Вера
I. ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. Неразрывно связано с заветом, заключ. Между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. - это ответ на прямой призыв Бога, обращ. К человеч. Сердцу, - нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму. "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне. "Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их . Столько будет у тебя потомков" (Быт 15:5). И Аврам "поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность".
2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. Ответ человека на Божий призыв - это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона - доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. Глагола аман (см. Аминь) - "верить". Он означает также "являться сущностью", "представлять суть" или "быть незыблемым, истинным, надежным, верным". Когда о Боге говорится, что Он хранит верность (евр. Эмет, произв. От аман) (Пс 145:6), это следует понимать так. "Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен". Выражение "все заповеди его верны" (Пс 110:7) означает. Они справедливы, надежны и неизменны. В. - это состояние совершенного доверия. Слова "Аврам поверил Богу" означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость.
Верить - значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке - именно в этом заключается В., основа к-рой - упование на Слово Божие. Выражение "Аврам поверил Богу" означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. Верным, надежным и истинным. 3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Верить в Бога - значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. В. - это не простое признание существования некоей объективной реальности - наряду с познанием Бога В.
Предполагает и определ. Образ жизни, к-рый подразумевает повино-вение Господу (Чис 32:12), преданность Ему "вполне" (3Цар 8:61), "всем сердцем, всей душой" (Втор 6:5). В. - это отношение к Богу, определяющее все человеч. Поступки и помыслы. В., игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить - это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр 3:16-19. 4:2). В этот грех израил. Народ впадал неоднократно. 4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3.
Мф 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор 11:18-21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс 55:5. 118:140,162 и др.). 5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ветхозаветное понятие В. Наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис 6:1 и след.), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. "Повстречать Бога" - значит предстать перед судом, т.к. Перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. Может оправдать человека на Божьем суде.
Неверующие люди мертвы - даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор. "Если вы не верите, то не устоите" (Ис 7:9). 6) ВЕРА И НАДЕЖДА. В. Ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, "поверив" Господу, обетовавшему ему многочисл. Потомство, проникся надеждой. Надежда - это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, к-рое Им обещано. Эта В. Была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего. И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога.
"Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него" (Ис 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми В. Словами. "А надеющиеся на Господа обновятся в силе. Поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис 40:31). Одноврем. С этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, к-рый будет славным. Тогда закончатся все страдания. "И скажешь в тот день. Славлю Тебя, Господи. Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
Вот, Бог - спасение мое. Уповаю на Него, и не боюсь" (Ис 12:1,2). Душа верующего уже "здесь и теперь" ликует в ожидании этого дня, на наступление к-рого она уповает (Ис 25:9. 26:8. Иер 29:10. 31:16,17. Мих 7:7). Эта надежда и есть В., т.е. Твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, - это радостная весть, основ. На верности Бога (Ис 40:27-31). II. ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк). А) понимание В. Евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в ВЗ. Для них В. - это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение. "Верую, Господи. Помоги моему неверию" (Мк 9:24).
Такая В. Возносится к Богу через молитву (Лк 18:1 и след.), и возможности ее безграничны. "И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф 21:22. Мк 11:24). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф 8:10 и след. 9:2,22. 15:28. Мк 2:5. 5:34. Лк 7:9 и след.). Такая В. Способна двигать горами (Мф 17:20. 21:21. Мк 11:22 и след. О В. И молитве см. Молитва (II,2), особенно п. "в"), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк 22:31,32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф 8:26. 14:31. Мк 4:40. Лк 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк 11:23), всепоглощающую заботу о собств. Жизни, о достатке (Мф 6:30). Б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В.
Не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк 1:45). Иисус безбоязненно обратился к "духовенству" Израиля с вопросом. "Почему же вы не поверили ему?" (Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди) (Мк 11:31). Он укоряет Своих учеников. "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лк 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк 8:11 и след.) или к сомнению (Лк 1:20. 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв. "Покайтесь и веруйте в Евангелие!" (Мк 1:15). 2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА. А) в Ев. От Иоанна с наиб. Силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. Здесь уже назван Иисус Христос.
Главное, что требуется от человека, - это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин 2:11,23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин 4:42. 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин 2:22. 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк 24:26,27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин 5:46,47).
В., в принципе, направлена на совершенно определ. Личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса - на Бога Отца. "Верить Писанию" (Ин 2:22. 5:47) или "верить Его слову" значит верить Тому, о Ком эта книга свидет-вует (Ин 5:24,39. 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидет-ва, Иисус говорит. "И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете..." (Ин 5:38,39). Т.о., выражение "верить Писанию" следует понимать как "верить возглашаемому слову", как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира. Божие Слово, по Иоанну, - это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин 1:1 и след.).
Тем самым, В. В Слово равнозначна В. В Иисуса. В. В Иисуса означает В. В Бога (Ин 14:11) и признание Его спасающего промысла. Б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот "не судится" (Ин 3:18), тот "перешел от смерти в жизнь" (Ин 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин 3:36. 5:24,25. 6:47. 20:31). Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. - это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к к-рому еще неведомы. Согл. Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин 1:12). Верующий может сказать. "Он воскресит меня в последний день" (Ин 6:40). "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме", - говорит Иисус (Ин 12:46).
"Неверующий уже осужден" (Ин 3:18), т.к. Он не верует в спасение через кровь Христа. "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших. Ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин 8:24). В) В. Как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине. "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ин 8:31). "Пребудете в слове Моем" и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин 6:36. 15:4-7). Кр. Того, послушание в В. Означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса - "истинной виноградной лозы", и живет, насыщаясь из другого источника (Ин 15:1 и след.).
Верующему человеку заповедано служение (Ин 13:1 и след.), движущая сила этого служения - любовь (ст. 35. Ср. 1Ин). Г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи - согл. Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин 5:19,20,30. 6:38. 8:26,38,40). Иисус говорит, что В. Даруется человеку по Божьей воле (Ин 6:37,44, 65). Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. И неверием - лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. - это не плод самостоят. Решения, принимаемого человеком по собств. Инициативе, а всегда - ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется.
Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. В Бога. В этом отношении В. Не что иное, как Божье творение. 3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. "Сыном Человеческим" и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его - гл. Обр. Под влиянием христиан, обращенных из язычников, - "Господом", подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. Книге Деяний св. Апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог "возвысил Его в Начальника и Спасителя" (Деян 5:31), "соделал Его Господом и Христом" (Деян 2:36). В отношении Иисуса чело-век может занимать единств. Правильную позицию.
Полностью довериться Ему. Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления "ради нас". Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею - значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян 5:14. 8:37. 11:17. 13:38 и след. 16:31). Верить в Него - значит получить прощение грехов (Деян 10:43), обрести спасение (Деян 15:11. 16:31), очистить сердце (Деян 15:9). Пребывать в В. (Деян 14:22), утверждаться в ней (Деян 16:5) или исполняться ею (Деян 6:5. 11:24) - такова цель каждого христианина. 4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА. а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. Для Павла - это В. В Бога (Рим 4:24), в Евангелие (Рим 10:16), в Иисуса Христа (Гал 2:16).
Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета. Евангелие есть "сила Божия к спасению всякому верующему" (Рим 1:16). Но он всегда подразумевает В. В том деянии, к-рое Бог совершил во Христе. Б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. Не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения - она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. Человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был "мертвым по преступлениям и грехам своим" (Еф 2:1). Его "члены" становятся "орудиями праведности", тогда как раньше они были "орудиями неправды" (Рим 6:13).
Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа. "Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (Кол 3:17). Если раньше он жил для себя, то теперь - для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор 10:12). "Иметь веру" (Рим 14:22. Флм 5), "стоять в вере" (1Кор 16:13. 2Кор 1:24), "стоять в Господе" (1Фес 3:8), "стоять в благодати" (Рим 5:2), "утвердиться в Евангелии" (1Кор 15:1) - все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. Жизненную опору (Рим 11:20), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим - значит жить, сознательно "покоряясь вере" (Рим 1:5.
14:25). Поэтому Павел говорит о "возрастании" В. (2Кор 10:15. 2Фес 1:3), о немощной В. (Рим 4:19. 14:1) и о твердой В. (Кол 1:23. 2:5,7). Целью же увещевания каждого верующего является "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" (1Тим 1:5). В) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидет-вом того, что Он - Сын Божий (Рим 1:4), победивший смерть (1Кор 15:55), что Он - Господь над всеми силами "небесными, земными и преисподними" (Флп 2:10 и след.). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фес 4:14). Соединенные со Христом "подобием смерти Его", будут соединены с Ним и "подобием воскресения" (Рим 6:5,8. 1Кор 15:12 и след.
2Кор 4:14). "И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. В воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок - в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф 1:18-23). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению. Г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона.
Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью (Гал 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим 1:5. 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. Излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим 3:9 и след.,20. 4:15. Гал 2:21. 3:2,10,19,24), а единственно через В. (Рим 3:22,28), рождающуюся "от слышания слова Божиего" (Рим 10:17). Нас спасает В. В Иисуса. Мы убеждены в том, что Сын Божий "предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим 4:25) и что "мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 5:1).
Рассматривая В. Как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. С Божьим судом. Это не только В. В Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. Теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согл. К-рому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет. В Судный день верующий обретет спасение, т.к. За него ходатайствует Сам Христос (Рим 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тим 4:7 и след.). Значение такой В. Подчеркивал и Иоанн (см. Выше, II,2,б).
5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в к-ром нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания. А) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ. Мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр 4:1 и след.). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель. Б) СИЛА ВЕРЫ. Веруя, мы входим в покой Божий (Евр 4:3). Нам следует утвердиться в В. (Евр 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (ст.
39). Мы должны "подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования" (Евр 6:12). В) пример ветхозаветных мучеников за В. Убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. Всегда побеждает (Евр 11). Г) ИИСУС как "начальник и совершитель веры" (Евр 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" (Евр 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В. 6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. Неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоят-во, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. Была непременным условием человеческого существования (Деян 15.
21:18 и след. Гал 1:19. 2:9). Нам, созданным "во Христе Иисусе", предназначено исполнить добрые дела, благодаря к-рым В. Достигнет совершенства и без к-рых она останется мертва (Иак 2:22,26. Еф 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак 2:15, 16), по мнению Павла, отрекся от В. (1Тим 5:8). Во Христе истинна только В., действующая любовью (Гал 5:6. Ср. Иак 2:13), но эта В. Несовместима с лицеприятием (ст. 1-4. Ср. Рим 2:11. Гал 3:28). Иаков опровергает мнение о том, что В. Способна заменить послушание (Иак 2:14-26). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим 4). Апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим 6:1 и след.)..
Дополнительный поиск Вера
На нашем сайте Вы найдете значение "Вера" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа