Эснаф
Аснаф (араб., мн. Ч. От синф - род, сорт, класс), - общее название профессионально-сословных объединений ремесленников в феод. Гос-вах мусульм. Востока. Др. Названия. Хирф, тайфа, кар (Арабский Восток), касаба (Ср. Азия), ханта (Марокко). По своим экономическим и социальным функциям и внутр. Устройству во многом сходны с зап.-европ. Цехами. Важнейшее отличие Э. От цехов в том, что они не имели самоуправления, не играли заметной роли в жизни городов. Их внутр. Автономия в адм. И финанс. Вопросах была ограничена контролем со стороны чиновников (мухтасибов). В нек-рых странах наряду с объединениями свободных ремесленников существовали Э. Дворцовых ремесленников, работавших в казенных мастерских (кархане). Первые упоминания об Э. Относятся к 9 в., к 14 в.
Они известны на всем Бл. И Ср. Востоке. Позднее (16-17 вв.) Э. Встречаются на Балканах, в Крыму, в ряде р-нов Закавказья, находившихся под властью Турции и Ирана. Наибольшее распространение Э. Получили в Османской империи. История возникновения Э. Изучена слабо, однако можно считать, что они восприняли мн. Черты визант. Ремесл. Корпорации, а также испытали большое влияние со стороны мусульм. Воен.-религ. Братств (футтува, ахи).Осн. Фигурой цеховой иерархии в Э. Был мастер (муаллим (араб.), уста (тур.)), ниже его - помощник (халифа, хальфа (араб.), калфа (тур.)), к-рый лишь условно в Э. Может быть приравнен к подмастерью в западно-европейском понимании, и, наконец, ученик (шагирд (перс), чирак (тур.)). Вопросы внутр. Жизни решались советом старейшин.
В него входили религ. Глава цеха (шейх), старшина (кяхья, кедхуда), лица, ведавшие адм.-суд. Вопросами и следившие за качеством работ. К 16-17 вв. Роль религ. Руководства в жизни Э. Ослабевает, но возрастает роль старшины и др. Лиц, занимавшихся вопросами произ-ва и сбыта. По мере роста товарно-ден. Отношений, социально-имуществ. Дифференциации среди ремесленников осн. Задачами верхушки Э. Становятся сбор налогов с ремесленников и поддержание порядка среди членов Э. Функции по организации произ-ва отступают на второй план. В течение 19 в. Под воздействием европ. Экономич. Экспансии, в связи со складыванием на В. Капиталистич. Отношений и ростом конкуренции Э. Приходят в упадок. В кон. 19 - нач. 20 вв. Большинство Э. Распалось или было упразднено.Лит.
Гордлевский В. A., Избр. Соч., т. 1, М., 1960, с. 276-86, 289-306. Кузнецова Н. A., Мат-лы к характеристике ремесл. Произ-ва в иран. Городе XVIII - нач. XIX. Вв., "Уч. Зап. ИВАН", 1959, т. 17. Сухарева О. A., Позднефеод. Город Бухара, Таш., 1962. Гейдаров М. X., Ремесл. Произ-во в городах Азербайджана в XVII в., Баку, 1967. Семенова Л. A., Из истории фатимидского Египта, М., 1974. Тодоров Н., Балканският град XV-XIX век, София, 1972. Kresevljakovic Н., Esnafi i obrti u starom Sarajevo, Sarajevo, 1958. Baer G., Guilds in Middle Eastern history, в сб. Studies in the economic history of the Middle East, L., 1970.M. С. Мейер. Москва..
Дополнительный поиск Эснаф
На нашем сайте Вы найдете значение "Эснаф" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эснаф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 5 символа