Конституционный Суд РФ
Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. Разделение властей, с одной стороны. - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие КС.Институт конституционного контроля был учрежден 15 декабря 1990 г. Внесением поправок в Конституцию РСФСР. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР утверждается Закон РСФСР "О Конституционно',' Суде РСФСР", а в октябре 1991 г.
Формируется КС РФ в составе 13 судей (Закон предусматривал другое число - 15 судей).Вскоре после того, как КС признал не соответствующим Конституции РСФСР Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации",его деятельность была приостановлена.В феврале 1995 г. КС возобновил свою работу в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятым ГДна основе новой Конституции РФ. Новый закон изменил по-рядок формирования КС и увеличил число его судей до 19.Задачи КС как специализированного органа конституционного контроля:защита основ конституционного строя. Основных прав и свобод человека и гражданина.
Обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. КС осуществляет следующие функции:а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ. Нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД. Правительства РФ. Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. Изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов. Договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. Не всту-пивших в силу международных догово-ров РФ (КС осуществляет исключительно последующий конституционный контроль и не вправе рассматривать проекты каких-либо нормативных актов и договоров):б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти.
Между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Между высшими органами государственной власти субъектов РФ;в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного и подлежащего применению в конкретном деле;г) дает толкование Конституции РФ:д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления:е)проверяет соответствие вопросов, выносимых на референдум, требованиям. Предусмотренным Конституцией РФ:ж) на основании анализа рассмотренных им дел принимает послания о состоянии конституционной законности в стране.КСединственный судебный орган, компетенция которого установлена в Конституции РФ.
Его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции РФ. Существо данной деятельности составляет толкование норм проверяемых актов и Конституции РФ, которое протекает по иным процессуальным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. КС воздерживается от установления фактических обстоятельств в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. КС оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции РФ. КС не толкует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции РФ, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений.19 судей разделены на 2 палаты.Председатель КС, его заместитель и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании КС из своего состава.
Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний КС, созывает их и дредседательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС,представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.Вопросы порядка определения персонального состава палат КС, распределения дел между ними, определения очередности рассмотрения дел на пленарных заседаниях и на заседаниях палат, некоторые правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в КС.требования к работникам аппарата КС, иные вопросы внутренней деятельности КС закреплены в Регламенте КС, принимаемом на пленарном заседании.Конституционное производство в КС осуществляется в двух организационно-правовых формах.
Пленарные заседания и заседания палат КС., Конституционное судопроизводство происходит на основе общих для судопроизводства принципов независимости судей, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка,гласности,устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.Еще один принцип конституционного судопроизводства, направленный на обеспечение единства и согласованности решений КС, выполняющих роль своеобразного ориентира в трактовке конституционных норм для законодательной и правоприменительной практики - презумпция истинности правовой позиции КС. Поводом к началу рассмотрения дела в КС является письменное обращение управомоченного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Запросом именуется обращение с требованием о проверке конституционности ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ. Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов. Договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. Не вступивших в силу международных договоров РФ. Обращения по поводу толкования Конституции РФ, обращения судов с требованием о проверке конституционности законов, подлежащих применению при разрешении ими индивидуально-конкретных дел, а также обращения по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Ходатайства - это обращения с требованиями о разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти. Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;между высшими органами государственной власти субъектов РФ. Жалоба - это обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Граждане могут обжаловать в КС исключительно законы - федеральные или субъектов РФ.КС не может по своему усмотрению начать проверку конституционности какого-либо нормативного 'акта или иное производство.
• ';Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).Субъектами права на обращение в КС являются.
Президент РФ, СФ, ГД, '/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.Решения КС РФ подразделяются на три вида:постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ. Итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением. Остальные решения оформляются определениями.Особое мнение судьи не является составной частью решения КС и не имеет каких-либо правовых последствий.
Оно содержит личную позицию судьи, несогласного с решением КС по существу. И подлежит опубликованию одновременно с решением КС по делу.Решение КС является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим КС, ни другими органами государственной власти. ' •>Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или в срок. Установленный в постановлении КС, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.В законе о КС говорится об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствова-ние исполнению решений КС.
Однако данная норма не содержит никаких санкций. Нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.Лкт.:Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия//Вестник МГУ, сер. 11 "Право", 1995, № 4. Бел к и н А.А. Конституционная охрана. Три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995;Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994;Л а за ре в В.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ//Государство и право, 1996, №6;0всепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах.
Ростов-на-Дону, 1992. ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. М., 1996. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995. Шульжен ко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. Эб-зеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.,1996. Лучин В.О..
Дополнительный поиск Конституционный Суд РФ
На нашем сайте Вы найдете значение "Конституционный Суд РФ" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конституционный Суд РФ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 22 символа