Психология Уголовной Ответственности

68

Самостоя тельное направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики его применения. Комплекс методологических и методических положений, связанных с механизмом включения психологических знаний в процесс правотвор-чества и правоприменения.Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования - обеспечение максимально детализированного учета особенностей и состояний личности для определения условий и предпосылок уголов-ной ответственности, ее индивидуализации.Психологические знания о системе "личностьпреступное поведение - ответственность" необходимы прежде всего при разработке и применении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с:а) типовой моделью управляемого поведения в уголовно-ре-левантных ситуациях;б) основанными на ней условиями и предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость):в) границами уголовной ответственности в силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации (особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение, управление источником, повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.);г) разграничением обоснованного риска, неосторожной вины.

Случая:д) общими началами индивидуализации наказания. Включая степень осознания виновным отягчающих обстоятельств.Понятийный аппарат П.у.б. Связан с комплексом ее исслёдовательскихдадач,и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылок и меры уголовной ответственности. Речь идет о поведении в уголовно-реле-вантных ситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы ответственности и наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевого поведения. Соответственно, системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению (с учетом наличия или отсутствия этой способности в каждом конкретном случае), а также свойства и состоянии личности.влияющие на избирательность поведения в определенной ситуации.

С помощью этих понятий истребуется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателю и пра-воприменителю для конструирования и применения института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие) и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние). В свою очередь решение этих задач предполагает использование и системы детализирующих понятий - таких, как цель, мотив, особые психические состояния.Процесс адаптации психологических понятий к нуждам юридической психологии (в том числе П.у.о.) происходит следующим образом. Во-первых, из всего класса случаев, охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования.

Например,из всего многообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуют аффект гнева и страха. Во-вторых, ограничивается круг изучаемых параметров определенного психологического явления. Например, понятие "личность" здесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежели в общей психологии. В-третьих, нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления по сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии. Например, в общей психологии понятие аффекта рядоположено с другими понятиями. Обозначающими чувства, переживания и пр. В рассматриваемой же частной теории, разрабатывающей психологические основы уголовной ответственности, понятию аффекта придается особое значение.

В-четвертых, в ряде случаев значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которыедля общей психологии безразличны. Речь идет о постановке локальных исследовательских задач. Например, общепсихологические понятия "осознанно-волевое поведение", "аффект" и пр. Имеют в виду актуальные состояния. Для юридической же психологии характерным и специфическим является ретроспективная оценка состояний. В-пятых, формирование понятийного аппарата рассматриваемой теории включает широкое использование дихотомий, поскольку:а) в соответствии с потребностями законодателя и правоприменителя приходится анализировать ситуации, связанные с исследованием психических процессов, состояний, свойств, имеющих противоположный знак (например.

Критичность - некритичность личности, рационализм - легкомыслие, сострадание-жестокость и др.).Существуют различные варианты прямой и обратной связи юридической психологии и теории уголовного права применительно к П.у.о. Теория уголовного права и законодатель использует ряд понятий психологии в "готовом" виде. Речь идет, в частности, о понятиях мотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознания и др. Предложенная схема связи уголовного права и П.у.о. Носит, конечно, условный характер, но она позволяет представить сам принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Возможны и более сложные его формы. Во-первых, типичны ситуации, когда проблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживают не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика.

Сюда можно отнести, например, проблему значительного отставания некоторых несовершеннолетних - участников общественно опасных действий - в психическом развитии, что делает их фактически недееспособными. Представители юридической психологии обобщают "сигналы" практики о наличии проблемной ситуации:результаты обобщения в форме научных разработок или предложений представляются законодателю и теории уголовного права. В рассматриваемом примере результатом такого взаимодействия стало включение специальной нормы в УК РФ (ч. 3 ст. 20), которая предусматривает новое основание освобождения от уголовной ответственности. Во-вторых. Возможен и вариант, когда разра-.ботка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируется непосредственно юридической психологией (П.у.о.).

Это отчетливо проявилосьв последние годы, когда исходя из положений общей психологии обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательчости поведения в экстремальной ситуации, аффект "аккумуляции", влияние старческого одряхления и т.д. Несмотря на кажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальную основу:развитие личностного подхода в уголовном праве.СитК.овская О.Д..

Значения в других словарях
Психология Криминальная

- отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений.. ..

Психология Судебная

- область психологии юридической, изучающая психологические аспекты гражданского и уголовного судопроизводства и психологические особенности лиц, имеющих различный юридический статус.. ..

Психология Юридическая

- научно-практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П. Ю. Включает разделы. Психология криминальная, психология судебная, психология несовершеннолетних, исправительная (пенитенциарная) психология и др.. ..

Психопатии

— патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности.. ..

Дополнительный поиск Психология Уголовной Ответственности Психология Уголовной Ответственности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Психология Уголовной Ответственности" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психология Уголовной Ответственности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 36 символа