Достоевский Ф.м

84

Достоевский Ф.М.Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) Русский писательАфоризмы, цитаты -Достоевский Ф.М. - биография• Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.• Умная жена и ревнивая жена - два предмета разные.• Нельзя любить то, чего не знаешь!• Много людей честных благодаря тому, что дураки.• Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.• Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.• Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.• Юмор есть остроумие глубокого чувства.• Есть минуты, когда люди любят преступления.• Фантастическое составляет сущность действительности.• Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.• Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.Русский писатель.• В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.• Страданием своим русский народ как бы наслаждается.• Деньги - это чеканная свобода.• Знание не перерождает человека.

Оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.• Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками).• Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.• "Преступление и наказание", 1866 *)• Не говорю уже о том, что преступления в низшем классе, в последние лет пять, увеличились. Не говорю о повсеместных и беспрерывных грабежах и пожарах. Страннее всего то для меня, что преступления и в высших классах таким же образом увеличиваются и, так сказать, параллельно. Там, слышно, бывший студент на большой дороге почту разбил.

Там передовые, по общественному своему положению, люди фальшивые бумажки делают. Там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей билетов последнего займа с лотереей, - и в главных участниках один лектор всемирной истории. Там убивают нашего секретаря за границей, по причине денежной и загадочной. - (Петр Петрович)• Известно воззрение социалистов. Преступление есть протест против ненормальности социального устройства. Я тебе книжки ихние покажу. Все у них потому, что "среда заела", - и ничего больше. Любимая фраза. Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается.

У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю. "безобразия одни в ней да глупости" - и все одною только глупостью объясняется. Оттого так и не любят живого процесса жизни. Не надо живой души. Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна. А тут хоть и мертвечинкой припахивает, из каучука сделать можно, - зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется.

- (Разумихин)• С одной логикой нельзя через натуру перескочить. Логика предугадает три случая, а их миллион. Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести. Самое легкое разрешение задачи. Соблазнительно ясно, и думать не надо. Главное - думать не надо. Вся жизненная тайна на двух печатных листках умещается. - (Разумихин)• С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду. Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь.

Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу.• Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел. За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика. - (Раскольников)• Почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников. Главнейшая причина заключается не столько в материальной невозможности скрыть преступление, как в самом преступнике. Сам же преступник, и почти всякий, в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка, сменяемых, напротив того, детским феноменальным легкомыслием, и именно в тот момент, когда наиболее необходимы рассудок и осторожность.

Это затмение рассудка и упадок воли охватывают человека подобно болезни, развиваются постепенно и доходят до высшего своего момента незадолго до совершения преступления. Продолжаются в том же виде в самый момент преступления и еще несколько времени после него, судя по индивидууму. Затем проходят так же, как проходит всякая болезнь. Вопрос же. Болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?• Если мне, например, до сих пор говорили. "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило. Выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице. "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь".

Наука же говорит. Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. - (Петр Петрович)• Все. Ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь.

- (Раскольников)• Не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. - (Раскольников)• Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда. На низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие.

Первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны. Большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее.

Впрочем, тревожиться много нечего. Масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно. Вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. - (Раскольников)• __________• "Бесы"• Какая грусть и злость охватывает всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете ее на толкучем, неузнаваемом, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят.• *) Текст "Преступление и наказание" - в Библиотеке Максима Мошкова• "Зимние заметки о летних впечатлениях", 1863 *)• Мы (русские) больше циники, меньше дорожим своим, даже не любим свое, по крайней мере не уважаем его в высшей степени, не понимая, в чем дело.

лезем в европейские, общечеловеческие интересы, не принадлежа ни к какой нации, а потому, естественно, относимся ко всему холоднее, как бы по обязанности, и во всяком случае отвлеченнее.• Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия. Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз.• Любят у нас Запад, любят, и в крайнем случае, как дойдет до точки, все туда едут.• "Рассудка француз не имеет, да и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье". Эту фразу написал еще в прошлом столетии Фонвизин. И кто знает, может, и мы после Фонвизина, три-четыре поколенья сряду, читали ее не без некоторого наслаждения. Все подобные, отделывающие иностранцев фразы, даже если и теперь встречаются, заключают для нас, русских, что-то неотразимо приятное.

Разумеется, только в глубокой тайне, даже подчас от самих себя в тайне. Тут слышится какое-то мщение за что-то прошедшее и нехорошее. Пожалуй, это чувство и нехорошее, но я как-то убежден, что оно существует чуть не в каждом из нас. Мы, разумеется, бранимся, если нас в этом подозревают, и при этом вовсе не притворяемся, а между тем, я думаю, сам Белинский был в этом смысле тайный славянофил.• О, ради бога, не считайте, что любить родину - значит ругать иностранцев.• Неужели ж и в самом деле есть какое-то химическое соединение человеческого духа с родной землей, что оторваться от нее ни за что нельзя, и хоть и оторвешься, так все-таки назад воротишься.• Мы чрезвычайно легковерная нация и что все это у нас от нашего добродушия.• Парижанин ужасно любит торговать, но, кажется, и торгуя и облупливая вас, как липку, в своем магазине, он облупливает не просто для барышей, как бывало прежде, а из добродетели, из какой-то священнейшей необходимости.

Накопить фортуну и иметь как можно больше вещей - это обратилось в самый главный кодекс нравственности, в катехизм парижанина. Это и прежде было, но теперь, теперь это имеет какой-то, так сказать, священнейший вид. Прежде хоть что-нибудь признавалось, кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами мог рассчитывать хоть на какое-нибудь уважение. Ну, а теперь ни-ни. Теперь надо накопить денежки и завести как можно больше вещей, тогда и можно рассчитывать хоть на какое-нибудь уважение. И не только на уважение других, но даже на самоуважение нельзя иначе рассчитывать. Парижанин себя в грош не ставит, если чувствует, что у него карманы пусты.• Воровать гадко, подло, - за это на галеры. Буржуа многое готов простить, но не простит воровства, хотя бы вы или дети ваши умирали с голоду.

Но если вы украдете из добродетели, о, вам тогда совершенно все прощается. Вы, стало быть, хотите faire fortune и накопить много вещей, то есть исполнить долг природы человечества. Вот почему в кодексе совершенно ясно обозначены пункты воровства из низкой цели, то есть из-за какого-нибудь куска хлеба, и воровство из высокой добродетели. Последнее в высочайшей степени обеспечено, поощряется и необыкновенно прочно организовано.• Парижанин себя в грош не ставит, если чувствует, что у него карманы пусты, и это сознательно, совестливо, с великим убеждением. Вам позволяются удивительные вещи, если у вас только есть деньги. Бедный Сократ есть только глупый и вредный фразер и уважается только разве на театре, потому что буржуа все еще любит уважать добродетель на театре.

Странный человек этот буржуа. Провозглашает прямо, что деньги есть высочайшая добродетель и обязанность человеческая, а между тем ужасно любит поиграть и в высшее благородство.• Парижанин, чуть-чуть с деньжонками, желая жениться, и выбирает невесту с деньжонками. Мало того. Предварительно сосчитываются, и если окажется, что франки и вещи с той и другой стороны одинаковы, то и совокупляются. Это и везде так происходит, но тут уж в особенный обычай вошел закон равенства карманов. Кроме того, браки по любви становятся все более и более невозможными и считаются почти неприличными. Благоразумный этот обычай непременного равенства карманов и бракосочетания капиталов нарушается весьма редко.• Я заговорил об них об всех, что ищут отрадного уголка в Европе, и, право, я думал, что им там лучше.

А между тем на их лицах такая тоска. Все они ходят с гидами и жадно бросаются в каждом городе смотреть редкости и, право, точно по обязанности, точно службу продолжают отечественную. Не пропустят ни одного дворца о трех окнах, если только он означен в гиде, ни одного бургомистерского дома, чрезвычайно похожего на самый обыкновенный московский или петербургский дом. Глазеют на говядину Рубенса и верят, что это три грации, потому что так велено верить по гиду. Бросаются на Сикстинскую мадонну стоят перед ней с тупым ожиданием. Вот-вот случится что-то, кто-нибудь вылезет из-под пола и рассеет их беспредметную тоску и усталость. И отходят удивленные, что ничего не случилось. Это не самодовольное и совершенно машинальное любопытство английских туристов и туристок, смотрящих более в свой гид, чем на редкости, ничего не ожидающих, ни нового, ни удивительного, и проверяющих только.

Так ли в гиде означено и сколько именно футов или фунтов в предмете. Нет, наше любопытство какое-то дикое, нервное, крепко-жаждущее, а про себя заранее убежденное, что ничего никогда не случится.• *) Текст "Зимние заметки о летних впечатлениях" - в Библиотеке Максима Мошкова• Не понимаю я, чтоб умный человек, когда бы то ни было, при каких бы ни было обстоятельствах, не мог найти себе дела. На то и ум, чтоб достичь того, чего хочешь. Нельзя версты пройти, так пройди только сто шагов, все же лучше, все ближе к цели, если к цели идешь. И если хочешь непременно одним шагом до цели дойти, так ведь это, по-моему, вовсе не ум. Это даже называется белоручничеством. Трудов мы не любим, по одному шагу шагать не привычны, а лучше прямо одним шагом перелететь до цели или попасть в Регулы.

Ну вот это-то и есть белоручничанье.• Как только все мы переваливаем за Эйдкунен тотчас же становимся разительно похожи на тех маленьких несчастных собачек, которые бегают, потерявши своего хозяина.• Англиканские священники и епископы горды и богаты, живут в богатых приходах и жиреют в совершенном спокойствии совести. Они большие педанты, очень образованны и сами важно и серьезно верят в свое тупонравственное достоинство, в свое право читать спокойную и самоуверенную мораль, жиреть и жить тут для богатых. Это религия богатых и уж без маски. По крайней мере рационально и без обмана. У этих убежденных до отупения профессоров религии есть одна своего рода забава. это миссионерство. Исходят всю землю, зайдут в глубь Африки, чтоб обратить одного дикого, и забывают миллион диких в Лондоне за то, что у тех нечем платить им.• Богатые англичане и вообще все тамошние золотые тельцы чрезвычайно религиозны, мрачно, угрюмо и своеобразно.• Париж - это самый нравственный и самый добродетельный город на всем земном шаре.

Что за порядок. Какое благоразумие, какие определенные и прочно установившиеся отношения. Как все обеспечено и разлиновано. Как все довольны, как все стараются уверить себя, что довольны и совершенно счастливы, и как все, наконец, до того достарались, что и действительно уверили себя, что довольны и совершенно счастливы, и. И. Остановились на этом. Далее и дороги нет..

Значения в других словарях
Дороти Паркер

(1893—1967 гг.) писательница Благодаря любви время проходит незаметно, а благодаря времени незаметно проходит любовь.Единственное, о чем женщина никогда не забывает, — это год ее рождения, как только она его наконец выбрала.Если постоянно выискивать что-нибудь, что причиняет боль и заставляет чувствовать себя несчастной и никому не нужной, то находить это с каждым разом становится все проще и в конце концов не замечаешь, что сама же этого искала. Одинокие женщины часто достигают в этом большого..

Дорст

ДорстДорст Ж. (К.)Афоризмы, цитаты• Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю.(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Достоевский Ф.м. - Биография

Достоевский Ф.М. - биографияДостоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) Достоевский Ф.М. Биография Русский писатель. Федор Михайлович, второй сын в семье, родился 11 ноября (по старому стилю - 30 октября) 1821 в Москве, в здании Мариинской больницы для бедных, где отец его служил штаблекарем. В 1828 отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 приобрел село Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 - соседнюю деревню Чермошню. Мать Достоевского, урожденная Нечаева, происход..

Достоинства

Достоинствасм. Добродетель(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Дополнительный поиск Достоевский Ф.м Достоевский Ф.м

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Достоевский Ф.м" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Достоевский Ф.м, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа