Гегель Георг Вильгельм Фридрих

90

(1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист.представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. Родился в Штутгарте в 1770 г. В семье чиновника. В 1788-1793 гг. Учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. Был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. И до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831).Проблемы государства и права Г. Разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области. "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве", "Феноменология духа", "Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг", "Философия духа", "Философия права", "Философия истории", "Английский билль о реформе 1831 года".Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в "Философии права".

Право, а также мораль и нравственность Г. Рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. Охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. О тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. Действительное - не то же самое, что и существующее. Только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. Реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать.Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права.

Идея права - это единство понятия права и его осуществления. Право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным. ••Понятие "право" у Г. Имеет несколько значений. Право как свобода ("идея права"), право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"), право как закон ("позитивное право"). Система права как реализованной свободы - это система "особых прав", переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие. А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, "особое право". Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству.

"Особые права" ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. Раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое "особое право" по отношению к предыдущему "особому праву" представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным "особым правом" обладает государство.Позитивное право является одним из "особых прав". Право в себе превращается в закон посредством "законодатель-ствования". Г. Не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Г. Считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права.

Абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали. Семья, общество, государство к нравственности. Г. Полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. Подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей.Сознательное нарушение права Г. Рассматривал как преступление.

Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. Приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. Субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема. 'Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства. Г. Дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. Понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех.

У гражданского общества есть свои признаки. Система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. Связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г. Не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство.В государстве заключена идея разума.

Права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй.внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя. Г. Соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть "гарантия публичной свободы", но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве.

Г. Не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. Присоединяя свое субъективное. "Я хочу". Правительственная власть понимается Г. Как "власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее". Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г. Считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того,чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному.При всех противоречиях Г.

Все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование. Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не влас-тен. Г. Не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что "трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться".

Г. Допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира, подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд.Всемирная история состоит из четырех царств. Восточного,греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств. Восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны".

Мировой дух дает право быть "носителем степени развития" какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. Считал эпохой германской нации.К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. Помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. О государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. Дала почву как для консервативных, реакционных учений,так и для критических,прогрессивных взглядов. ' Лит..-Маркс К..Энгельс Ф. К кри-тике гегелевской философии права. Соч. 2-е изд. Т. 1.М., 1955;Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3. М., 1955.

Энгельс Ф. Фейербах и конец классической немецкой идеологии. Соч. Т. 2. М., 1955. Гайм Р. Гегель и его время:Пер. С нем. СПб., 1861. Кэрд Э. Гегель:Пер. С англ. М., 1898. Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Пер. С нем. СПб., 1902-1903. Нерсесянц B.C. Гегель. М. 1979;Rosenzweig F. Hegel und derStaat.Bd. 1-2. Aalen, 1962.Тимошевская А.Д..

Значения в других словарях
Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, ≈ 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788≈93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793≈1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор ..

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich)ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ(1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тю..

Гвинея-бисау (республика Гвинея-бисау)

- государство в Западной Африке. Независимо с 23 сентября 1973 г. (вооруженные действия за независимость начались в 1959 г.). Столица - г. Бисау. Административное деление. 8 округов, автономный сектор Бисау, 37 районов. По действующей Конституции 1991 г. - республика. Президент избирается сроком на 5 лет. Однопалатный парламент - Национальное народное собрание - состоит из 100 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. Срок их полномочий - 4 года. В период между сессиями парламента его полномо..

Гегель (hegel) Георг Вильгельм Фридрих

(1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. Родился в Штутгарте в 1770 г. В семье чиновника. В 1788-1793 гг. Учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. Был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. И до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831). Проблемы государства и права Г. Разрабатывал на разных этапах свое..

Гедонизм

- стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.. ..

Гедонистический Индекс

- индекс, исчисленный с учетом изменения качества продукции.. ..

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

(1770-1831) – немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – «развитие» – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление. Качество, количество, мера. Сущность, явление, действительность. Понятие, объект, идея), его перехода в отчужденное состояние инобытия – природу, его возвращения к себе..

Дополнительный поиск Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гегель Георг Вильгельм Фридрих" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гегель Георг Вильгельм Фридрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 30 символа