Метрополитен
Сеть скоростных городских внеуличных ж. Д. С электр. Тягой поездов. М. Служит для быстрых, дешевых и безопасных перевозок больших масс пассажиров и строится в больших городах, когда напряженность (густота) уличного движения делает невозможным увеличение его быстроты и обеспечение безопасности. М., как правило, являются подземными ж. Д., путь к-рых уложен в тоннелях. Однако имеются М., где часть линий проходит над землей, на эстакадах, под к-рыми может совершаться движение обычного уличного тр-та (Берлин, Нью-Йорк), или по поверхности земли в случаях, когда линия проходит по малонаселенным местам. Новейшие М. Имеют выходы на поверхность только в местах малонаселенных или в силу особых условий, напр. У перехода через реку.
Основные части М. 1) жел.-дор. Путь, чаще всего обычного, принятого на поверхностных ж. Д. Типа. 2) станции с наземными и подземными вестибюлями, лестницами, или эскалаторами, для подъема и опускания пассажиров. 3) вентиляционные установки большой мощности для поддержания чистоты и умеренной темп-ры воздуха. 4) отопительные устройства (в странах с холодным климатом). 5) насосные станции для удаления попадающих в тоннель поверхностных и грунтовых вод и фекальных жидкостей. 6) тяговые электроподстанции для подачи (или переработки) тока для движения поездов, освещения и других нужд. 7) депо и мастерские для осмотра, стоянки, ремонта вагонов и производства других необходимых работ. 8) устройства, обеспечивающие безопасность движения (автоблокировка, централизация стрелок, телефонная связь, автостопы).
Прокладка тоннелей осуществляется различными методами. При методе открытой выемки тоннель сооружают в вырытой траншее и затем засыпают землей. Применение его крайне затрудняет уличное движение. При методе закрытом, или горном, роют вертикальные колодцы-шахты, от к-рых по низу пробивают подземные ходы — штольни. Стенки этих подземных ходов одевают затем камнем, бетоном или железобетоном. При щитовом методе подземные ходы прокладывают особыми горизонтальными цилиндрами, к-рые давлением сжатого воздуха или домкратами вгоняют в землю. Последняя выбирается, и проделанное отверстие укрепляется железобетонной кладкой или чугунными сегментами — тюбингами, образующими круглую обделку тоннеля. Этот метод является наиболее совершенным.
Блестящим образцом великолепной стройки М., включающей все последние достижения техники, является Московский М. — славное детище социалистической страны, "символ строящегося нового социалистического общества" (Л. М. Каганович), отражение великой сталинской заботы о людях. Построенный под личным руководством Л. М. Кагановича в рекорднокороткий срок, Московский М. Превосходит все мировые сооружения этого рода исключительной красотой, чистотой, предельной точностью движения поездов, полной безопасностью движения, совершенством вентиляции..
Дополнительный поиск Метрополитен
На нашем сайте Вы найдете значение "Метрополитен" в словаре Технический железнодорожный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метрополитен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 12 символа