Каперство

106

(гол. Kapen захватывать судно. Стянуть, стащить, украсть и kaper - вор) -1) в широком смысле и разговорное - морской разбой, то же, что и корсарство или пиратство;2) вмеж-дународном праве - международный деликт, выражающийся в умышленных действиях по захвату, разграблению и уничтожению судами, принадлежащими частным лицам, с разрешения правительства государства флага, коммерческих неприятельских судов или судов нейтральных стран, осуществляющих морские перевозки грузов и (или) пассажиров в пользу какой-либо воюющей стороны.Сложившаяся в период средневековья (XII-XIII вв.) практика привлечения частных судов к морской войне особенно широкое распространение получила с XVI в. По начало XIX в. Эта практика состояла в выдаче авантюристам-соискателям соответствующих патентов - каперских свидетельств на право участия в военно-морских операциях на стороне государства патентодателя.

К. Использовалось преимущественно европейскими державами в отсутствие (при недостатке) военно-морских флотов. Например. Изданный в 1720 г. В Российской Империи Устав морской содержал следующее определение понятия "капер":"Торговое морское судно, вооруженное и наносящее вред неприятелю с разрешения правительства, т.е. Морской партизан". Наличие указанного патента гарантировало каперам неприкосновенность их судов при встрече с кораблямидружественных стран, а в случае пленения враждебными кораблями - статус военнопленных.Сохраняя правовое положение частных лиц, каперы, тем не менее, были обязаны подчиняться верховному командованию государства флага и могли выполнять свою миссию лишь во время войны и только по отношению к судам государства (государств), находившегося в состоянии войны со страной, выдавшей каперское свидетельство.

Каперы должны были соблюдать законы и обычаи морской войны, нарушение которых грозило лишением патента или отказом в его продлении, а также весьма суровым уголовным наказанием.Считалось, что капер, управомочен-ный государством флага на применение силы, не должен рассматриваться как пират, даже в случае совершения им насильственных действий против нейтральных судов, а ответственность за такие инциденты ложится на государство-принципала. В связи с этим возникала проблема определения национальной принадлежности каперов. Во время франко-мексиканской войны в 1839 г. Франция заявила. Что будет относить к категории пиратских те из каперских судов, действовавших под флагом Мексики, капитаны и по крайней мере 2/^ членов экипажей которых не являются мексиканскими подданными по рождению.

В свою очередь мексиканский президент в 1846 г. Поставил вопрос о том, следуетли считать пиратскими суда. Капитаны которых обладают патентами на К., приобретенными не в Мексике, а за границей.По мере становления и количественного роста военно-морских флотов К., показавшее свою эффективность в качестве средства морской войны (например, только в период с 1756 по 1760 г. Французскими каперами было захвачено 2500 английских судов), стало, тем не менее, отмирать и было формально упразднено принятием на Парижском мирном конгрессе 4 (16) апреля 1856 г. Декларации о морской войне, где указывалось. "Каперство есть и остается уничтоженным" (п.1). В этом акте. Направленном на защиту международного торгового мореплавания, говорилось также, что "Правительства подписавшихся уполномоченных обязуются довести эту Декларацию до сведения государств, не призванных участвовать в Парижском конгрессе, пригласив их к ее принятию".

Участники Декларации (первоначально- Великобритания. Пруссия. Россия. Сардиния, Турция, Франция, а позднее - Аргентина, Бельгия. Бразилия, Гаити, Гватемала, Греция, Дания, Нидерланды, Норвегия, Перу, Португалия, Соединенные Штаты Северной Америки, Уругвай, Швеция, Испания и Япония) выразили уверенность в том, что ее положения "будут приняты всеми с благодарностью".С установлением запрета на К. Связаны и положения VII Гаагской конвенции об обращении торговых судов в суда военные (1907), предусматривающей, что для наделения коммерческих судов правомочиями комбатантов необходимо соблюдение следующих условий:а) постановка судна под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства флага:б) придание капитану статуса государственного служащего соответствующей страны:в) подчинение самого судна и всех членов его экипажа воинской дисциплине:г) наличие у судна внешних отличительных признаков военных судов, плавающих под тем же флагом;д) безусловное и всеобъемлющее выполнение таким судном требований законов и обычаев морской войны.Еще одно свидетельство широкого международного признания противоправности К.

- не вступившая в силу Декларация о морской войне, подписанная крупнейшими морскими державами 26 февраля 1909 г., где зафиксировано:"Нейтральное судно конфискуется и вообще подвергается тем последствиям, коим оно подлежало бы, если бы было неприятельским торговым судном:а) когда оно принимает прямое участие в военных действиях:б) когда оно находится под начальством и контролем особого лица, помещенного на судно неприятельским правительством:в) когда оно зафрахтовано целиком неприятельским правительством".К. Следует отличать от пиратства и рейдерства, причем под последним понимается участие в выполнении военных операций судна, состоящего на государственной службе, внесенного в реестр военных судов и имеющего в качестве главной задачи не захват и разграбление неприятельских судов, а выведение их из строя, уничтожение.Лит.

Лис т Ф. Международное право в систематическом изложении. Юрьев. 19Г2. Модж о р я н Л.А. Терроризм на море. Борьба государств за безопасность морского судоходства. М-. 1991. Мартене Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. Т. XII. СПб. 1909.Волосов М.Е..

Значения в других словарях
Каперство

осуществление военных действий на море частновладельческими судами, получившими от государства специальное разрешение — каперское свидетельство на захват и уничтожение неприятельских судов, а также судов нейтральных стран, занимающихся перевозкой грузов для неприятельского государства (см. Контрабанда). Особенно широкое развитие К. Получило в средние века. Первоначально частные лица пользовались правом захватывать и грабить неприятельские суда без каких-либо специальных полномочий, затем госуд..

Каперство

КАПЕРСТВО (от нидерл. Kaper - морской разбойник) - нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения (т. Н. Каперские свидетельства) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства. Запрещено Парижской декларацией о морской войне 1856.. ..

Каперство

Военные действия против военных и торговых судов враждебного государства, осуществляемые частными судами-каперами (нем. Kaper, фр. Corsaire, англ. Privateer), получившими на то специальное разрешение (каперское свидетельство, фр. Lettre de marque). Такая практика возникла не позднее 13 в. В 1242 английский король Генрих III призвал моряков т.н. Пяти портов (Гастингса, Ромни, Хита, Дувера и Сэндвича) причинять французским кораблям всевозможный ущерб. На следующий год капитанам были выданы соответ..

Каперство

1) морской разбой. 2) поиски и преследование на море неприятельских судов частными лицами с разрешения правительства.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)1) преследование неприятельских судов частным лицом на своем корабле, разрешаемое правительством во время войны. 2) разбой на море.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)Занятие, свойственное таким судам.(Источник. "Словарь инос..

Каперство

Захват, разбой. ..

Каперство

Ср.Промысел капера (2). Морской разбой.. ..

Каперство

Вид морского разбоя, пиратства, заключающийся в захвате с ведома своего правительства коммерческих судов противника или нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов для неприятеля. К. Осуществлялось обычно частными лицами и их судами. Официально К. Было запрещено в 1856 г.. ..

Каперство

Вид морского разбоя, пиратства, заключающийся в захвате с ведома своего правительства коммерческих судов противника или нейтральных стран, занимавшихся перевозкой грузов для неприятеля. К. Осуществлялось обычно частными лицами и их судами. Официально К. Было запрещено в 1856 г.. ..

Каперство

(от голл. Kaper - морской разбойник) - нападение в открытом море вооруженных частных "торговых судов (но под военным флагом) воюющего государства с его разрешения (каперского свидетельства установленного образца) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных стран, перевозящие грузы для неприятельского государства. К услугам каперов прибегал Иван Грозный в период Ливонской войны. К. Было запрещено Парижской Декларацией о морской войне 1856 г.. ..

Каперство

(от голл. Kaper - морской разбойник) - нападение в открытом море вооруженных частных "торговых судов (но под военным флагом) воюющего государства с его разрешения (каперского свидетельства установленного образца) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных стран, перевозящие грузы для неприятельского государства. К услугам каперов прибегал Иван Грозный в период Ливонской войны. К. Было запрещено Парижской Декларацией о морской войне 1856 г.. ..

Каперство

(от нидерл. Kaper морской разбойник). ..

Каперство

(гол. Kapen - захватывать судно. Стянуть, стащить, украсть и kaper - вор). ..

Каперские Свидетельства

- официальные разрешения, выдававшиеся правительствами воюющих стран владельцам частных торговых судов на занятие каперством.. ..

Каперское Свидетельство

- официальное разрешение, выдававшееся правительствами воюющих стран владельцам частных торговых судов на занятие каперством.. ..

Капитал

- совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли (дохода). Термин "К." часто используется в значении "суммарные активы компании" (англ. Total assets).. ..

Капитал Венчурный

- см. РИСКОВЫЙ КАПИТАЛ.. ..

Каперство

— нападение вооруженных частных торговых судов воюющего государства с его разрешения (т. Н. Каперские свидетельства) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных государств, перевозящие грузы для неприятельского государства. Запрещено Парижской декларацией о морской войне 1856 г.. ..

Каперство

Нападение вооруж. Частновладельч. Судов воюющего гос-ва на неприятельские торг. Суда, а также на суда нейтральных стран, перевозящие контрабанду. Частное лицо, снаряжавшее судно для К., - капер (от голл. Kaper) - получало для занятия К. Специальное разрешение пр-ва. Особое значение К. Приобрело во время торг. Войн 16-18 вв., в период первоначального накопления. Широко применялось во время наполеоновских войн. Запрещено декларацией о мор. Войне, подписанной на Парижском междунар. Конгрессе 1856. ..

Каперство

Нападение частновладельческих вооруженных судов воюющего государства на торговые суда неприятеля или нейтральных стран с целью захвата или потопления этих судов. Несмотря на запрещение К. В 1856, этот вид пиратства, морского разбоя имел место и в последующем.. ..

Дополнительный поиск Каперство Каперство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каперство" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каперство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа