Дух, Святой Дух

165

I. ПОНЯТИЕ "ДУХ"Изначально евр. Слово руах, как и греч. Пнеума, означало "дыхание" или "ветер", а значение "дух" приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях. 1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом. "Ветер, где хочет веет..." (Ин 3:8. Ср. Евр 1:7. "делающий ангелов Своих ветрами"). 2) неодно-кратно это слово употребляется в значении "человеческая душа". "Дух бодр..." (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано. "и возвратился дух ее" (Лк 8:55). Д. Ап. Павла "возмутился" при виде Афин - "города, полного идолов" (Деян 17:16). Божий Д. "свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии" (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Д. Без порока (1Фес 5:23) и т.д. 3) слово пнеумата (мн.ч.

От пнеума) встречается в контексте "духи праведников, достигших совершенства" (Евр 12:23) и "духи, находящиеся в темнице" (1Пет 3:19). 4) в Библии говорится и о недобрых Д. Злых Д. (Мф 8:16. Деян 19:12) называют обычно "нечистыми" Д. (Мф 10:1. Деян 5:16 и др.), прорицательными Д. (Деян 16:16), а также "духом немощи" (Лк 13:11), Д. Усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово "дух" может использоваться и в иносказат. Значении. 5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании "Святой Дух".II. СВЯТОЙ ДУХ А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХТворящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. Хаоса была создана вселенная, "Дух Божий носился над водою" (Быт 1:2).

В нем было творч. Начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. - это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3. 33:4. Пс 103:29 и след.). Этот "дух жизни" оживил "рассеянные кости Израиля" (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен "слову" (логос), бывшему в начале у Бога, через к-рое все было сотворено (Ин 1:1 и след.). Это творящее Слово - Сам Христос (1Кор 15:45. См. Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. Выражено Павлом в словах. "Господь есть Дух" (2Кор 3:17). См. Бог (IV,В).Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬСв. Д. - это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. Жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. Дает человеку разумение (Иов 32:8). "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их" (Неем 9:20).

"И дух Мой пребывает среди вас. Не бойтесь!" (Агг 2:5). Человеку следует довериться этому Д. (Пс 142:10). Он вершает великие деяния, рядом с к-рыми человеч. Усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. Художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10. 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10. 16:13 и след.). Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23). 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Чис 11:17). На Елисее "опочил" Д. Илии (4Цар 2:15). Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след. 42:1). На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16).

Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян 10:38). Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им. "Примите Духа Святого" (Ин 20:22). Когда о земной жизни Иисуса говорится. "Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 7:39), то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. В день Пятидесятницы. Условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать. "Лучше для вас, чтобы Я пошел. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам. А если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин 16:7).В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ 1) в Своих прощальных речах (Ин 13:31 - 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26. 15:26. 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия.

Слова Иисуса. "Не оставлю вас сиротами. Приду к вам" (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Т.о. Христианство не знает другого "представителя Христа на земле" кроме Св. Д., в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что "не видит Его и не знает Его" (Ин 14:17). Мир не принимает Св. Д. "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками. Потому что они плоть" (Быт 6:3. Ср. Ис 63:10). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Св. Д. Путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Св. Д. Ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся "силою свыше" (Лк 24:49.

Деян 1:4). 2) СОШЕСТВИЕ Св. Д. (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и "разделяющимися, как бы огненными языками". Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Св. Д., его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Св. Д. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра. Она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47. 4:32 - 5:11). 3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Св. Д. А) вселяясь через Св. Д. В христианина, Христос Сам Себя "прославляет" в нем (Ин 16:14). Тогда содеяное "за нас" Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собств. Опыте узнаём, что означают слова.

"вы во Мне, и Я в вас" (Ин 14:20). Христианин обретает новое жизненное пространство, в к-ром он с того момента может и должен жить. Во Христе. Внутр. Миром человека правит уже иной властитель. "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20). Его "Дух истины" наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13). Св. Д. - это истинный учитель, к-рый напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26). Он свидетвует об Иисусе и о Его спасит. Подвиге (Ин 15:26). Верующий человек познает через Св. Д. Совершенное возрождение, обретает состояние, к-рое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3,5). Отныне он - "новая тварь". "древнее прошло, теперь все новое!" (2Кор 5:17). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, "ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим 8:14).

Воистину существует "Дух усыновления", к-рый научает взывать. "Авва, Отче!" (Рим 8:15). Б) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению да-ры. Так, ученикам, на к-рых Св. Д. Снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидет-вовать людям о Христе. Они "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:4). Св. Д. С самого начала наделяет верующих дарами, к-рые придают им силы для выполнения возлож. На них миссии. В первых христ. Общинах это были самые разнообразные дары Св. Д., к-рых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении см. 1Кор 12 и 14 (см. Дар, дарование , II).

Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидет-ва, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор 12:8-10). Всеми этими дарами обладает Церковь. Каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, к-рые соответствуют его миссии (1Кор 12:11. Еф 4:7). Все множество даров дается одним Св. Д. (1Кор 12:4). И когда в Откр 1:4. 3:1. 5:6 говорится о семи Божьих Д., находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (см. Число, II,7) Д. Во всех его проявлениях. В) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., подчиняется новому закону Д., освобождающему его в бо-говдохновенной "жизни во Христе Иисусе" от прежнего "закона греха и смерти" (Рим 8:2).

Теперь человек живет не "по плоти", определявшей жизнь людей до их спасения, а "по духу" (Рим 8:4). Поэтому Павел взывает к галатам. "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал 5:16). Ведомые Д. Не подчиняются более никакому закону, они обладают царств. Свободой (2Кор 3:17. Гал 5:18). Св. Д. Желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6,13,22), обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11. 1Кор 14:24 и след.), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26). Плоды Д. - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23. Ср. Еф 5:9). Величайший плод среди них - любовь (1Кор 13). Христианин, "запечатленный" Св.

Д. (см. Печать, II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончат. Искупления (Рим 15:13. 2Кор 1:21 и след. Еф 1:13 и след.). 4) Св. Д. Является даром Божьим, к-рый дается только по Его милости (Деян 8:17-20). Необходимые условия для получения дара Св. Д. - это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38). Упомянутое здесь крещение ("...и да крестится каждый из вас...") символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Д. (Еф 5:18) и не "угашать духа" (1Фес 5:19). Но как сказал Иисус, "кто имеет, тому дано будет и приумножится. А кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф 13:12). См. Хула (III,4). См. Священное Писание (IV)..

Значения в других словарях
Дух нечистый

Дух нечистый см. Одержимость.. ..

Дух опьянения

Дух опьянения - это дух безысходности и заблуждения, посланный Господом на Египет, его вельмож и мудрецов (Ис 19:11-14). С Д.О. Можно сравнить также злого духа от Господа, к-рый досаждал Саулу (1Цар 16:14-16. 18:10. 19:9), лживого духа, вошедшего во всех пророков Ахава (3Цар 22:19-23), и духа усыпления, к-рый Господь навел на Свой неверный народ (Ис 29:10. Рим 11:8).. ..

Душа

В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. Религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. Обозначается др.-евр. Словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая". В Синод. Пер. Это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9. Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс. 1) из этого следует, что под Д. В древнейшие времена понималось то начало, к-рое..

Дым, курение дыма

1) о Д. Как о признаке пожара говорится в Нав 8:20. Суд 20:40. См. Знамя. 2) нередко Д. В Библии символизирует бренность (Пс 36:20. 101:4. Ис 51:6. Ос 13:3). 3) в Пс 118:83 использован образ пустого меха, к-рый иссох и почернел от Д. 4) Д., к-рый извергается из ноздрей см. Левиафана, - это аллегорич. Образ, используемый в поэтич. Описании (Иов 41:12). 5) Д. Сопутствует явлению славы Божьей (Исх 19:18. Ис 6:4. Откр 15:8). См. Столп облачный. 6) Д. (Быт 19:28. Ис 34:10. Иоил 2:30. Откр 9:2 и след...

Дополнительный поиск Дух, Святой Дух Дух, Святой Дух

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дух, Святой Дух" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дух, Святой Дух, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа