Евангелие от Иоанна
I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮКлюч к Е. От И. Содержится в 1Ин 1:1,3. "Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни - ...возвещаем вам". Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем. Не будь этой осязаемости, вечное осталось бы неведомым для нас. Так Е. От И. Раскрывает перед нами последнюю тайну. Проникая в нее через восприятие осязаемого, мы тем самым приобщаемся к непостижимому!II. ИМЯ АВТОРАИмя автора - Иоанн - стоит в названии четвертого Е. Сам автор называет себя "учеником, которого любил Иисус" (Ин 13:23. 19:26. 21:20,24). Множество деталей указывает на то, что он принадлежал к ближайшему окружению Господа. Он хорошо знал традиции и обычаи страны (Ин 2:6. 3:25. 11:44,55. 19:31,40).
Ему был известен календарь евр. Праздников (Ин 2:13. 6:4. 7:2. 10:22). Подробности в описании тех или иных мест говорят о том, что автор лично их посещал (Ин 3:23. 4:11. 5:2. 9:7). Он был "знаком первосвящен-нику" (Ин 18:15). Автор помнит многие детали, связанные с Иисусом, напр., в какое время суток происходили те или иные события (Ин 1:39. 4:6. 19:14), он хранит в памяти слова учеников (Ин 6:7-9. 11:16. 14:5,8,22). На Тайной Вечере он возлежал "у груди Иисуса" (Ин 13:23). Из трех учеников, к-рые были наиб. Близки Иисусу (Петр, Иаков, Иоанн. Мф 26:37), первый - Иаков - рано принял мученич. Смерть (44 г. По Р.Х. Деян 12:2), а второй - Петр - не может быть этим неназванным учеником, потому что упоминается вместе с ним (Ин 18:15,16. 21:20).
Не только название, но и содержание четвертого Е. Указывает на апостола см. Иоанна как на его автора.III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ И АДРЕСАТ 1) по свидетельству Иринея Лионского, ученика Поликарпа Смирнского, бывшего, в свою очередь, учеником Иоанна, апостол написал свое Е. В то время, когда жил в Эфесе. В соотв. С этим свидет-вом, Е. От И. До сих пор считают поздним трудом апостола и датируют концом I в. По Р.Х. Отличит. Особенности этого Е. - образность языка, насыщенность противопоставлениями (напр., света и тьмы) - ранее приписывались эллинистич. Влиянию. Но изучение рукописей Мертвого моря (см. Рукописи Мертвого моря) показало, что соответствующие слог и манера изложения были характерны для иуд. Лит-ры еще во времена Иисуса. Отсюда можно предположить, что, как и три другие Евангелия, Е.
От И. Было написано еще до 70 г. По Р.Х. 2) в отличие от других Е., обращ. В первую очередь к неверующим, Е. От И. Адресовано непосредств. Церкви. В нем образ Господа представлен таким, каким Иисус явил Себя тесному кругу учеников, - исполненным величия и славы. Говоря об этом различии благовествования, обращ. К миру и Церкви, следует отметить, что наряду с начатками учения в новозаветных посланиях излагается и мудрость, предназнач. Для совершенных (Евр 5:11 - 6:2. Ср. 1Пет 2:2), и пример такого разделения дал Сам Иисус (см. Также Мк 4:10-20,33,34). IV. КОМПОЗИЦИЯЕ. От И. Содержит 21 главу. В прологе определена тема (Ин 1:14) и названы два ключевых понятия, к-рые могли бы стать заголовками к двум основным разделам Е. От И. (ст. 5,17). Подобное деление заложено в самой книге, в к-рой вплоть до Ин 12:46 говорится о свете и тьме.Пролог.
Слово стало плотию и обитало с нами (1:1-18).А. Свет и тьма (1:19 - 11:57). 1) свет во тьме светит (1:19 - 4:54). а) явление света (1:19-51);б) свет в Израиле (2:1 - 3:36);в) свет заблудшим овцам (4:1-54). 2) тьма не объяла свет (5:1 - 11:57). а) приближение тьмы (5:1 - 6:15);б) размежевание света и тьмы (6:16-71);в) борьба между светом и тьмой (7:1 - 11:57). Б. Пришел к своим, и свои Его не приняли (12:1 - 21:23). 1) Он приходит к своим (12:1 - 17:26). а) встреча Господа со своими (12:1 - 13:38);б) обещание мира для Церкви (14:1 - 17:26). 2) свои не принимают Его (18:1 - 19:42). а) в руках человеч. (18:1-40);б) изгнание (19:1-42). 3) те, кто принял Его (20:1 - 21:23). а) принятие Воскресшего 20:1-31);б) последняя встреча на земле (21:1-23).
V. СОДЕРЖАНИЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ 1) даже если тайное навсегда останется для нас тайным, мы все же можем осмыслить осязаемое. Лейтмотивом здесь является слава, честь и авторитет (греч. Докса). Признание превосходства обладателя этого качества над остальными людьми заставляет последних склониться перед Ним. Иисус Христос обладал подобной славой еще до бытия мира (Ин 17:5). Все сущее в мире имеет свое начало в Нем и тем самым находится в абсолютной от Него зависимости (Ин 1:3). Этой славы невозможно достичь самостоят., она даруется только Самим Богом (Ин 17:22) и представляет собой высшую степень единения Прославленного с Прославляющим (Ин 10:30). Слава Христа - это слава вечности. Поэтому лишь в сокрытом виде эта слава может проникнуть в погрязший во грехе мир, в к-ром Христос должен прославить Имя Своего Отца (Ин 12:28), т.е.
Явить Его во всей Его славе, побуждающей людей к признанию Бога. Так свершилось чудо. Слово стало плотью, предвечный Бог стал осязаем для людей, и Господин всего сущего (Мф 11:27) принял роль слуги (Мф 20:28). Божья слава, являющаяся вместе с тем и славой Христа, открывается в Его власти над всем сущим в этом мире, природу к-рого Он преображает (Ин 2:11), а также в Его власти над побежденной Им смертью (Ин 11:40). Е. От И. Повествует о нек-рых из чудес, совершенных Иисусом (Ин 21:25). Христос творит чудеса не ради того, чтобы люди могли через них обрести веру (Мф 12:38,39. 1Кор 1:22), ведь вызываемое чудесами восхищение могло, скорее, помешать благовествованию достичь его главной цели - явить нам Божью сущность, Его любовь (1Ин 4:16).
2) эту любовь Бог явил, принеся Своего единородного Сына в жертву, через к-рую Он был призван спасти заблудший мир и даровать людям вечную жизнь (Ин 3:16,17). Но Божье деяние во Христе приносит свои плоды лишь в том случае, если принесенная жертва принята. Т.о., Божья любовь явлена нам в стремлении Иисуса завоевать человеч. Души. Поэтому в Е. От И. Подробно повествуется о душепопечит. Беседах Господа (Ин 3. 4. 13-16. 18:28 - 19:16. 21). Ученики призваны проповедовать Божью любовь миру. Им дана заповедь любить друг друга, чтобы мир узнал в них учеников Иисуса Христа (Ин 13:34,35). Богосыновство Иисуса является причиной того, что любовь Отца ко Христу присутствует и в Его учениках (Ин 17:26). Это деятельная любовь. Она дает силы пожертвовать собой, умереть ради друзей (Ин 15:13).
Любовь служит не для того, чтобы человек прославлял себя. Любовь учеников ко Христу, подобно любви Христа к Отцу, проявляется в послушании (Ин 14:15,23,24), прославляющем Господа подражанием Его спасающей любви (Ин 4:34. 6:38. 20:21). 3) вступить в Царство Божие возможно только через новое рождение (см. Возрождение) от Бога (Ин 3:5), через принятие верой свидет-ва Христа. Рожденный вновь приобщается к вечной жизни, явленной во Христе (Ин 1:12. 5:24). Человек, живший до сих пор во тьме и духовном вакууме, отныне живет в Божьем свете и общении с Богом (Ин 3:19-21. 6:56. 12:46. 15:4-7). Только так возможно обрести мир, побеждающий царящий в мире страх (Ин 16:33). В основе спасительного дела Христа лежит освобождение человека от власти дьявола, в к-рой человек оказался в результате своих прегрешений (1Ин 3:8).
Грех начинается со лжи, отец к-рой - дьявол (Ин 8:44). Человека необходимо выкупить из рабства греха, чтобы он смог вступить в мир Божеств. Истины. Это и совершил Христос, Который, как Агнец Божий, понес на Себе грехи мира (Ин 1:29). Новый мир представлен в Е. От И. Как мир истины. Слава Христа полна благодати и истины (Ин 1:14). Сам являясь истиной (Ин 14:6), Он свидет-вует о ней (Ин 18:37). В Иисусе заключена истина, к-рая делает возможным истинное почитание Отца (Ин 4:23,24) и истинное послушание гласу Сына (Ин 18:37). Через познание и принятие истины человек обретает свободу (Ин 8:32), воспринимает Дух истины (Ин 16:13), а Слово Божье становится для него спасающей истиной (Ин 17:17). (см. Истина, II). 4) суть благовествования Е.
От И. Представлена в небольшом по объему прологе к книге (Ин 1:1-18). Иоанн, в отличие, напр., от Луки, не описывает жизнь Иисуса до начала Его обществ. Служения. Е. От И. Сразу же погружает нас в сияние славы Христа. Подобный прием использован автором осознанно. Благовествование о Христе может быть односторонним, изображающим Иисуса только как Сына Человеческого. Тем самым искажается Его истинное предназначение, поскольку благовествование призвано приблизить человека к Богу и способствовать тому, чтобы вознесшийся Христос "изобразился" в слушателях (Гал 4:19). Именно поэтому Е. От И. Раскрывает славу Христа, Который желает пребывать в нас и в Котором должны пребывать мы (Ин 15:4). 5) такое изображение славы Христа не воспринималось теми, кто хотел представить Иисуса только человеком.
Уже во II в. По Р.Х. Существовала концепция, согл. К-рой Господь был человеком, обретшим божеств. Сущность лишь при крещении. Предпринимались также попытки обнаружить в прологе Е. От И. Чуждое влияние, при этом комментаторы в первую очередь указывали на понятие логос ("слово"), игравшее значимую роль в греч. Философии и, прежде всего, в иудео-эллинистич. Философии Филона Александрийского. Апостолы использовали для своей проповеди язык, на к-ром общались соврем. Им люди, но привычные слова наполнили новым содержанием. Об этом свидетвует сравнит. Анализ новозаветных произведений и трудов антич. Философов. Живое Слово Божие, через к-рое "все начало быть" (Ин 1:3,4), не имеет ничего общего с философским понятием "логос". Насколько отличны эти два понятия, становится ясно из самого Е.
От И., в частн. Из рассказа о допросе Иисуса Пилатом (Ин 18:33-38), где прокуратор не может понять, о какой истине говорит ему Иисус..
Дополнительный поиск Евангелие от Иоанна
На нашем сайте Вы найдете значение "Евангелие от Иоанна" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евангелие от Иоанна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 19 символа