Деньги
I. 1) Д. В виде монет появились в Израиле после вавил. Плена. До этого имели хождение Д. В виде золотых и серебряных слитков, к-рые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были. (золотой) талант = 60 (серебряных) мин, каждая из к-рых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям). См. Меры длины, площади, объема и веса (II). 2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово "деньги" может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля. Т.о., золотой сикль (4Цар 5:5. 1Пар 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23:15 и след.).
Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты - серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, - кесита - упоминается в Быт 33:19 (в Синод. Пер. - "монета") и в Иов 42:11. II. Древнейшей монетой, название к-рой встречается в Библии, является ДРАХМА (Езд 2:69. Неем 7:70-72), перс. Золотая монета (дарик), вес к-рой составлял 8,36 г. В IV в. До Р.Х. Были отчеканены монеты перс. Провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. Гос-ва относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134-104 гг. До Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью "Первосвященник Ионафан и общество иудеев". Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. Римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов.
Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. Языке. III. 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. И греч. Монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них - евр. ЛЕПТА (Мк 12:42. Лк 12:59). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ (Мк 12:42. Мф 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Мф 10:29. Лк 12:6). Римский эквивалент греч. Ассария назывался ассом. Самой распростран. Серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) (Мф 18:28. Мк 6:37. Лк 7:41 и т.д.), к-рый равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА (Лк 15:8) равнялась одному динарию. В Мф 22:19 динарий назван "монетой, которой платится подать". Ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию. 2) в Мф 17:24 упоминается ДИДРАХМА, греч.
Монета, к-рой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязат-вом (Неем 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх 30:13. 38:26. Т.о., дидрахма (= два динария) равнялась половине евр. Сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Мф 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Мф 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах 11:12) или в тетрадрахму. 3) самыми крупными из встречающихся в НЗ денежных единиц являются греч. МИНА (Лк 19:13), равная 100 драхмам, и греч. ТАЛАНТ (Мф 18:24. 25:15), равный 60 минам = 6000 драхм. IV. Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, т.к.
Точные сведения о покупат. Способности Д., имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев 5:16. 3Цар 10:29. 4Цар 6:25. 7:1). Но в НЗ все же имеются сведения, на основе к-рых можно сделать нек-рые выводы. Согл. Мф 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согл. Откр 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, т.е. Дневной рацион мужчины. Учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драг. Металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни "стоил" один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные.
Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, к-рым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк 14:5), стоило 300 динариев = плата за 300 дней, т.е. Почти годовой заработок наемного работника...
Дополнительный поиск Деньги
На нашем сайте Вы найдете значение "Деньги" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деньги, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа