Ваал
Ваал (евр. И арам. Баал).I. БОЖЕСТВО 1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. "владыка", "хозяин") определ. Местностей и животных, обитающее в свящ. Деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25. 3Цар 16:31. 18:26 и след.). Впервые имя семит. Бога плодородия В. Встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возм., что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В. Отождествляется с сир. Богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. Принадлежало другому божеству, "хозяину небес" (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил. Богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка.
При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (. См. Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества. На найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. Являлась богиня Анат (часто она же - Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. В Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал). Даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия = Яхве есть Ваал, 1Пар 12:5). 2) на высотах Моава В. Поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Чис 22:41). В Палестине жертвенники В. Существовали во времена судей (Суд 2:13. 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил.
Царя Ахава, почитание сир.-финик. Божества В. Распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. На горе Кармил (3Цар 18:17-40). В этом отрывке (3Цар 18:26 и след.) дается подробное описание служения В. Жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. Кровь в жертву В., призывали имя В. До полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. Стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. В Израиле (4Цар 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар 21:6.
22:3). После свержения Гофолии храм В. В Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. Возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4Цар 23:4 и след.). Лишь после см. Плена (V) опасность возрождения культа В. Была окончат. Устранена. Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4 и след. 23:13. Ос 2:8 и след. 13:1. Соф 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание "срама" (евр. Бошет) (ср. Имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар 8:33, и имя Иевосфей (евр.
Иш-Бошет, "муж срама") из 2Цар 2:8. То же - с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. Было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар 19:18. Ос 13:2). Часто имя В. Упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. Чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6:30 - в Синод. Пер. - "дерево". 3Цар 16:32 и след. - в Синод. Пер. - "дубрава"). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. С почитанием Яхве. Согл. Ос 2:16, элементы культа В. Проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возм., такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль.
См. Веалия см. Веелиада.II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ 1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1Пар 5:5 и след.). 2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1Пар 8:30. 9:36). 3) город в уделе колена Симеона (1Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру. 4) (евр. Баала, "госпожа, владычица"), город, известный как см. Кириаф-Иарим (Нав 15:9. 2Цар 6:2), располож. На границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана. 5) (евр. Баала), гора (Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом..
Дополнительный поиск Ваал
На нашем сайте Вы найдете значение "Ваал" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ваал, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа