Международно-правовой Статус Каспийского Моря

172

– как внутриконтинентального моря (inland sea) сформировался в XVI-XIX веках договорами прибрежных государств, которых в то время было два – Персия (Иран) и Россия (потом СССР), и был признан мировым сообществом. В основе международно-правового статуса Каспия лежат его физико-географические характеристики бессточного водоема, обладающего признаками как озера (отсутствие естественной связи с Мировым океаном), так и моря (размеры, характер естественных процессов и происхождение). Крупными вехами в истории становления международно-правового статуса Каспия были Гюлистанский мирный договор 1813 г. И заменивший его Туркманчайский мирный договор 1828 г., договор России и Персии 1921 г., Конвенция о поселении, торговле и мореплавании 1931 г., Договор о торговле и мореплавании 1940 г.

Такой статус определяется двумя основными чертами. 1) полным и исключительным правом прибрежных стран на пользование пространствами и ресурсами как их общим достоянием. 2) ограничением, а в некоторых отношениях полным исключением участия неприбрежных государств в использовании пространств и ресурсов Каспия. В рамках этой концепции прикаспийские государства-участники указанных договоров пользуются свободой судоходства и другими, правомерными с точки зрения международного права, видами морепользования. Они обладают исключительным правом на природные ресурсы Каспия. Статус морского дна и его недр, как общего достояния, предполагает либо совместную разработку с последующим распределением доходов, либо пространственный раздел самих ресурсов на основе равных прав всех прибрежных государств.

Согласно существующему статусу Каспия, неприбрежные государства могут допускаться к морепользованию лишь с общего согласия всех прибрежных государств. Такое согласие может быть обусловлено следующими требованиями. А) обеспечением военно-политической безопасности. Б) обеспечением экологической безопасности. В) соблюдением природоресурсных прав и интересов прибрежных стран. С распадом СССР и появлением трех новых прикаспийских государств политическая ситуация в регионе изменилась, с учетом этого договорно-правовой статус Каспия конкретизируется. Новые проблемы обеспечения политической безопасности, управления биоресурсами Каспия, защиты окружающей среды, распределения и освоения минеральных ресурсов, ставят вопрос о разработке новых элементов статуса Каспия.

Алма-Атинская декларация, подписанная главами новых независимых государств-членов СНГ, гарантировала выполнение этими государствами международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Тем самым подтвержден статус Каспийского моря как водоема, на который распространяются права исключительно его прибрежных государств. В октябре 1992 г. В Тегеране представители прикаспийских государств пришли к соглашению о необходимости создания организации по сотрудничеству прикаспийских стран и скорейшего формирования ряда комитетов. По изучению и колебанию уровня Каспийского моря, по защите окружающей среды, по сохранению и использованию биоресурсов, по правовому статусу Каспия, по судоходству, по научным проблемам.

Проект соответствующего договора о сотрудничестве, подготовленный Ираном, строился на принципах совместного использования Каспия на основе суверенного равенства и учета прав и интересов всех прикаспийских государств. Принятие решений в рамках региональной организации прикаспийских государств предполагалось на основе консенсуса со стороны ее государств-членов и подразумевало отказ от односторонних действий отдельных государств. Совещание глав правительств прикаспийских государств, проведенное в октябре 1993 г. В Астрахани, определило основные направления совместной деятельности по решению проблем Каспийского моря, в частности его многих эколого-ресурсных проблем. Эти положения были развиты затем в Декларации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, принятой в Алма-Ате в мае 1994 г.

На совещании представителей Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Исламской Республики Иран и Российской Федерации. В ноябре 2003 г. В Тегеране все пять прикаспийских государств подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Исторически сложившийся статус Каспия может меняться только в порядке, установленном международным правом. Всякое изменение или корректировка этого статуса предполагают согласие всех прибрежных государств. Международные обязательства по договорам, установившим статус Каспия, сохраняют силу как для Ирана и России (продолжателя СССР), так и для новообразованных прикаспийских государств (Азербайджана, Туркменистана, Казахстана). До достижения соглашения прибрежных государств об изменении действующего статуса он сохраняет свою юридическую силу.

Односторонние действия, идущие вразрез с существующим статусом Каспия, в том числе и акты присвоения его пространств или установления в них исключительных природоресурсных прав, недопустимы по международному праву..

Значения в других словарях
Международно-правовое Признание

- признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения. Различными видами М.-п.п. Являются признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения, признание органов сопротивления и др. Наиболее распространенной формой такого признания в ..

Международно-правовой Обычай

- правило, длительное время применявшееся во взаимоотношениях всех или некоторых государств, если эти взаимоотношения не урегулированы международным договором. Необходимое условие - признание М.-п.о. Всеми или некоторыми государствами, выраженное либо в активной форме (в виде определенных действий), либо путем воздержания от действий. В то же время обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства, обязательны для всех стран.. ..

Международное Агентство По Атомной Энергии (магатэ)

- основано в 1955 г., является межправительственной организацией, которая на основе соглашения с ООН (1956) входит в общую систему Объединенных Наций. МАГАТЭ уполномочено. Поощрять и поддерживать изучение, развитие и практическое использование атомной энергии во всем мире в гражданских целях. Посредничать в обмене услугами и материалами между своими членами по их желанию. Обеспечивать использование материалов, услуг и оборудования для развития атомной энергетики в мирных целях. Поощрять обмен на..

Международное Агентство По Атомной Энергии (МАГАТЭ)

Межправительственная организация, входящая на основе соглашения с ООН (1956) в общую систему Объединенных Наций. Основана в 1955 г., Устав принят в 1956 г. На международной конференции. Членами МАГАТЭ являются более 120 государств. МАГАТЭ уполномочено. Поощрять и поддерживать изучение, развитие и практическое использование атомной энергии во всем мире в гражданских целях. Посредничать в обмене услугами и материалами. Поощрять обмен научной и технической информацией;предпринимать меры безопасност..

Дополнительный поиск Международно-правовой Статус Каспийского Моря Международно-правовой Статус Каспийского Моря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Международно-правовой Статус Каспийского Моря" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Международно-правовой Статус Каспийского Моря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 45 символа