Разделение церквей 1054 г.
Окончательное разделение христиан. Церкви на католич. (западную) и православную (восточную). Начало процессу р.ц. Было положено разделом в конце IV в. Рим. Империи на Западную и Восточную. В дальнейшем этот процесс обусловливался различными ист. Судьбами Зап. Европы и Византии и христианства в них.Уже в IV в. Выявилось соперничество за лидерство в христиан, церкви между епископами двух крупнейших центров христианства — Рима и Константинополя. Определенные расхождения в догматике, обрядности, в церк. Организации между ними существовали и ранее, но особенно они обострились и умножились в Раннем и нач. Высокого Средневековья. Разными были языки богослужения. Латинский — на западе, греч. И ряд местных языков — на востоке. В Зап. Европе крестились всей ладонью, в Византии — тремя пальцами.
На востоке хлебом и вином причащались и священники, и миряне, причем хлеб был квасным, на западе же миряне причащались только хлебом, и хлеб был пресным (облатки). В Зап. Европе все духовенство обязано было строго соблюдать целибат, а в Византии священнослужители (кроме епископов) могли вступать в брак. Вост. Монашество, в отличие от западного, не знало монашеских орденов. В XI в. Обострился спор о филиокве.Острые конфликты между папами римскими и константинопольскими патриархами случались и до сер. XI в. Напр., в 858 г. Непризнание папой римским Николаем I константинопольского патриарха Фотия и стремление папы подчинить себе христиан Болгарии привело к взаимным анафемам папы и патриарха. Конфликт 1054 г. Разгорелся из-за спора о церк.
Юрисдикции над Юж. Италией. В ходе его константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа римский Лев IX обвинили возглавляемые ими церкви в догматических и культовых ошибках. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме св. Софии прямо во время богослужения возложили на алтарь буллу, которая отлучала от церкви патриарха и его последователей. Михаил Керуларий тут же созвал собор, который предал анафеме папу и его сторонников. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г.Р.ц. По сути зафиксировал уже сложившееся разделение христиан, мира на «мир католический (латинский)» и «мир православный (греческий)». Западноевропейцы и византийцы с неприязнью и враждебностью относились друг к другу. Византийцы считали себя истинными преемниками величия и традиций Древнего Рима, западноевропейцев же они считали пришлыми варварами, людьми грубыми, жестокими, необразованными.
Обитателям Зап. Европы византийцы представлялись изнеженными людьми, живущими в незаслуженной роскоши, не умеющими должным образом обращаться с мечом. Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. Еще более усугубило неприязнь между католиками и православными.Лит. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Лозинский СГ. История палства. М, 1986..
Дополнительный поиск Разделение церквей 1054 г.
На нашем сайте Вы найдете значение "Разделение церквей 1054 г." в словаре Средневековый мир в терминах, именах и названиях, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Разделение церквей 1054 г., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 26 символа