Фонвизин Д.и
Фонвизин Д.И.Фонвизин Денис Иванович (1744 - 1792) Русский писатель, драматург, публицист.Афоризмы, цитаты -Фонвизин Д.И. - биография• Слава Богу, что на вранье пошлин нет. Ведь куда бы какое всем нам было разорение!• Начинаются чины - перестает искренность.• Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.• У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.• Когда же то тебя так сильно изумляет,• Что ни'зка тварь корысть всему предпочитает• И к счастию бредет презренными путьми, -• Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.• __________• "Всеобщая придворная грамматика", 1786 *)• Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.• Что есть придворная, ложь.
Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.• Какие люди обыкновенно составляют двор. Гласные и безгласные.• Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например. Если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет. О. - того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку. А. - тогда дело обыкновенно в тот же час и решено. Сколько у двора бывает гласных.
Обыкновенно мало. Три, четыре, редко пять.• Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода. Есть. Полугласные, или полубояре. Что есть полубоярин. Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные. Или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.• Что при словах примечать должно. Род, число и падеж. Что есть придворный род. Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит. Ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы. Что есть число.
Число у двора значит счет. За сколько подлостей сколько милостей достать можно. А иногда счет. Сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного. Или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных. Что есть придворный падеж. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже. Снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.• Сколько у двора глаголов. Три. Действительный, страдательный, а чаще всего отложительный.• Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются. Повелительное и неопределенное.• Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени.
Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол. Быть должным. (Для примера прилагается здесь спряжение настоящего времени чаще всех употребительнейшего):• Я должен. Мы должны.• Ты должен. Вы должны.• Он должен. Они должны.• Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени. Весьма редко. Ибо никто долгов своих не платит. А в будущем. В будущем спряжение сего глагола употребительно. Ибо само собою разумеется, что всякий непременно в долгу будет, если еще не есть.• *) Текст "Всеобщая придворная грамматика" - в Библиотеке Максима Мошкова• "Недоросль", 1781 *)• - А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.
Скажи, болван, чем ты оправдаешься. - (г-жа Простакова)• - Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал. Ну да извольте отдавать портному. - (Тришка. Портной)• - Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение. - (г-жа Простакова)• - Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. - (Тришка)• - Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился. Говори, скот. - (г-жа Простакова)• - Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. - (Тришка)• Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно, и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
- (Стародум)• Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. - (Стародум)• Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться. Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных. И, во-первых, толпа скаредных льстецов всеминутно силится уверять его, что люди сотворены для него, а не он для людей.
- (Стародум)• Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. - (Стародум)• - Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение. Но способы сделать людей добрыми. - (Правдин)• - Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди. Что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга. Что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош будет. - (Стародум)• - Справедливо.
Великий государь дает. - (Правдин)• - Милость и дружбу тем, кому изволит. Места и чины тем, кто достоин. - (Стародум)• - Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании. - (Правдин)• - Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному. Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. - (Стародум)• Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие.
Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места. В одном, как великие люди способствовали благу своего отечества. В другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. - (Стародум)• Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом. - (Стародум)• Век живи, век учись, друг мой сердешный. - (г-жа Простакова Митрофану)• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
На все прочее мода. На умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. (...) Без нее (без души) просвещеннейшая умница - жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души - зверь. - (Стародум)• - Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило. (...) Меня взяли ко двору. - (Стародум)• - Как же вам эта сторона показалась. - (Правдин)• - Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. - (Стародум)• - Хоть крюком, да просторна ли дорога. - (Правдин)• - А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.
- (Стародум)• - Так поэтому тут самолюбие. - (Правдин)• - Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно. О себе одном пекутся. Об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки. - (Стародум)• - Но те достойные люди, которые у двора служат государству. - (Правдин)• - О. Те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних. - (Стародум)• *) Текст "Недоросль" - в Библиотеке Максима Мошкова• От двора выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого.
Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. - (Стародум)• - Итак, вы отошли от двора ни с чем. - (Правдин)• - Как ни с чем. Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем. Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила. - (Стародум)• - С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. - (Правдин)• - Призывать. А зачем. - (Стародум)• - За тем, за чем к больным врача призывают. - (Правдин)• - Мой друг. Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно.
Тут врач не пособит, разве сам заразится. - (Стародум)• А кто богат. Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало. Друг мой. Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. - (Стародум)• Оставлять богатство детям. В голове нет. Умны будут, без него обойдутся. А глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван* (* статуя) - все болван. - (Стародум)• - Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение. - (Правдин)• - Почтение. Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное.
А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам. - (Стародум)• Так веселым пирком, да за свадебку. - (г-н Скотинин. Брат г-жи Простаковой)• - Ты хоть для виду поучись. - (г-жа Простакова)• - Ну. А там что. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - А там и женишься. - (г-жа Простакова)• - Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь. Только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. - (Митрофан)• - Придет час воли божией. - (г-жа Простакова)• - Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. - (Митрофан)• - Ну. Давай доску, гарнизонная крыса. Задавай, что писать. (...) Задавай же зады, поворачивайся. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - Все зады, ваше благородие.
Ведь с задами-то век назади останешься. - (Цыфиркин. Отставной сержант, учитель математики)• - Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави. - (г-жа Простакова)• - Задача. Изволил ты, на приклад* (* например), итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое. - (Цыфиркин. Отставной сержант, учитель математики)• - Трое. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - На дороге, на приклад же, триста рублей. - (Цыфиркин)• - Триста. - (Митрофан)• - Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата. - (Цыфиркин)• - Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль. - (Митрофан)• - Что, что, до дележа. - (г-жа Простакова)• - Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.
- (Митрофан)• - Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. - (г-жа Простакова)• - Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей. - (Цыфиркин. Отставной сержант, учитель математики)• - Десять. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять. (...) Сколько бы ж на год. - (Цыфиркин)• - Нуль да нуль - нуль. Один да один. - (Митрофан)• - Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю. Да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать. Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
- (г-жа Простакова)• - Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют. И добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих. - (Стародум)• - Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно от того, что есть в других хорошее. Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. - (Софья. Племянница Стародума)• - Они жалки, это правда. Однако для этого добродетельный человек не перестает итти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить. - (Стародум)• - Да скажите же мне, пожалуйте, виноваты ли они.
Всякий ли человек может быть добродетелен. - (Софья)• - Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала. - (Стародум)• - Кто ж остережет человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть. - (Софья).
Дополнительный поиск Фонвизин Д.и
На нашем сайте Вы найдете значение "Фонвизин Д.и" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фонвизин Д.и, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 12 символа