Стиля модель традиционная
– представляет характеристику стиля речи (произведения) и стилистических средств языка по традиционной схеме-триаде. Высокий стиль – средний – низкий, иначе. + 0 – (см. Трех стилей теория), т.е. Повышение (к торжественному, риторическому) тона речи и соответствующих по стилистической окраске языковых средств или, напротив, понижение (к фамильярной, повседневно-разговорной) от "исходной" нейтральной речи (и соответствующих языковых единиц), которая берется за "среднюю норму". Такая модель обеспечивается богатой синонимикой рус. Языка, в том числе стилистической. Напр. Провозгласить – сказать – буркнуть. Очи – глаза – гляделки. Вкушать – есть – шамать. Взирать – смотреть – глазеть. И т.д. Указанная модель стиля восходит прежде всего к теории трех штилей М.В.
Ломоносова (в свою очередь восходящей к античности), которая хотя и утратила свою значимость в лит. Языке к началу XIX в., однако осталась в языковом сознании вплоть до современности (см. Ахманова, 1957). Так, сохраняется и само представление о тройной стилевой соотносительности стилевых окрасок языковых средств, и представление о высоком или низком стиле речи. Вместе с тем следует учесть, что если в ломоносовский период названные стили имели (относительно) системный характер, то с конца XVIII в. Эта системность разрушается. В совр. Рус. Лит. Языке нет высокого, среднего и низкого стилей как самостоятельных, более или менее строго очерченных систем средств, тем более в их связях с жанрами литературы. Особенно требует оговорок так называемый средний стиль (и ранее недостаточно четко очерченный).
Под ним понимаются нейтральные, т.е. Без стилистической, экспрессивной и других окрасок языковые средства, иначе говоря, неокрашенные, без коннотаций (см. Нейтральный стиль, нейтральность). Обычно это общеупотребительные языковые единицы. Однако если учесть функционально-стилистические окраски (маркеры функц. Стилей), а также то, что почти любая языковая единица может потерять в контексте свою "нейтральность", то собственно нейтральных средств в языке немного. Тем самым термин "нейтральный" ("средний" стиль) весьма условен даже в отношении к системе (строю) языка (и его средствам), но он становится еще более условным по отношению к речи, к аспекту употребления языка (К. Гаузенблас).Для современной речи (кроме случаев стилизации) не свойственна одностилевая ее окраска, тем более в увязке с определенным жанром речи.
В связи с тенденциями к демократизации языка грани между средним и низким стилями стерлись даже в речи интеллигенции (см. В особенности газетно-публиц. Стиль, парламентскую речь и др.). Использование же средств "высокого стиля" обычно оговаривается автором (использованием оборотов. Говоря высоким слогом, выражаясь высоким штилем и т.п.). Довольно широко "высокая" лексика и фразеология используется в ироническом плане как средство создания юмора и сатиры, при пародировании (обычно при столкновении разностильных единиц – М.Е. Салтыков-Щедрин, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров и др.), но также и в своей основной функции – придания высказыванию торжественности, приподнятости (напр. В передовицах газет советского периода, в некоторых жанрах, таких, как торжественная юбилейная речь).
Большей же частью это своего рода инкрустации в тексте. Примером высокого стиля (см.) и использования высокой лексики в поэтической речи может служить стихотворение А.С. Пушкина "Пророк", демонстрирующее, кстати, что эта лексика по своему происхождению является церковнославянской и книжной (Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился. / Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он… / И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный и лукавый, / И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой…).Лит. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, Изд-во МГУ, 1953. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии.
– М., 1957. Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1961. Панов М.В. О развитии русского языка в советском обществе. – ВЯ. – 1962. – №3. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.– 3-е изд. – М., 1965. Гаузенблас К. Существует ли "нейтральный стиль". // Функциональная стилистика. Теория стилей и их языковая реализация. – Пермь, 1986. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. – М., 1988. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. Hausenblas K., Vysoký – střední – nízký styl a diferenciace stylů dnes // "Slovo a slovesnost", t. 34, 1973..
Дополнительный поиск Стиля модель традиционная
На нашем сайте Вы найдете значение "Стиля модель традиционная" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стиля модель традиционная, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 25 символа