Церковное Право

87

Совокупность правил, санкционированных или установленных государством,регулирующих внутреннюю организацию церковных объединений и учреждений, а также взаимоотношения верующих и государства.Объем и значение этого права имели существенные особенности у разных народов и в различные эпохи. В Византии еще по законодательству императора Юстиниана в ведение епископов и церковного суда был отдан ряд вопросов государственно-административного, судебного. Гражданского, правового и финансового свойства.Наиболее подробно разработано и кодифицировано Ц.п. В католической церкви, где попытки его кодификации начались еще с XI-XII вв. В результате (с XIV в.) образовался обширный свод церковных католических законов - "Корпус канонического права" (Corpus juris canonici), неоднократно изменявшийся.

Печатное издание в первый раз вышло в начале XVI в. В эпоху Реформации, хотя некоторые основатели протестантских церквей (в частности, Лютер) и объявили,что "истинная церковь невидима" и потому будет обходиться без человеческих законов, на деле вырос ряд церковных законодательств и их сборников, закреплявших положение церкви,духовенства.В русской православной церкви древними памятниками Ц.п. Являются "церковные уставы" (Устав князя Владимира, Церковный устав князя Ярослава, Уставная грамота церкви Ивана на Опоч-ках). Церковные уставы помимо Ц.п. Содержат нормы, не вошедшие в Русскую Правду, и показывают взаимоотношения, существующие в то время между государством и церковью. Использование передовых греко-византийских традиций (заключенных в договорах рус.

Князей Олега, Игоря, Святослава с греками 907, 911, 945, 971 гг.) оказали влияние на правовые порядки моральных постулатов православия (что нашло выражение в Русской Правде). На формирование ряда передовых прогрессивных правовых положений, таких, как состязательный процесс, дифференциация ответственности (например, в Судебнике 1550 г., Псковской и Новгородской судных грамотах), отчетливая линия на "закон" в виде Соборных Уложений 1649 г. Царя Алексея Михайловича.Источником Ц.п. В России были также "Кормчие книги", духовный Регламент Петра I, Постановления и распоряжения Священного синода. Регламент и устав духовной коллегии (1721), Устав духовных консисторий (1841), пересмотренный в 1883 г., Императорские указы Государственного совета, положения и правила,инструкции Синода и ч.

1 Свода законов Российской Империи. До Октябрьской революции Ц.п. Входилов систему права Российской Империи и преподавалось во всех учебных заведениях России.Нормы Ц.п. Применялись не только к духовным служителям, но и к светским лицам (мирянам). Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.). Церковь осуществляла регистрацию рождений, браков, смертей, расторжение браков, разрешение имущественных споров между духовенством и светскими людьми. Церковные организации обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по некоторым категориям правоотношений. 20 января (2 февраля) 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства.

Внутренние церковные отношения русской православной церкви регулировались в СССР "Положением об устройстве русской православной церкви", принятым на Поместном соборе 1945 г. Конституцией РФ провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе корпоративной собственности духовных конфессий на территории РФ. ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" формулирует основы Ц.п. Как отрасли гражданского права РФ. Ц.п. Входит в учебные планы подготовки кадров священнослужителей в системе учебных заведений Патриархии РФ, а также на богословских факультетах университетов РФ. В других учебных заведениях РФ введен курс "Религоведение", который знакомит студентов с основами Ц.п.Лит.;Хопко Фома.

Протоиерей. Основы православия. Вильнюс, 1991. Симфония, или Алфавитный указатель к Священному писанию. М., 1970. Библейская энциклопедия,. Труд и издание Архимандрита Никифора. М., 1990. Закон Божий. Составитель Священник Серафим Слобод-ский. М., 1957. Але ксеев С.С. Теория государства и права. М., 1996. Борисов К.Г. Частное право России. М., 1994.Борисов К.Г..

Значения в других словарях
Цепные Индексы

- ряд индексов одного и того же явления, вычисленных с меняющейся от индекса к индексу базисной величиной.. ..

Цепь Команд

- в управлении. Иерархия уровней управления, существующая во всех компаниях, за исключением самых мелких, создаваемая, действующая для осуществления вертикального разделения управленческих функций. Синоним - скалярная цепь.. ..

Церковные Крестьяне

- в России крестьяне, принадлежавшие церковным учреждениям. В 1764 г. Превращены в экономических крестьян.. ..

Церковные Уставы

- акты древнерусского права. Регулировали отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства. Обычно Ц. У. Определяли объем церковной юрисдикции (компетенцию церковных судов) и устанавливали особый налог в пользу церкви - десятину.. ..

Дополнительный поиск Церковное Право Церковное Право

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковное Право" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковное Право, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 15 символа