Сверхтекст
– совокупность высказываний или текстов, объединенных содержательно и ситуативно. Это целостное образование, единство которого зиждется на тематической и модальной общности входящих в него единиц (текстов). Сверхтекст ограничен во времени и пространстве. Как целостная речевая единица имеет коммуникативные полюсы – автора и адресата.Представление о С. Отражает культуроцентрический подход к интерпретации общелингвистического понятия текст. Ситуативно-тематическое объединение разных текстов (высказываний), в том числе принадлежащих разным авторам, выступает как частносистемное речевое образование, входящее в общую систему культурного фонда нации. Таким образом, С. Является единицей культуры и понятием лингвокультурологии.В качестве таких С.
Выступают, напр., разного рода листовки, воззвания, плакаты и т.п., призывавшие в годы Великой Отечественной войны к борьбе с захватчиками, или тезисы научной конференции, объединенные одной исследовательской проблематикой, или система толкований социальных и научных понятий ("материя", "знание", "производственные отношения", "аксиология", "экзистенционализм", "материализм" и др.), связанных на основе определенной – коммунистической – идеологии, т.е. Система понятий-идеологем в словарях философских терминов, издававшихся в Советском Союзе до 1991 г., или весь массив текстов-анекдотов на тему "Штирлиц", "Василий Иванович Чапаев", "Вовочка" и т.п.Количество компонентов (структурных единиц) в С. Может быть разным – от двух-трех единиц (например две-три газетные статьи, посвященные одной теме) до трудно определимого количества (например анекдоты одной тематики, общее количество которых определяется лишь гипотетически).
При этом единство компонентов в рамках С. Обеспечивается цельностью затекстового денотата, который определяет его (сверхтекста) семантическую разновидность, относя С. Либо к тематическому, либо к модальному варианту. С. Тематического типа представляет собой объединение разных текстов/высказываний на основе единства темы (анекдоты, тезисы, рекламные блоки, публицистические статьи и др.). С. Модального типа объединяет тексты/высказывания на основе единства отношения их содержания к действительности или единства отношения автора к содержанию, выражаемому в тексте (тексты-идеологемы, тексты-императивы, тексты-советы и т.п.). В содержательном поле модальных С. Доминирует целенаправленное волеизъявление того или иного значения.Н.А.
Купина и Г.В. Битенская предлагают следующую типологию сверхтекстов:1. С. Закрытые и открытые. Закрытый С. Отличается обязательной законченностью (завершенностью) и имеет маркированный конец. Открытый С. Не имеет маркированного конца и поэтому отличается незавершенностью, предполагающей продолжение С., его количественно-качественное развитие. Напр. Совокупность коммунистических лозунгов можно назвать закрытой системой, которая не способна развиваться в силу социально-исторических условий современной российской действительности. В качестве открытого С. Может выступать система демократических лозунгов наших дней, которая в будущем может изменяться не только количественно, но и качественно.2. С. Различаются в зависимости от вида коммуникативной рамки, а именно с точки зрения категорий адресанта и адресата.
В аспекте категории адресанта С. Подразделяются на авторские и неавторские. Авторские С. Характеризуются соотнесенностью с конкретным автором (авторами) – создателем (создателями) входящих в С. Отдельных текстов. Напр., поэтический цикл, сборник научных статей, серия завершенных, относительно самостоятельных романов (рассказов, повестей) с одним главным действующим лицом (произведения А. Кристи, Б. Акунина напр.) и т.п. Неавторские С. Характеризуются отсутствием конкретного автора-создателя текста. При этом "неавторство" сверхтекста может быть выражено, во-первых, как обобщенно-анонимный образ автора – авторы считалок, поговорок, прибауток, анекдотов и пр. Существуют, но в сознании носителей языка ассоциируются с народом, во-вторых, как обобщенно-собирательный образ автора, когда автор известен в целом, но не определен в своем конкретном проявлении – лагерная поэзия сталинского периода, студенческие песни и т.п.В аспекте категории адресата выделяются С., ориентированные на относительно конкретного адресата и на адресата максимально обобщенного.
С. С конкретным адресатом – это такие единства текстов/высказываний, адресат которых в принципе предполагаем автором, обозрим не только в общих чертах, но и в некоторых частных моментах. Такой адресат поэтому поддается гипотетическому конструированию в момент создания текста. Можно сказать, что адресат здесь понимается как сознание, с которым автор вступает в мысленный диалог. Это, напр., предполагаемый читатель специализированных (профессиональных, социально ориентированных) газет и журналов, читатель научных трудов, отдельные группы избирателей, напр. Сельские работники или студенчество, потребитель рекламы "суженной" тематики (бытовые приборы, чистящие средства, лекарства для пожилых людей и др.) и т.д.С.
С максимально обобщенным адресатом ориентированы на современную аудиторию читателей (слушателей, потребителей, пользователей) вообще. В системе газетных С. Это, напр., читатели таких общенациональных газет, как "Аргументы и факты", "Комсомольская правда" и некоторых др.Отдельно выделяют С. С размытой позицией адресата. К ним относятся газеты или другие тексты, не имеющие своего специального адресата или потерявшие его.3. С точки зрения степени структурной определенности выделяются С. Однотипно структурированные и неоднотипно структурированные. Однотипно структурированные С. – это единства с наибольшей структурной определенностью. Единицами таких С. Являются однотипные канонические тексты, например, стихи определенного поэтического цикла или статьи в научном сборнике.
Единицами неоднотипно структурированных С. Служат неканонические тесты, или текстоиды. К ним можно отнести лозунги, словарные статьи-идеологемы в энциклопедических или толковых словарях.Выбор единицы анализа зависит от задач исследования и от типа С.В однотипно структурированных С. Единицей анализа является текст или текстоид, т.е. Языковые составляющие, служащие единицами соответствующих С., – лирическое стихотворение, лозунг, реклама и др.В неоднотипно структурированных С. Единица анализа выбирается в зависимости от степени ощутимости в тексте категориальной доминанты. Так, категориальной доминантой лагерной поэзии как сверхтекста может служить смысл "пространство". Тогда единицей анализа оказывается, напр., речевой сигнал ценностного представления о пространстве, сконцентрированный в отрезках разной протяженности.
Звук, подчеркивающий замкнутость пространства – начальный, серединный или конечный з, приставка за-, сама идея, воссоздающая идею замкнутости, кольцевая композиция, семантические и смысловые повторы и др.Методика анализа сверхтекстовых систем выходит за пределы лингвистического анализа, но не отрывается от него полностью.Лит. Купина Н.А., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности // Человек–Текст–Культура. – Екатеринбург, 1994..
Дополнительный поиск Сверхтекст
На нашем сайте Вы найдете значение "Сверхтекст" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сверхтекст, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа