Вера
Глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. Позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. Близка интуиции. Как и интуиция, В. Субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. Были диаметрально противоположные воззрения. То, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком. В. Затрагивает не только разум, но и эмоции. Нередко она захватывает всю душу и означает не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность.
В отличие от В. Интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция - это непосредственное усмотрение истины и добра, то В. - непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром. Интуиция - способ открытия нового содержания, В. - способ удержания такого содержания в душе и разуме.Принятие каких-то положений или представлений является функцией не только разума, но и др. Сторон духовной жизни человека. Поэтому основания принятия идей и представлений достаточно сложны, а нередко и просто противоречивы. Иногда намечается следующая цепочка разных модусов принятия, определяемая двумя основными факторами - степенью обоснованности рассматриваемых идей или представлений и психологической расположенностью к ним.
Знание - убеждение - вера - безразличие - неверие - сомнение - заблуждение. Противоположностью знания является здесь заблуждение, противоположностью убеждения - сомнение, противоположностью В. - неверие. Модусы возрастающего принятия идей или представлений - В., убеждение, знание. Модусы возрастающего неприятия - отсутствие В., сомнение и заблуждение. Нейтральное отношение (безразличие) означает отсутствие как В., так и неверия в рассматриваемое положение, равнодушие к нему. Данная цепочка, небесполезная в отдельных случаях, вызывает, однако, серьезные возражения, вызванные в первую очередь сложностью отношений между В. И знанием. В. Может быть не только первым шагом на пути к обоснованному знанию, но и шагом, уводящим от знания и препятствующим его достижению.В зависимости от способа, каким оправдывается В., различают рациональную В., предполагающую некоторые основания для своего принятия, и нерациональную В., в случае которой сам факт В.
Считается достаточным для ее оправдания. Самодостаточную В. Иногда называют "слепой". Напр., религиозная В. В чудо не требует к.-л. Обоснования чуда, помимо самого акта В. В него. Ни рациональная, ни тем более нерациональная В. Не гарантирует истины. Напр., если кто-то твердо верит в существование внеземных цивилизаций, то отсюда не вытекает, что они действительно есть.Иногда знание определяется как оправданная, истинная В. Человек знает какое-то положение, если он верит в это положение, и оно является в этом случае истинным. Данным определением знание сводится к В. И истине, но вряд ли это делает понятие знания более ясным. К тому же знание нередко абстрактно и лишено того эмоционального накала, который всегда характерен для В.
Ближе к В. Стоит убеждение, которое всегда подкрепляется определенными чувствами субъекта. "Как всякое интеллектуальное действие, искреннее утверждение несет в себе также и эмоциональную нагрузку. С его помощью мы стараемся уверить, убедить тех, кому мы адресуем речь" (М. Полани).Соотношение знания и убеждения, с одной стороны, и В. - с другой, во многом неясно из-за их связи с разными плоскостями духовной жизни. Очевидно лишь, что знание, убеждение и В. Существенно переплетены, могут взаимно поддерживать друг друга, и разделение их и отнесение к разным сторонам единой человеческой духовной жизни может быть только временным и условным.Предположения не становятся частью науки до тех пор, пока их кто-нибудь не выскажет с убеждением и не заставит в них поверить.
В. Стоит не только за отдельными положениями, но и за целостными концепциями или теориями. Основные трудности их сравнения и выбора между ними вызваны чаще всего разными верованиями, стоящими за ними. Разные системы В. Используют понятия, между которыми невозможно установить обычные логические отношения. Такие системы заставляют своих сторонников видеть вещи по-разному и предполагают разные методы обоснования и оценки выдвигаемых положений. Этими чертами характеризуются и отношения между старой и приходящей ей на смену новой теорией, в силу чего переход от признания одной теории к признанию другой аналогичен "акту обращения" в новую В. И не может быть осуществлен шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта.
Как показывает история науки, этот переход происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников.Определенная система верований лежит в основе не только определенных теорий, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное мышление от идеологического, утопического или художественного мышления. Наука соответствует предметной противопоставленности всего присутствующего потому, пишет М. Хайдеггер, что она со своей стороны в качестве теории собственно и доводит действительное до предметного противостояния. "наука устанавливает действительное. "то, что существует" - напр., природа, человек, история, язык - выступает как действительное в его предметной противопоставленности и что тем самым наука оказывается теорией, фиксирующей действительное и устанавливающей его в предметном статусе, для средневекового человека было бы таким же странным, как для греческого мышления - сбивающим с толку".
Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит характер неявного знания. Этим прежде всего объясняется то, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить научный метод исчерпывающим перечнем правил.Важное значение В. Придает филос. Герменевтика, считающая ее, наряду с традицией, авторитетом, здравым смыслом и вкусом, одной из основ человеческого существования.Аргумент к В. Относится к аргументации контекстуальной, убедительность которой зависит от аудитории. Такой аргумент представляется естественным и веским, как правило, лишь тем, кто разделяет соответствующую систему В. Или склоняется к ее принятию. Др. Аргумент к В. Может казаться субъективным или даже пустым, поскольку верить можно в самые нелепые утверждения.
Вместе с тем в ситуации радикального инакомыслия, непримиримого "разноверия" аргумент к В. Может оказываться едва ли не единственным. Если рассуждения и доводы бессильны, выражение твердой, неотступной В. Может со временем сыграть какую-то роль. Аргумент к В. Не так редок, как это иногда представляется. Он встречается в науке, особенно в периоды ее кризисов. Он неизбежен при обсуждении многих вопросов, напр. Вопроса о будущем человечества или вопроса о предпосылках научного мышления. Этот аргумент обычен в общении людей, придерживающихся какой- то общей системы В.Аргумент к В. Был основательно скомпрометирован в Средние века противопоставлением религиозной В. Разуму, убеждением, что "конкретная реальность" В. Стоит выше "абстрактных истин умозрения".
Фил ос. Герменевтика подчеркнула неустранимость аргумента к В. При обсуждении проблем, касающихся жизни и деятельности человека.Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Полани М. Личностное знание. М., 1985. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Витгенштейн Л. О достоверности // Философские работы. М., 1994. Ч. 1. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.А.А. Ивин.
Дополнительный поиск Вера
На нашем сайте Вы найдете значение "Вера" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 4 символа