Жертвенник

243

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕСловом "Ж." ВЗ передает (за искл. Четырех случаев) значение евр. Понятия мизбеах - "место, где совершаются жертвоприношения". Ж. Не является типично израил. Или библ. Явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. Место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. Представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. Был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20). Возм., что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. В жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (см. Жертва) возлагались на Ж. И чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву.

Уже в III тысячел. До Р.Х. Подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. Был принадлежностью каждого см. Храма, любого места отправления культа (см. Дубрава см. Высота), но имелись Ж. И для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. Возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., к-рые они воздвигали (см. Быт 12:7 и след. 13:18. 26:25. 35:1). Ж. Устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (см. Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в к-рых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт 28:18 и далее - в рассказе об Иакове.

Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. Это не относилось.II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИКаменные и земляные жертвенники являются первонач. Формой Ж. Земляной Ж. Представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола. В Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. Найденные каменные глыбы (см. Суд 6:20. 13:19. 1Цар 6:14. 14:33). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в к-рые, вероятно, помещали приношения.

Исх 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. Запрещается в ст. 25 (Втор 27:5 и след. Нав 8:31 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар 18:31,32 упоминается Ж. Из 12 камней "по числу колен сынов Иакова". Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, "дабы не открылась при нем нагота твоя" (Исх 20:26). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. - по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. Выступы ("роги"), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж.

Всесожжения для скинии (Исх 27:2). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. (Ам 3:14). У израильтян действовало установление, согл. К-рому совершившему непреднамер. Убийство предоставлялась божеств. Защита, если он схватится за роги алтаря (Исх 21:13 и след. 3Цар 1:50. 2:28).Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯЖертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее - в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью (Исх 27:1 и след.), к-рый предположит. Наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. - 3 локтя (локоть "по прежней мере" = 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на к-рую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены).Согл.

2Пар 4:1, Ж. Всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл. И в шир. И 10 локтей в выс. В то же время в 3Цар 8 и след. Размеры этого Ж. Точно не указаны, и лишь упоминается, что он годился только для обычных жертвоприношений (3Цар 9:25). Для большого жертвоприношения в день освящения храма царь освятил "среднюю часть двора" (3Цар 8:63 и след.). При восстановлении храма после вавил. Плена, согл. Езд 3:3, Ж. Был возведен на фундаменте прежнего Ж. Размеры Ж., указ. Иезекиилем (Иез 43), предполагают, что он имел кубич. Форму. Площадь его основания составляет 9,5 х 9,5 м, площадь поверхности 6,3 х 6,3 м, а общая выс. 5,25 м (длина упомянутого здесь локтя равна прим. 52-53 см). Согл. 4Цар 16:10-16, Ахаз приказал соорудить (ступенчатый ?) Ж.

По дамасскому образцу. О Ж. Всесожжения из храма Ирода мы узнаём из трудов евр. Историка Иосифа Флавия. Это было кубич. Сооружение из неотес. Камней, имевшее 15 локтей в выс. При площади основания 50 х 50 локтей, в то время как из других источников следует, что этот Ж. Был выс. 6 локтей и с основанием 30 х 30 локтей.В. ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯТаковые обнаруживаются довольно часто, и есть свидет-ва их существования с очень древних времен. Известны четырехугольные глиняные или черепичные подставки (Ис 65:3), относящиеся к бронзовому веку. Их высота достигает 1 м, площадь поверхности составляет всего несколько сантиметров (напр., 7 х 9). В железном веке она расширяется до 20 х 30 см. Подобные Ж. Находят и в жилищах. Однако, в соотв.

С Чис 16:40, воскурение благовоний пред Господом было исключит. Правом священников, потомков Аарона. В 3Цар 7:48 упоминается обшитый золотом Ж. (курения), предназнач. Для храма, в то время как проект Иезекииля (Иез 43) его не предусматривал. Подобный Ж. Курения для скинии должен был иметь в выс. 2 локтя, и по одному локтю в дл. И в шир. Он также имел роги в четырех углах, был обшит тонким листовым золотом и украшен золотым венцом. Он должен был помещаться перед завесой, закрывавшей ковчег завета, и Аарон обязан был каждое утро и каждый вечер приносить на нем жертву курения. Раз в год для очищения Ж. Его роги следовало смазывать кровью очистит. Жертвы (Втор 30:1-10). Соломон также распорядился установить в храме Ж. Курения перед Святое Святых (3Цар 6:22.

Ис 6:6). Согл. Лк 1:11, такой Ж. Был и в храме Ирода. III. В НОВОМ ЗАВЕТЕНЗ о Ж. Говорится в связи с ВЗ (Мф 23:35. 1Кор 9:13) и в связи с тогдашним храмом (Мф 23:18), но в большинстве случаев он упоминается только как образ (Евр 13:10) или как элемент в образных изображениях Откровения (Откр 6:9. 8:3,5 и др.). Причем очевидно, что после того, как Господь принес единоврем. И окончат. Жертву искупления на Голгофе (Евр 7:27. В ст. 12 и след. Определенно говорится об упразднении Ж.), речь уже не идет о собственно Ж. Ср. Также с Ж. Зевса в Пергаме..

Значения в других словарях
Жертвенник

(латинское Ara) созвездие Южного полушария неба, две наиболее яркие звезды 2,8 и 3,0 визуальной звёздной величины (См. Звёздная величина). Наилучшие условия для наблюдений в июне — июле. Частично видно в южных районах СССР. См. Звёздное небо. ..

Жертвенник

— См. ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Жертвенник

ЖЕРТВЕННИК, естественное возвышение или сооружение из земли, камня или металла, на котором или около которого происходит жертвоприношение> (смотри также Алтарь>). В христианском храме стол для возложения даров, закрывается покрывалом, на него ставятся священные сосуды>.. ..

Жертвенник

-а, м.. ..

Жертвенник

Стол, алтарь. ..

Жертвенник

(иноск.) - не только место, но и самый предмет, в жертву приносимыйСр. "Жертвенник труда, любви, дружбы"Ср. Не упрекай себя за то...,Что не убил в себе ты молодость и чувства,Что не принес ты их на жертвенник труда.Надсон. ВЂћНе упрекай себя" (1884 г.).'Ср. Вы убиваете меня, как Авеля, зачем я принесла одни чистые плоды на жертвенник любви.Марлинский. Фрегат Надежда. 4.см. Алтарь.. ..

Жертвенник

М.1) Возвышенное место, на котором приносились языческие жертвы.2) Стол в алтаре православной церкви, на котором совершается обряд проскомидии во время литургии.. ..

Жертвенник

ЖЕ́РТВЕННИК -а. М.. ..

Жертвенник

-а. М. Место, на к-ром приносятся жертвы (в 1 знач.). Возложить на ж.. ..

Жертвенник

Жертвенника, м. 1. Возвышенное место, на к-ром приносились языческие жертвы (истор. И поэт.). Пусть жертвенник разбит - огонь еще пылает. Надсон. 2. Стол в алтаре православной церкви, на к-ром совершается обряд проскомидии во время литургии (церк.).. ..

Жертвенник

ЖЕРТВЕННИК (Аrа), созвездие южного неба, между Скорпионом и Южным Треугольником. Самой яркой его звездой является Бета со звездной величиной 2,9.. ..

Жертвенник

— особое помещение в северной части алтаря православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т. Е. Совершается проскомидия.. ..

Жертва повинности

Жертва повинности см. Жертва.. ..

Жертва потрясания

При приношении различных жертв (см. Жертва) отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Лев 8:27-29. Чис 6:19 и след. , священник, по-видимому, клал определ. Часть жертвы на руки тому, кто ее приносил, брал его за руки и двигал ими. Из описания не ясно, были ли это движения из стороны в сторону или вверх и вниз. Потрясаемые т.о. Куски жертвы впоследствии принадлежали священнику (исключение. Посвящение Аарона в Исх 29:27 и след. Лев 8:25-29), к-ро..

Жертвенник всесожжения

Жертвенник всесожжения см. Жертвенник.. ..

Жертвенник курения

Жертвенник курения см. Жертвенник (II,3). ..

Жертвенник

Специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.. ..

Жертвенник

- стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва евхаристии. Хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от горнего места.. ..

Дополнительный поиск Жертвенник Жертвенник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жертвенник" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жертвенник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 10 символа