Душа

204

В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. Религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. Обозначается др.-евр. Словом нефеш - "дышащая", "воздыхающая". В Синод. Пер. Это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер 15:9. Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс. 1) из этого следует, что под Д. В древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу см. Жизнь, постоянно поддерживает ее в нем. 2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (см. Тварь) - как человека, так и животного (ср. Быт 1:20. 2:7,19. 9:10. Лев 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со словом "живая".

Т.о., слово "душа" стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21. 46:15. Чис 5:6. Иез 13:18 и след. См. Также Быт 27:4,19,25,31. Чис 11:6. Ис 42:1. Плач 3:24). Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Пс 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4. 21:21). Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Быт 5:1,4. В Синод. Пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев 19:28. 21:11. 22:4. Чис 6:6. 9:6. В Синод. Пер. - "умерший", "мертвый"). Б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. Нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. Языке возвратное местоимение отсутствует. В) если считать, что Д. Означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (см.

Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу" (Пс 18:8. 22:3), "хранить души" (Пс 96:10) или "сохранить душу" (Пс 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человек в целом", к-рое показано с помощью обычного в библ. Языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. Жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9. Ср. 41:3. Притч 10:3. 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7. Иер 31:25)или подкрепляется (Плач 1:11,19), постится (Пс 68:11), отвращается (Чис 21:5. Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср.

Пс 72:26. 83:3. Откр 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19. 10:21 и след. Ср. 1Цар 28:11 и след. О Самуиле). 3) целостность личности предполагает тождество Д. И силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10. Иез 18:4). Он может взять Д.- жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Нав 9:24. В Синод. Пер. - "жизнь". Ср. Иез 32:10). Спасти Д. Означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17). Уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс 55:7). Т.о., утрата души - это не что иное, как смерть человека. Д. Умирает (Чис 23:10. Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11).

Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17. В Синод. Пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5. 33:23. 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3Цар 17:21 - "душа отрока"). Об угрозе для жизни может свидет-вовать и выражение "воды дошли до души моей" (Пс 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. Из тела в ВЗ говорится по-разному. Напр., в Иер 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соотв. С тем, что душу связывали с процессом дыхания. Ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8. Ис 53:12 говорится, что душа "вытряхивается", т.е. Исторгается силой (в Синод. Пер. Это передано другими словами). Носителем "животной", т.е.

"жизненной", души (нефеш) считалась кровь (Быт 9:4 и след. Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку. Ср. "голос крови" (Быт 4:10). Другое библ. Название Д. - нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. Этому понятию, при сотворении человека Д. Была "вдунута" в него Богом (Быт 2:7, в Синод. Пер. - "дыхание жизни"). Д. Является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Притч 20:27, в Синод. Пер. - "дух"). Д. Также именуется "дыханием Вседержителя" (Иов 33:4). Именно нешама, согл. Древней иуд. Традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти. 4) Д. Человека трактуется и как орган чувств, при этом слово "душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то же значение.

Д. Страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3. 85:4), мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3. Песн 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3. 93:19), Д. Проявляет желания (Втор 12:20 и след. Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2. Пс 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Д. Порой скорбит (Пс 118:81. В Синод. Пер. - "истаевает от скорби"), изливается (в слезах) (Иов 30:16), Д. Изливают пред Господом (1Цар 1:15). Иногда Д. Мыслит ("говорит", 1Цар 20:4. В Синод. Пер. - "желает"), сознает (Пс 138:14) и волеизъявляет (Быт 23:8. В Синод. Пер. - "вы"). 5) если Д. Обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. Нешамот. В Синод. Пер. - "дух и всякое дыхание". Иер 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом.

Д. Может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30. Пс 18:8. 93:19). Тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17). Без Него Д. Тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3. 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой (Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3. 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. Искать Бога (Втор 4:29) и любить Его (Втор 6:5. 10:12). Д. Призвана благословлять, т.е. Восхвалять, Господа (Пс 102:1,22. 103:1,35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Нав 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ. 1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. (греч. Псюхе). Д. Является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10. Откр 8:9) и означает саму жизнь (Мф 2:20. 20:28. Ин 10:11,17. В Синод. Пер. - "жизнь". Деян 15:26. Рим 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр 12:11) или ненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25. Лк 12:22. Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. Олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41. "душ около трех тысяч". 1Пет 3:20. Ср. Мк 3:4. 1Кор 15:45. "душа живущая"). Слово Д. Также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Деян 2:43. Рим 13:1). Б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. Воспринимает и чувствует. Она скорбит и возмущается (Мф 26:38.

Ин 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43. Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2. В Синод. Пер. - "сердца"), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2Пет 2:8). Д. Может также и лелеять желания (ср. Лк 12:19. Откр 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14. 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18. Евр 10:38). В) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его "всею душою" (Мф 22:37). Д. В НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. См. Жизнь, II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30.

Лк 10:27. Еф 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Мф 10:28), т.е. Лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (Мф 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11. 2Пет 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21. 5:20. Ср. 1Пет 1:9). Бог - Создатель Д. (1Пет 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидет-во (2Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25), желающий дать ей покой (Мф 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. Людей (2Кор 12:15. Евр 13:17. 3Ин 2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39. 16:25. Мк 8:35. 2) а) Д. Отличается от духа (греч.

Пневма) (1Фес 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. Как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении Д. И духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. Намерения, к-рыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и Д. Нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1:46 и след.). Б) о различии между Д. И духом говорится и в 1Кор 15:44 и след., где Д. Обозначает сущность "перстного", т.е. Земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного "духом животворящим" (1Кор 15:45).

"Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного". Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается "по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Быт 1:26,27. 2:7). В течение земной жизни Д. Полностью объединена с телом, т.е. С плотью, к-рая может подчинить себе Д. И властвовать над ней (1Пет 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов - врагом (Флп 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. Как на сущности, в наиб. Степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое см. Возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д.

(1Кор 2:14. Ср. Ин 14:17). 3) о том, что происходит с Д. После смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. Часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в нек-рых религиях понятия Д. Как таковой, т.е. Независимо от образа определ. Человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. И тела. Не только тело, но и Д. Нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. И тел (Откр 20:12,13). Для объяснения того, что происходит с Д. После смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование.

Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис 14:9-11. Лк 16:22,23. См. Ад, см. Преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) см. Суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43. Ср. Флп 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится о Д. Мучеников у престола Божьего. Они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. Существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, к-рыми их наделяет Божий Дух (см.

Воскресение)..

Значения в других словарях
Душа

(греч. Psychē, лат. Anima) понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека. В религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. Восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научны..

Душа

ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого ..

Душа

Божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность, но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. Забота о спасении души — главное в жизни человека. Оттого как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо ..

Душа

ДУША, понятие>, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь> человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время> сна или в случае смерти (сравни учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм>, панпсихизм>) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

-и́, вин. Ду́шу, мн. Ду́ши, ж.. ..

Душа

ДушаЧеловек * Брак * Девушка * Детство * Душа * Жена * Женщина * Зрелость * Мать * Молодость * Муж * Мужчины * Он и Она * Отец * Поколение * Родители * Семья * Сердце * СтаростьДуша - Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится. -•Монтень (Montaigne) Лицо - зеркало души. -•Цицерон (Marcus Tullius Cicero) Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она - единственная и полновластная госпожа и нашего со..

Душа

Франц. Douche, ит. Doccia, водяная трубка. Струя воды, направляемая на болящую часть человеческого тела.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Душа

Дух, сердце, грудь.. ..

Душа

Черты характера, внутренний, психический мир человека. О человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. Обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Ангельская, безгрешная, безоблачная, бесхитростная, благородная, благочестивая (устар.), богатая, богатырская, большая, великая, верная, возвышенная, всеобъемлющая, высокая, глубокая, голубиная, девственная, добрая, доверчивая, живая, здоровая, золотая, крепкая, любвеобильная, любяща..

Душа

Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. Учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, н..

Душа

Ж. Душ м. Франц. Холодные обливанья, обдача струей воды.. ..

Душа

Ж.1) а) Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.б) Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.2) а) Внутренний мир человека.б) Психические переживания как основа его жизни.3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.б) Человек как носитель каких-л. Склонностей и черт.4) а) перен. Главное лицо где-л. Организатор, вдохновитель.б) Общий любимец в к..

Душа

ДУША́ -и́, вин. Ду́шу. Мн. Ду́ши. Ж.. ..

Душа

-и, вин. Душу, мн. Души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится. Разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. Держится (о хилом, больном человеке. Разг.). Д. Не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.).Д. Не принимает чего-н. (не хочется. Разг.). Д. Меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее. Разг.). Д. Радуется (очень радостно, приятно..

Душа

Души, вин. Душу, мн. Души, душам ж. 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу. Бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать. Лерм..

Душа

Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.. ..

Душа

Общеслав. Суф. Производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ. Хj >. Ш. См. Дух. Религиозное значение — из ст.-сл. Яз. Ср. Искон. Душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Душа

Душа́ укр. Душа́, ст.-слав. Доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. Душа́, сербохорв. Ду́ша, словен. Dúša, чеш. Duše, слвц. Duša, польск. Dusza, в.-луж., н.-луж. Duša. Из *duxi̯ā. См. Дух. Знач. Душа́ "крепостной человек" калькирует ср.-греч. Ψυχή, ср. Ψυχαὶ ἀνθρώπων "рабы", буквально "души людские", Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.). См. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл. Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392. Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках. См. Фальк – Торп 974. О лтш. Dũša "физическое и душевное самочувствие" ..

Душа

(Soul, Seele) - определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как "личность". (ПТ, пар. 696).Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним "целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных". (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина "душа", как то. 1) вместо понят..

Душа

(Soul, Seele) — определенный, обособленный функциональный комплекс, который лучше всего было бы охарактеризовать как «личность» (ПТ, пар. 696). Юнг устанавливает логическое различие между душой и психическим, понимая под последним «целокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных» (там же). Юнг чаще использовал термин психика, нежели душа. Но встречаются и случаи специфического употребления Юнгом термина «душа», как то. 1) вместо понятия «психика», особенно когда ..

Душа

(в науке) душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. В обыденном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека. Антитеза понятий тела и материи.. ..

Душа

-чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. Кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт­ного духа, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4.32) или просто личность, человек (Иез 27.13. Деян 2.41. От 18.13). (См. Че­ловек). ..

Душа

ДУША. ..

Душа

ДУША (греч. Psyche, лат. Anima). 1. В религии под Д. Понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его "двойник", активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме, буддизме). 2. В истории философии термин Д. Употребляется и..

Душа

(греч. Psyhe, лат. Anima) - одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. Появляется вместе с самой философией в пифагореизме. Одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне- пифагорейских учений - учение о бессмертии Д. И метемпс..

Дух опьянения

Дух опьянения - это дух безысходности и заблуждения, посланный Господом на Египет, его вельмож и мудрецов (Ис 19:11-14). С Д.О. Можно сравнить также злого духа от Господа, к-рый досаждал Саулу (1Цар 16:14-16. 18:10. 19:9), лживого духа, вошедшего во всех пророков Ахава (3Цар 22:19-23), и духа усыпления, к-рый Господь навел на Свой неверный народ (Ис 29:10. Рим 11:8).. ..

Дух, Святой Дух

I. ПОНЯТИЕ "ДУХ"Изначально евр. Слово руах, как и греч. Пнеума, означало "дыхание" или "ветер", а значение "дух" приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях. 1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом. "Ветер, где хочет веет..." (Ин 3:8. Ср. Евр 1:7. "делающий ангелов Своих ветрами"). 2) неодно-кратно это слово употребляется в значении "человеческая душа". "Дух бодр..." (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано. "и возвратился дух ее"..

Дым, курение дыма

1) о Д. Как о признаке пожара говорится в Нав 8:20. Суд 20:40. См. Знамя. 2) нередко Д. В Библии символизирует бренность (Пс 36:20. 101:4. Ис 51:6. Ос 13:3). 3) в Пс 118:83 использован образ пустого меха, к-рый иссох и почернел от Д. 4) Д., к-рый извергается из ноздрей см. Левиафана, - это аллегорич. Образ, используемый в поэтич. Описании (Иов 41:12). 5) Д. Сопутствует явлению славы Божьей (Исх 19:18. Ис 6:4. Откр 15:8). См. Столп облачный. 6) Д. (Быт 19:28. Ис 34:10. Иоил 2:30. Откр 9:2 и след...

Дыхание

Дыхание см. Дух, Святой Дух. ..

Душа

Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д.» как бессмертной нематериальной части человеческого существа, сложившееся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, является плодом длительной и сложной дистилляции гораздо более смутных и элементарных мифологических представлений. Для неевропейских народов, у которых отсутствуют представления, эквивалентные этому понятию, характерно олицетворен..

Душа

Обычно изображается в виде взлетающей птицы. В христианском искусстве иногда выглядит как обнаженное дитя, выходящее изо рта, что символизирует новое рождение. В Египте - это птица с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает тело в облике змеи.. ..

Дополнительный поиск Душа Душа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Душа" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Душа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа