Сверхтекст

265

– совокупность высказываний или текстов, объединенных содержательно и ситуативно. Это целостное образование, единство которого зиждется на тематической и модальной общности входящих в него единиц (текстов). Сверхтекст ограничен во времени и пространстве. Как целостная речевая единица имеет коммуникативные полюсы – автора и адресата.Представление о С. Отражает культуроцентрический подход к интерпретации общелингвистического понятия текст. Ситуативно-тематическое объединение разных текстов (высказываний), в том числе принадлежащих разным авторам, выступает как частносистемное речевое образование, входящее в общую систему культурного фонда нации. Таким образом, С. Является единицей культуры и понятием лингвокультурологии.В качестве таких С.

Выступают, напр., разного рода листовки, воззвания, плакаты и т.п., призывавшие в годы Великой Отечественной войны к борьбе с захватчиками, или тезисы научной конференции, объединенные одной исследовательской проблематикой, или система толкований социальных и научных понятий ("материя", "знание", "производственные отношения", "аксиология", "экзистенционализм", "материализм" и др.), связанных на основе определенной – коммунистической – идеологии, т.е. Система понятий-идеологем в словарях философских терминов, издававшихся в Советском Союзе до 1991 г., или весь массив текстов-анекдотов на тему "Штирлиц", "Василий Иванович Чапаев", "Вовочка" и т.п.Количество компонентов (структурных единиц) в С. Может быть разным – от двух-трех единиц (например две-три газетные статьи, посвященные одной теме) до трудно определимого количества (например анекдоты одной тематики, общее количество которых определяется лишь гипотетически).

При этом единство компонентов в рамках С. Обеспечивается цельностью затекстового денотата, который определяет его (сверхтекста) семантическую разновидность, относя С. Либо к тематическому, либо к модальному варианту. С. Тематического типа представляет собой объединение разных текстов/высказываний на основе единства темы (анекдоты, тезисы, рекламные блоки, публицистические статьи и др.). С. Модального типа объединяет тексты/высказывания на основе единства отношения их содержания к действительности или единства отношения автора к содержанию, выражаемому в тексте (тексты-идеологемы, тексты-императивы, тексты-советы и т.п.). В содержательном поле модальных С. Доминирует целенаправленное волеизъявление того или иного значения.Н.А.

Купина и Г.В. Битенская предлагают следующую типологию сверхтекстов:1. С. Закрытые и открытые. Закрытый С. Отличается обязательной законченностью (завершенностью) и имеет маркированный конец. Открытый С. Не имеет маркированного конца и поэтому отличается незавершенностью, предполагающей продолжение С., его количественно-качественное развитие. Напр. Совокупность коммунистических лозунгов можно назвать закрытой системой, которая не способна развиваться в силу социально-исторических условий современной российской действительности. В качестве открытого С. Может выступать система демократических лозунгов наших дней, которая в будущем может изменяться не только количественно, но и качественно.2. С. Различаются в зависимости от вида коммуникативной рамки, а именно с точки зрения категорий адресанта и адресата.

В аспекте категории адресанта С. Подразделяются на авторские и неавторские. Авторские С. Характеризуются соотнесенностью с конкретным автором (авторами) – создателем (создателями) входящих в С. Отдельных текстов. Напр., поэтический цикл, сборник научных статей, серия завершенных, относительно самостоятельных романов (рассказов, повестей) с одним главным действующим лицом (произведения А. Кристи, Б. Акунина напр.) и т.п. Неавторские С. Характеризуются отсутствием конкретного автора-создателя текста. При этом "неавторство" сверхтекста может быть выражено, во-первых, как обобщенно-анонимный образ автора – авторы считалок, поговорок, прибауток, анекдотов и пр. Существуют, но в сознании носителей языка ассоциируются с народом, во-вторых, как обобщенно-собирательный образ автора, когда автор известен в целом, но не определен в своем конкретном проявлении – лагерная поэзия сталинского периода, студенческие песни и т.п.В аспекте категории адресата выделяются С., ориентированные на относительно конкретного адресата и на адресата максимально обобщенного.

С. С конкретным адресатом – это такие единства текстов/высказываний, адресат которых в принципе предполагаем автором, обозрим не только в общих чертах, но и в некоторых частных моментах. Такой адресат поэтому поддается гипотетическому конструированию в момент создания текста. Можно сказать, что адресат здесь понимается как сознание, с которым автор вступает в мысленный диалог. Это, напр., предполагаемый читатель специализированных (профессиональных, социально ориентированных) газет и журналов, читатель научных трудов, отдельные группы избирателей, напр. Сельские работники или студенчество, потребитель рекламы "суженной" тематики (бытовые приборы, чистящие средства, лекарства для пожилых людей и др.) и т.д.С.

С максимально обобщенным адресатом ориентированы на современную аудиторию читателей (слушателей, потребителей, пользователей) вообще. В системе газетных С. Это, напр., читатели таких общенациональных газет, как "Аргументы и факты", "Комсомольская правда" и некоторых др.Отдельно выделяют С. С размытой позицией адресата. К ним относятся газеты или другие тексты, не имеющие своего специального адресата или потерявшие его.3. С точки зрения степени структурной определенности выделяются С. Однотипно структурированные и неоднотипно структурированные. Однотипно структурированные С. – это единства с наибольшей структурной определенностью. Единицами таких С. Являются однотипные канонические тексты, например, стихи определенного поэтического цикла или статьи в научном сборнике.

Единицами неоднотипно структурированных С. Служат неканонические тесты, или текстоиды. К ним можно отнести лозунги, словарные статьи-идеологемы в энциклопедических или толковых словарях.Выбор единицы анализа зависит от задач исследования и от типа С.В однотипно структурированных С. Единицей анализа является текст или текстоид, т.е. Языковые составляющие, служащие единицами соответствующих С., – лирическое стихотворение, лозунг, реклама и др.В неоднотипно структурированных С. Единица анализа выбирается в зависимости от степени ощутимости в тексте категориальной доминанты. Так, категориальной доминантой лагерной поэзии как сверхтекста может служить смысл "пространство". Тогда единицей анализа оказывается, напр., речевой сигнал ценностного представления о пространстве, сконцентрированный в отрезках разной протяженности.

Звук, подчеркивающий замкнутость пространства – начальный, серединный или конечный з, приставка за-, сама идея, воссоздающая идею замкнутости, кольцевая композиция, семантические и смысловые повторы и др.Методика анализа сверхтекстовых систем выходит за пределы лингвистического анализа, но не отрывается от него полностью.Лит. Купина Н.А., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности // Человек–Текст–Культура. – Екатеринбург, 1994..

Значения в других словарях
Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. Формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. Как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан). В русской традиции Р. Определяется как "..

Риторический прием

– понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура), стилистический прием. Причем такое осмысление понятия "Р. П." предполагает самое широкое понимание нормы и соответственно мотивированного условиями речевого общения отклонения от той или иной ее разновидности. Норма в таком случае может быт..

Связность речи как текстовая категория

– 1) свойство речи или целого текста (см. Текстовая категория), реализуемое специализированными или функционально ориентированными на выражение этого свойства разноуровневыми языковыми единицами. 2) семиологическая категория, представляющая собой основной текстообразующий фактор, имеющая двусторонний характер. А) связность как отражаемое, передаваемое или создаваемое речью наличие общего в двух или более фактах, явлениях и т.д., что обусловливает независимый характер связности. Б) связность как ..

Синонимы

(от греч. Synônymia – одноименность) – тождественные или близкие по значению (но разные по звучанию) единицы языка одного уровня (морфемы, слова и словосочетания, синтаксические конструкции).С. Чаще всего называют близкие или тождественные по значению слова и устойчивые словосочетания. Красный – багровый – алый. Смелый – храбрый – мужественный – стойкий – отважный. Капля в море – кот наплакал. Пальчики оближешь – язык проглотишь. Это лексические (фразеологические) С. Среди них выделяют. 1. Семан..

Дополнительный поиск Сверхтекст Сверхтекст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сверхтекст" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сверхтекст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа