Фонвизин Д.и

82

Фонвизин Д.И.Фонвизин Денис Иванович (1744 - 1792) Русский писатель, драматург, публицист.Афоризмы, цитаты -Фонвизин Д.И. - биография• Слава Богу, что на вранье пошлин нет. Ведь куда бы какое всем нам было разорение!• Начинаются чины - перестает искренность.• Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.• У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.• Когда же то тебя так сильно изумляет,• Что ни'зка тварь корысть всему предпочитает• И к счастию бредет презренными путьми, -• Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.• __________• "Всеобщая придворная грамматика", 1786 *)• Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.• Что есть придворная, ложь.

Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.• Какие люди обыкновенно составляют двор. Гласные и безгласные.• Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например. Если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет. О. - того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку. А. - тогда дело обыкновенно в тот же час и решено. Сколько у двора бывает гласных.

Обыкновенно мало. Три, четыре, редко пять.• Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода. Есть. Полугласные, или полубояре. Что есть полубоярин. Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные. Или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.• Что при словах примечать должно. Род, число и падеж. Что есть придворный род. Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит. Ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы. Что есть число.

Число у двора значит счет. За сколько подлостей сколько милостей достать можно. А иногда счет. Сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного. Или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных. Что есть придворный падеж. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже. Снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.• Сколько у двора глаголов. Три. Действительный, страдательный, а чаще всего отложительный.• Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются. Повелительное и неопределенное.• Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени.

Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол. Быть должным. (Для примера прилагается здесь спряжение настоящего времени чаще всех употребительнейшего):• Я должен. Мы должны.• Ты должен. Вы должны.• Он должен. Они должны.• Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени. Весьма редко. Ибо никто долгов своих не платит. А в будущем. В будущем спряжение сего глагола употребительно. Ибо само собою разумеется, что всякий непременно в долгу будет, если еще не есть.• *) Текст "Всеобщая придворная грамматика" - в Библиотеке Максима Мошкова• "Недоросль", 1781 *)• - А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.

Скажи, болван, чем ты оправдаешься. - (г-жа Простакова)• - Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал. Ну да извольте отдавать портному. - (Тришка. Портной)• - Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение. - (г-жа Простакова)• - Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. - (Тришка)• - Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился. Говори, скот. - (г-жа Простакова)• - Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. - (Тришка)• Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно, и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

- (Стародум)• Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. - (Стародум)• Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться. Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных. И, во-первых, толпа скаредных льстецов всеминутно силится уверять его, что люди сотворены для него, а не он для людей.

- (Стародум)• Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. - (Стародум)• - Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение. Но способы сделать людей добрыми. - (Правдин)• - Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди. Что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга. Что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош будет. - (Стародум)• - Справедливо.

Великий государь дает. - (Правдин)• - Милость и дружбу тем, кому изволит. Места и чины тем, кто достоин. - (Стародум)• - Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании. - (Правдин)• - Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному. Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. - (Стародум)• Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие.

Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места. В одном, как великие люди способствовали благу своего отечества. В другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. - (Стародум)• Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом. - (Стародум)• Век живи, век учись, друг мой сердешный. - (г-жа Простакова Митрофану)• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

На все прочее мода. На умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. (...) Без нее (без души) просвещеннейшая умница - жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души - зверь. - (Стародум)• - Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило. (...) Меня взяли ко двору. - (Стародум)• - Как же вам эта сторона показалась. - (Правдин)• - Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. - (Стародум)• - Хоть крюком, да просторна ли дорога. - (Правдин)• - А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.

- (Стародум)• - Так поэтому тут самолюбие. - (Правдин)• - Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно. О себе одном пекутся. Об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки. - (Стародум)• - Но те достойные люди, которые у двора служат государству. - (Правдин)• - О. Те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних. - (Стародум)• *) Текст "Недоросль" - в Библиотеке Максима Мошкова• От двора выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого.

Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. - (Стародум)• - Итак, вы отошли от двора ни с чем. - (Правдин)• - Как ни с чем. Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем. Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила. - (Стародум)• - С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. - (Правдин)• - Призывать. А зачем. - (Стародум)• - За тем, за чем к больным врача призывают. - (Правдин)• - Мой друг. Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно.

Тут врач не пособит, разве сам заразится. - (Стародум)• А кто богат. Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало. Друг мой. Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. - (Стародум)• Оставлять богатство детям. В голове нет. Умны будут, без него обойдутся. А глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван* (* статуя) - все болван. - (Стародум)• - Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение. - (Правдин)• - Почтение. Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное.

А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам. - (Стародум)• Так веселым пирком, да за свадебку. - (г-н Скотинин. Брат г-жи Простаковой)• - Ты хоть для виду поучись. - (г-жа Простакова)• - Ну. А там что. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - А там и женишься. - (г-жа Простакова)• - Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь. Только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. - (Митрофан)• - Придет час воли божией. - (г-жа Простакова)• - Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. - (Митрофан)• - Ну. Давай доску, гарнизонная крыса. Задавай, что писать. (...) Задавай же зады, поворачивайся. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - Все зады, ваше благородие.

Ведь с задами-то век назади останешься. - (Цыфиркин. Отставной сержант, учитель математики)• - Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави. - (г-жа Простакова)• - Задача. Изволил ты, на приклад* (* например), итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое. - (Цыфиркин. Отставной сержант, учитель математики)• - Трое. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - На дороге, на приклад же, триста рублей. - (Цыфиркин)• - Триста. - (Митрофан)• - Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата. - (Цыфиркин)• - Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль. - (Митрофан)• - Что, что, до дележа. - (г-жа Простакова)• - Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.

- (Митрофан)• - Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. - (г-жа Простакова)• - Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей. - (Цыфиркин. Отставной сержант, учитель математики)• - Десять. - (Митрофан. Сын г-жи Простаковой, недоросль)• - Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять. (...) Сколько бы ж на год. - (Цыфиркин)• - Нуль да нуль - нуль. Один да один. - (Митрофан)• - Не трудись по-пустому, друг мой. Гроша не прибавлю. Да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать. Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

- (г-жа Простакова)• - Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют. И добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих. - (Стародум)• - Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно от того, что есть в других хорошее. Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. - (Софья. Племянница Стародума)• - Они жалки, это правда. Однако для этого добродетельный человек не перестает итти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить. - (Стародум)• - Да скажите же мне, пожалуйте, виноваты ли они.

Всякий ли человек может быть добродетелен. - (Софья)• - Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала. - (Стародум)• - Кто ж остережет человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть. - (Софья).

Значения в других словарях
Фокион

(397—317 гг. До н.э.) афинский политик и военачальникХабрий решил отправить Фокиона собрать подать с островов и давал ему двадцать кораблей, но Фокион (…) возразил. «Если меня посылают на войну, нужны силы побольше, а если к союзникам — хватит и одного корабля».(Фокион) излагал перед народом какое-то свое суждение (…). Видя, что все одобряют его речь, он обернулся к друзьям и спросил. «Уж не сказал ли я ненароком что-нибудь неуместное?»Когда умер Филипп (Македонский), Фокион отговаривал народ пр..

Фольклор

Фольклор — песнь пастуха — есть речь, рассчитанная на самого себя. Ухо внемлет рту. Иосиф Бродский Народные песни — это когда на сцене больше народа, чем в зале. В жизни нужно испробовать все, кроме инцеста и народных танцев. Томас Бичем Ансамбли народной песни и пляски доказывают, что наш народ необычайно богат людьми, не умеющими ни петь, ни плясать. Максим Звонарев Следует отличать народное искусство от народно-демократического.Станислав Ежи Лец(Источник. «Большая книга афоризмов.» Душенко К...

Фонвизин Д.и. - Биография

Фонвизин Д.И. - биографияФонвизин Денис Иванович (1744 - 1792) Фонвизин Д.И. Биография Русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи. Фамилия Фонвизин в XVIII в. Писалась в два слова, что сохранялось до половины XIX в. Правописание в одно слово окончательно было установлено Тихонравовым. Родился Фонвизин 14 апреля (по старому стилю - 3 апреля) 1745, в Москве. Происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI в. И совершенно обрусевшего. Первоначальное образ..

Фонвизин Денис Иванович

(1744/1745—1792 гг.) писатель, драматург А разве тот счастлив, кто счастлив один. Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию. Рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?Без знатных дел знатное состояние ничто.Без ума жить худо. Что ты наживешь б..

Дополнительный поиск Фонвизин Д.и Фонвизин Д.и

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фонвизин Д.и" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фонвизин Д.и, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 12 символа