизд. Мат-лы), Иркутск, 1938.Лит. Аристов Н. Я., А. Л. Щапов. (Жизнь и соч.), СПВ, 1883. Кабанов П. И., Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова, M., 1954. История ист. Науки в СССР. Дооктябрьский период, Библиография, М., 1965. (Козьмин Б. П.), А. П. Щапов - историк-демократ, в кн. Очерки истории ист. Науки в СССР, т. 2, М., 1960.Ю. Д. Марголис. Ленинград..
Дополнительный поиск Щапов
На нашем сайте Вы найдете значение "Щапов" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щапов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Щ". Общая длина 5 символа