Евангелие от Марка
I. См. ВСТУПИТ. ЧАСТЬ СТАТЬИ "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ"II. ОСОБЕННОСТИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА 1) в отличие от других Евангелий, Е. От М., без вступления (к-рое могло бы повествовать о рождении и годах отрочества Иисуса или же содержать пролог), начинается непосредственно с Его деяний. Точно так же строит свою проповедь и Петр (см. Ниже, II,3), говоря об Иисусе, Который был засвидет-вован от Бога "силами и чудесами и знамениями" (Деян 2:22). И читатель Е. От М. Может воскликнуть вместе с теми, кто при-сутствовал при чуде Пятидесятницы. "Слышим. О великих делах Божиих" (Деян 2:11). 2) АВТОР. Как название Е. От М., так и предание приписывают авторство книги см. Марку, о к-ром из Деяний апостолов известно, что он был "сотрудником" апостолов.
3) МЕСТО И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ. Живший в Иерусалиме Марк, очевидно, лично принимал участие в нек-рых событиях жизни Иисуса Христа, хотя и не входил в число учеников, постоянно Его сопровождавших, и поэтому не мог знать обо всем том, что происходило в Его окружении. Поэтому исследователей всегда интересовал вопрос об источниках, из к-рых Марк черпал свои сведения. Свидет-ва II в. По Р.Х. (Папий, Ириней, Климент Александрийский), как и более поздние, единогласно сходятся на том, что Марк записывал свое Евангелие со слов Петра. Согл. Клименту, а вслед за ним и Евсевию, Петр удостоверил правильность записанного и огласил Евангелие в церкви. Сам Марк упоминает многие подробности тех событий, к-рые могли быть известны только очевидцу (см.
Мк 1:40. 2:1-4. 3:5. 5:4-6. 6:39,40. 7:34. 8:33. 10:21. 11:21. 14:66-72). Сравнение Е. От М. С другими Е. Также подтверждает участие Петра в его создании. В Е. От М. Отсутствует все то, что в других Е. Сказано в похвалу Петру, но в то же время его ошибки здесь не замалчиваются. Местом написания второго Е. Отцы Церкви называют Рим. Там Марк по просьбе членов церкви записал то, что проповедовал Петр. Марк, согл. 1Пет 5:13, действит. Был с Петром в Риме, поэтому нет оснований сомневаться в этом рассказе. Отсюда следует, что написание Е. От М. Относится ко времени пребывания Петра в Риме незадолго до его кончины, т.е к середине 60-х годов I в. По Р.Х. 4) АДРЕСАТ. Е. От М. Было, т.о., предназначено для Римской церкви. Неизвестно, имело ли оно первоначально распространение за пределами этого круга.
Содержание книги показывает, что она предназначалась для христиан из язычников, т.к. В ней присутствуют сведения, к-рые были наиб. Актуальны именно для этой аудитории. Так, в Е. От М. Нет родословия Иисуса, фарисеи упоминаются редко, отсутствуют обличения в их адрес и т.д. С др. Стороны, здесь разъясняются нек-рые иуд. Обычаи (Мк 7:3,4. 14:12. 15:42) и арам. Слова (Мк 3:17. 5:41. 15:22). В греч. Языке Е. От М. Часто ощущается лат. Влияние. 5) ПОДЛИННОСТЬ Е. От М. В целом никогда не подвергалась сомнению со стороны серьезных исследователей. Вопросы вызывала лишь концовка (Мк 16:9-20), поскольку в самых ранних и важнейших рукописях она отсутствовала. В то же время, наличие этого отрывка подтверждается многими свидет-вами, нек-рые из к-рых восходят ко II в.
По Р.Х. Концовка могла быть прибавлена к тексту позднее, или же, наоборот, в отдельных рукописях могла оказаться утраченной. Нек-рые манускрипты содержат сокращ. Вариант концовки. Не представляется также правдоподобным, чтобы Марк без серьезных причин (напр., из-за преследований) закончил свое Е. Указанием на еще не осуществленное (по сюжету повествования) поручение Иису-са женам-мироносицам, и уж тем более - словами. "И никому ничего не сказали, потому что боялись" (Мк 16:8). Множество различных теорий и до сего дня оставляет этот вопрос открытым. III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА1) КОМПОЗИЦИЯИоанн Креститель - "приготовляющий путь" (1:1-8).Приготовление Иисуса к служению (1:9-13)."Приблизилось Царствие Божие" (1:14,15).
I. Собирание круга учеников (1:16 - 8:30). А. Призвание учеников (1:16 - 3:35). 1) призвание через слово и знамение (1:16 - 2:17);2) служение учеников (2:18 - 3:35). Б. Наставления ученикам (4:1 - 6:30). 1) проповеди Иисуса (4:1-34);2) деяния Иисуса (4:35 - 6:6);3) деяния учеников (6:7-30). В. Утверждение учеников в вере (6:31 - 8:30). 1) деяния Иисуса (6:31-56);2) проповеди Иисуса (7:1-23);3) готовность учеников к исповеданию (7:24 - 8:30). II. Борьба и победа (8:31 - 16:20). А. Духовный рост учеников (8:31 - 10:52). 1) следование за Иисусом и вера (8:31 - 9:29);2) мера истинного величия (9:30 - 10:31);3) путь служения (10:32-52). Б. Приготовление к борьбе (11:1 - 13:37). 1) вторжение во вражеский стан (11:1-26);2) разделение позиций (11:27 - 12:34);3) наступление Иисуса (12:35 - 13:2);4) указания к последней битве (13:3-37).
В. Страдания (14:1 - 16:20). 1) путь послушания (14:1-42);2) торжество тьмы (14:43 - 15:47);3) Победитель тьмы (16:1-20). 2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИЧтобы понять Е. От М., следует обратиться к личности Петра - вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет. "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия" (2Пет 1:16). Благовещение Петра - это свидет-во о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому "покорились Ангелы и власти и силы" (1Пет 3:22) и посредством силы Которого "даровано нам все потребное для жизни и благочестия" (2Пет 1:3). См. Царство Божие, о к-ром в первую очередь повествует Е. От М. (Мк 1:14,15), - это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1Кор 4:20).
Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, к-рая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. Неполнота человеч. Бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк 2:5) и смертью (Мк 5:42), - все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, - Святым Божьим (Мк 1:24), Сыном Божьим (Мк 5:7). Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк 3:10).
Однако в Е. От М. Показана и другая сторона явления - неверие, препятствующее действию силы Божьей (Мк 6:5,6), и отвержение веры нек-рыми в Иудее. Но об этом упоминается вскользь, т.к. Вопрос об Израиле играет в Е. От М. Подчиненную роль. Основополагающие слова Крестителя, относящиеся к этой теме (Мф 3:7-12. Лк 3:7-9), отсутствуют в Е. От М., как и диспуты Иисуса с фарисеями (Мф 23). Подчеркивается только мысль о непобедимости и славе Царства Божьего, к познанию к-рого должны быть приведены также и ученики Иисуса. Одна из особенностей Е. От М. - частое употребление слова "тотчас". Время Иисуса не безгранично. Час Его смерти уже предопределен Богом. Поэтому Он спешит совершить все, что Ему предназначено. Деяниям Его учеников также поставлены временн е границы.
Всё стремится к своему завершению. В Е. От М. - "книге деяний Иисуса" - теме последних событий человеч. Истории уделено необычайно много внимания (Мк 13). В этом также можно увидеть указание на участие Петра в создании книги (см. 1Пет 4:7-19. 2Пет 3:1-14). Важнейший эпизод Е. От М. - исповедание Петра в Кесарии Филипповой, где Петр восклицает. "Ты - Христос" (Мк 8:27-30). Это исповедание - кульминация Е. От М., его теологич. Вершина. В первой части второго Е. Центром являются чудеса, к-рые творит Иисус, во второй же основной акцент переносится на воспитание учеников. Тайна личности Иисуса беспрерывно обсуждается на страницах этой книги, а в конце ее внимание сосредоточивается на тайне Его страданий. Кесария Филиппова выступает в Е.
От М. И как поворотный пункт в географич. Смысле. Достигнув сев. Предела Своего земного пути, Иисус с этого момента направляется на юг, к Иерусалиму - к Своим страданиям и смерти..
Дополнительный поиск Евангелие от Марка
На нашем сайте Вы найдете значение "Евангелие от Марка" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евангелие от Марка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 18 символа