Душа
В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. Религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. Обозначается др.-евр. Словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая". В Синод. Пер. Это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9. Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс. 1) из этого следует, что под Д. В древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу см. Жизнь, постоянно поддерживает ее в нем. 2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (см. Тварь) - как человека, так и животного (ср. Быт 1:20. 2:7,19. 9:10. Лев 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со словом "живая".
Т.о., слово "душа" стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21. 46:15. Чис 5:6. Иез 13:18 и след. См. Также Быт 27:4,19,25,31. Чис 11:6. Ис 42:1. Плач 3:24). Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Пс 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4. 21:21). Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Быт 5:1,4. В Синод. Пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев 19:28. 21:11. 22:4. Чис 6:6. 9:6. В Синод. Пер. - "умерший", "мертвый"). Б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. Нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. Языке возвратное местоимение отсутствует. В) если считать, что Д. Означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (см.
Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу" (Пс 18:8. 22:3), "хранить души" (Пс 96:10) или "сохранить душу" (Пс 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человек в целом", к-рое показано с помощью обычного в библ. Языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. Жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9. Ср. 41:3. Притч 10:3. 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7. Иер 31:25)или подкрепляется (Плач 1:11,19), постится (Пс 68:11), отвращается (Чис 21:5. Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср.
Пс 72:26. 83:3. Откр 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19. 10:21 и след. Ср. 1Цар 28:11 и след. О Самуиле). 3) целостность личности предполагает тождество Д. И силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10. Иез 18:4). Он может взять Д.- жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Нав 9:24. В Синод. Пер. - "жизнь". Ср. Иез 32:10). Спасти Д. Означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17). Уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс 55:7). Т.о., утрата души - это не что иное, как смерть человека. Д. Умирает (Чис 23:10. Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11).
Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17. В Синод. Пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5. 33:23. 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3Цар 17:21 - "душа отрока"). Об угрозе для жизни может свидет-вовать и выражение "воды дошли до души моей" (Пс 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. Из тела в ВЗ говорится по-разному. Напр., в Иер 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соотв. С тем, что душу связывали с процессом дыхания. Ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8. Ис 53:12 говорится, что душа "вытряхивается", т.е. Исторгается силой (в Синод. Пер. Это передано другими словами). Носителем "животной", т.е.
"жизненной", души (нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след. Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку. Ср. "голос крови" (Быт 4:10). Другое библ. Название Д. - нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. Этому понятию, при сотворении человека Д. Была "вдунута" в него Богом (Быт 2:7, в Синод. Пер. - "дыхание жизни"). Д. Является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Притч 20:27, в Синод. Пер. - "дух"). Д. Также именуется "дыханием Вседержителя" (Иов 33:4). Именно нешама, согл. Древней иуд. Традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти. 4) Д. Человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то же значение.
Д. Страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3. 85:4), мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3. Песн 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3. 93:19), Д. Проявляет желания (Втор 12:20 и след. Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2. Пс 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Д. Порой скорбит (Пс 118:81. В Синод. Пер. - "истаевает от скорби"), изливается (в слезах) (Иов 30:16), Д. Изливают пред Господом (1Цар 1:15). Иногда Д. Мыслит ("говорит", 1Цар 20:4. В Синод. Пер. - "желает"), сознает (Пс 138:14) и волеизъявляет (Быт 23:8. В Синод. Пер. - "вы"). 5) если Д. Обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. Нешамот. В Синод. Пер. - "дух и всякое дыхание". Иер 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом.
Д. Может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30. Пс 18:8. 93:19). Тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17). Без Него Д. Тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3. 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой (Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3. 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. Искать Бога (Втор 4:29) и любить Его (Втор 6:5. 10:12). Д. Призвана благословлять, т.е. Восхвалять, Господа (Пс 102:1,22. 103:1,35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Нав 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В НЗ. 1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. (греч. Псюхе). Д. Является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10. Откр 8:9) и означает саму жизнь (Мф 2:20. 20:28. Ин 10:11,17. В Синод. Пер. - "жизнь". Деян 15:26. Рим 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр 12:11) или ненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25. Лк 12:22. Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. Олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41. "душ около трех тысяч". 1Пет 3:20. Ср. Мк 3:4. 1Кор 15:45. "душа живущая"). Слово Д. Также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Деян 2:43. Рим 13:1). Б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. Воспринимает и чувствует. Она скорбит и возмущается (Мф 26:38.
Ин 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43. Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2. В Синод. Пер. - "сердца"), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2Пет 2:8). Д. Может также и лелеять желания (ср. Лк 12:19. Откр 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14. 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18. Евр 10:38). В) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его "всею душою" (Мф 22:37). Д. В НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. См. Жизнь, II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30.
Лк 10:27. Еф 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Мф 10:28), т.е. Лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (Мф 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11. 2Пет 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21. 5:20. Ср. 1Пет 1:9). Бог - Создатель Д. (1Пет 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидет-во (2Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25), желающий дать ей покой (Мф 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. Людей (2Кор 12:15. Евр 13:17. 3Ин 2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39. 16:25. Мк 8:35. 2) а) Д. Отличается от духа (греч.
Пневма) (1Фес 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. Как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении Д. И духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. Намерения, к-рыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и Д. Нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и след.). Б) о различии между Д. И духом говорится и в 1Кор 15:44 и след., где Д. Обозначает сущность "перстного", т.е. Земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного "духом животворящим" (1Кор 15:45).
"Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного". Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается "по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Быт 1:26,27. 2:7). В течение земной жизни Д. Полностью объединена с телом, т.е. С плотью, к-рая может подчинить себе Д. И властвовать над ней (1Пет 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. Как на сущности, в наиб. Степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое см. Возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д.
(1Кор 2:14. Ср. Ин 14:17). 3) о том, что происходит с Д. После смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. Часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в нек-рых религиях понятия Д. Как таковой, т.е. Независимо от образа определ. Человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. И тела. Не только тело, но и Д. Нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. И тел (Откр 20:12,13). Для объяснения того, что происходит с Д. После смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование.
Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис 14:9-11. Лк 16:22,23. См. Ад, см. Преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) см. Суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43. Ср. Флп 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится о Д. Мучеников у престола Божьего. Они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. Существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рыми их наделяет Божий Дух (см.
Воскресение)..
Дополнительный поиск Душа
На нашем сайте Вы найдете значение "Душа" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Душа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 4 символа