Экзистенциализм
(от позднелат. Ex(s)istentia - существование), философия существования, - идеалистическое направление совр. Бурж. Философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. Революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии - после 1-й мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции - в период 2-й мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю и др., до них - Г. О. Марсель), в 40-50-е гг. Распространился и в др. Европ. Странах, а затем и в США. Проблемы, стоящие в центре экзистенциалистской философии - человеческое существование, судьба личности в совр. Мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни и др. Политич. Позиции приверженцев Э. Различны.Проблемы философии истории занимают в Э. Большое место, поскольку в истории, как полагают экзистенциалисты, раскрывается сущность человека и постигается смысл бытия.
Хайдеггер и X. Ортега-и-Гасет, Ясперс, Бердяев и Марсель, при всем существенном различии их концепций, признают конечность человека, его смертность важнейшей характеристикой его экзистенции (существования). С конечностью человека связана временность, историчность его. В отличие от обычного (физического) времени, в к-ром разъединены прошлое, настоящее и будущее, экзистенциальная временность характеризуется, по Хайдеггеру, целостным единством этих трех "экстазов" времени. Настоящее, прошедшее и будущее проникают друг в друга и тем самым образуют как бы исходную клеточку "историчности".Хотя человек конечен, как и остальные живые существа, но в отличие от них, подчеркивают экзистенциалисты, человек сознает свою конечность и благодаря этому она становится фактором, определяющим его духовную жизнь.
Философия истории Э. Направлена, во-первых, против натуралистич. Понимания человека как существа природного - ни биологич., ни психологич. Определения человека не могут, утверждают экзистенциалисты, раскрыть специфику человека как существа конечного. Э. Здесь полемичен как по отношению к позитивизму, так и по отношению к натуралистически окрашенной "философии жизни". Во-вторых, понимание истории Э., подчеркивающим значение ист. Традиции, направлено против философии Просвещения, согласно к-рому индивид может встать над историей и судить ее с позиций вневременного разума.Связь ист. Событий, согласно Э., носит не причинно-следственный, а смысловой характер. Это не связь необходимости, а связь судьбы. Поэтому экзистенциалисты говорят о драме истории.
Содержание ее раскрывается разными представителями Э. По-разному, гл. Обр. В зависимости от того, в какой мере они допускают определение ист. Судеб трансцендентным началом. Так, Бердяев видит в истории осуществление христ. Мистерии - у истоков истории стоит вневременной акт отпадения человека от бога в силу изначально присущей ему иррациональной свободы - свободы зла. Ист. Процесс представляет собой любовь-борьбу человеческого и божеств. Начал, развертывание тайны человеческой свободы. Этот процесс должен завершиться, история не может бесконечно продолжаться (отсюда у Бердяева эсхатология, переживание истории, характерное в целом для христианства). Ясперс тоже убежден, что история уходит корнями в трансцендентное, но он не склонен интерпретировать трансценденцию в символах христианской религии.
Смыслообразующим моментом мировой истории, положившим начало тому типу человеческой личности, к-рый существует и поныне, Ясперс считает т. Н. Осевую эпоху - период примерно между 800 и 200 до н. Э. В этот промежуток времени параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции возникли конфуцианство и даосизм, джайнизм и буддизм, зороастризм, религия евр. Пророков и др.-греч. Философия, эпос Гомера, творения великих др.-греч. Трагиков. "Осевая эпоха" положила начало мировым религиям и философии, она создала новый тип личности и культуры, просветленный мыслью и остро ставящий вопрос о последнем смысле человеческого бытия, - тип, к-рого не знала "доосевая эпоха". События, происшедшие в "осевую эпоху", служат залогом возможности взаимопонимания между Востоком и Западом, т.
Е. Залогом общечеловеческой коммуникации. По Ясперсу, совр. Индустр. Цивилизация Запада и создающийся на ее базе новый, неведомый прежним эпохам тип "массового общества" несет угрозу человеку того склада, к-рый возник в "осевое время". Эта новая цивилизация хочет поставить на место прежней внутренней и смысловой связи между различными культурами связь механич. И внешнюю, осуществляемую с помощью средств массовой информации. Но это, по Ясперсу, приводит только к разрыву подлинной коммуникации между людьми и культурами. Чтобы спасти человеческую сущность, к-рой угрожает совр. Бездуховная цивилизация, необходимо, утверждает Ясперс, постоянно обращаться к великим духовным движениям "осевой эпохи".Философия истории Э.
Глубоко пессимистична, поскольку ее представители смотрят в будущее не с надеждой, а с тревогой и страхом. Все они согласны между собой в том, что совр. Период истории - это конец большой эпохи в развитии человечества, и то новое, что назревает в совр. Индустриализирующемся об-ве, представляется им гибельным для гуманистич. Ценностей. Э. Противостоит марксистско- ленинской философии и есть выражение кризиса совр. Бурж. Об-ва.Соч. Бердяев Н. A., Смысл истории, Берлин, 1923. Его же, Судьба человека в совр. Мире, Париж, 1934. Heidegger M., Sein und Zeit, Tübingen, 1960. Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., B.-Lpz., 1932. Его же, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Z., 1949. Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, P., 1960.
Ortegay Gasset, La rebelión de las masas, Madrid, 1930. Его же, Toward a philosophy of history, N. Y., 1941.Лит. Совр. Экзистенциализм, M., 1966. Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, "ВФ", 1966, No 12, 1967, No 1. Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, "Вопр. Лит-ры", 1972, No 9. Wahl J., Les philosophies de l'existence, P., 1954. Bollnow O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., 1960.П. П. Гайденко. Москва..
Дополнительный поиск Экзистенциализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Экзистенциализм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экзистенциализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 15 символа