Новгородцев Павел Иванович (1886-1924)
- русский юрист и философ права, профессор, один из виднейших представителей школы возрожденного естественного права. После 1917 г. Эмигрировал. Методологической опорой философско-правовых воззрений Н. Служило неокантианство, с которым был связан его переход к "системе нравственного идеализма". Вместе с тем разработанная Н. Концепция философии права опиралась на принцип личности, заимствованный у Сократа и обогащенный пониманием постоянного стремления личности к нравственном у совершенствованию. Понятие естественного права, как подчеркивал Н., всегда определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма неизменная, обусловленная самой природой.
Особенности естественного права Н. Видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и его нравственных критериев. С помощью естественного права Н. Обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей". В отличие от Л. Петражицкого Н. Отстаивал мысль о том. Что право и нравственность сосуществуют в тесном единстве. Он объяснял это следующими обстоятельствами. А) право и нравственность образуют единую сферу идеального и должного, которая не может предполагать раздвоение человеческого идеала. Б) право и нравственность имеют одинаковую конечную цель - воплощение идеи справедливости и добра. В) данная цель может быть осуществлена только на основании единого принципа личности.
Существенное место в теоретических разработках Н. Занимало философское обоснование концепции правового государства новейшего времени, в рамках которого можно выделить следующие основополагающие идеи. А) признание дуализма права, т.е. Его деления на право положительное (позитивное) и естественное(субъективное). Б) учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства. В) идея единства власти и необходимости разделения властей. Г) принцип законности, "господство знающих" и естественное подчинение им всех остальных субъектов права. Д) цель такого государства - "не гармония общественного совершенства, а свобода бесконечного развития". Именно в стремлении к "общественному совершенству" Н.
Видел главный недостаток учений о правовом государстве, который он определял как рациональный утопизм. Следствием последнего Н. Считал появление теорий социализма и анархизма, построенных на абсолютизации роли абстрактного научного мышления. Являясь противником научного социализма, Н. В своих работах по общей теории права обосновывал необходимость борьбы за конституционно-демократические преобразования в России. К сожалению, абсолютизация духовного начала в учении о личности не позволила Н. По справедливости оценить социально-экономические, политические и другие факторы общественного развития. Тем не менее, концентрация на проблемах нравственного становления личности позволила Н. Достаточно полно и последовательно охарактеризовать эвристические возможности связи этического начала с философско-правовыми воззрениями..
Дополнительный поиск Новгородцев Павел Иванович (1886-1924)
На нашем сайте Вы найдете значение "Новгородцев Павел Иванович (1886-1924)" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новгородцев Павел Иванович (1886-1924), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 38 символа