Иоганн Готлиб Фихте
(1762—1814 гг.) философ, представитель немецкого классического идеализма В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным.(…) В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя. Во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений.В человеке есть разные стремления и задатки, и назначение каждого из нас — развить свои задатки по мере возможностей.(…) Все, что действительно существует, существует с безусловной необходимостью и с безусловной необходимостью существует именно так, как существует. Оно не могло бы не существовать или быть иным, чем оно есть.Женщина не видит дальше любви, и ее природа не идет дальше любви.Крепнет чувство нашего достоинства и нашей силы, когда мы говорим себе.
Мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность.(…) Личность должна быть приносима в жертву идее. Та жизнь, которая осуществляет это, есть единственно истинная и справедливая жизнь, и, следовательно, с точки зрения истины и подлинной действительности индивидуум вовсе не существует, ибо не должен иметь никакого значения и должен погибнуть, и, напротив, существует единственно род, ибо последний должен быть рассматриваем как единственно существующий.(…) Личная жизнь должна быть посвящаема идее, личное существование само по себе и по истине есть ничто, ибо от него должно отречься, напротив, жизнь только в идее, ибо только такую жизнь должно утверждать и осуществлять.Не для праздного самосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами, нет — для деятельности существуешь ты.
Твое действование, и только оно одно, определяет твою ценность.Ничто так не умерщвляет неукоснительно любовь женщины, как подлость и бесчестность мужчины.Общее совершенствование, совершенство— вание самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе.Последняя высшая цель общества — полное согласие и единодушие со всеми возможными его членами. Но так как достижение этой цели, достижение назначения человека вообще предполагает достижение абсолютного совершенства, то и первое и второе равно недостижимо, пока человек не перестанет быть человеком и не станет Богом.Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать.(…) Сам разум не может быть теоретическим, не будучи практическим.
В человеке невозможна никакая интеллигенция, если в нем нет некоторой практической способности…Свобода (…) мыслима только в разумных существах, но в них она, несомненно, мыслима.Стоять и жаловаться на человеческое падение, не двинув рукой для его уменьшения, значит поступать по-женски. Карать и злобно издеваться, не сказав людям, как им стать лучше, — не по-дружески. Действовать. Действовать. — вот для чего мы существуем.Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими.У каждого есть обязанность не только вообще желать быть полезным обществу, но и направлять по мере сил своих и разумения все свои старания к последней цели общества, именно все более облагораживать род человеческий, т.
Е. Все более освобождать его от гнета природы, делать его все более самостоятельным и самодеятельным, и таким-то образом благодаря этому новому неравенству возникает новое равенство — именно однообразное развитие культуры во всех индивидуумах (…)Ученый по преимуществу предназначен для общества. Он, поскольку он ученый, больше, чем представитель какого-либо другого сословия, существует только благодаря обществу и для общества.(…) Ученый, поскольку мы до сих пор развили понятие о нем, по своему назначению учитель человеческого рода.Но он обязан познакомить людей не только в общем с их потребностями и средствами для удовлетворения последних, — он должен в особенности указывать им во всякое время и на всяком месте потребности, появившиеся именно сейчас, при этих определенных условиях, и определенные средства для достижения сейчас поставленных целей.
Он видит не только настоящее, он видит также и будущее, он видит не только теперешнюю точку зрения, он видит также, куда человеческий род теперь должен двинуться, если он хочет остаться на пути к своей последней цели и не отклоняться от него и не идти по нему назад. Он не может требовать, чтобы род человеческий сразу очутился у той цели, которая только привлечет его взор, и не может перепрыгнуть через свой путь, а ученый должен только позаботиться о том, чтобы он не стоял на месте и не шел назад. В этом смысле ученый — воспитатель человечества.(…) Человеческий род в своих древнейших поколениях должен был без всякого усилия или свободы быть совершенно разумным по крайней мере в одном пункте своего существования.
По крайней мере в одном пункте последнего, говорю я. Ибо истинная цель его существования все же не разумное бытие, а разумное становление через свободу.Я подчинен неумолимой силе строгой необходимости. Если она определяет меня к тому, чтобы быть глупым и порочным, я, без сомнения, стану глупым и порочным. Если она определяет меня к тому, чтобы быть мудрым и добрым, я, несомненно, стану мудрым и добрым. В этом нет вины или заслуги ни с ее стороны, ни с моей. Она подчинена своим собственным законам, я же — ее законам. Раз я это понял, раз мое бытие уже вполне подчинено ей, я достигну наибольшего спокойствия, если подчиню ей также и свои желания.Человек предназначен для жизни в обществе. Он должен жить в обществе.
Он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно.(Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.).
Дополнительный поиск Иоганн Готлиб Фихте
На нашем сайте Вы найдете значение "Иоганн Готлиб Фихте" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоганн Готлиб Фихте, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 19 символа