Жертвенник
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕСловом "Ж." ВЗ передает (за искл. Четырех случаев) значение евр. Понятия мизбеах - "место, где совершаются жертвоприношения". Ж. Не является типично израил. Или библ. Явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. Место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. Представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. Был воздвигнут Ноем по окончании потопа (Быт 8:20). Возм., что уже жертвы Каина и Авеля в Быт 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. В жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (см. Жертва) возлагались на Ж. И чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву.
Уже в III тысячел. До Р.Х. Подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. Был принадлежностью каждого см. Храма, любого места отправления культа (см. Дубрава см. Высота), но имелись Ж. И для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. Возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., к-рые они воздвигали (см. Быт 12:7 и след. 13:18. 26:25. 35:1). Ж. Устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (см. Памятник, памятный знак), воздвигнутым камням, в к-рых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт 28:18 и далее - в рассказе об Иакове.
Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. Это не относилось.II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИКаменные и земляные жертвенники являются первонач. Формой Ж. Земляной Ж. Представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола. В Сихеме был найден такого рода земляной Ж., выс. 0,3 м и с площадью поверхности 2,2 х 1,65 м. Иногда израильтяне (реже, чем другие народы) использовали в качестве Ж. Найденные каменные глыбы (см. Суд 6:20. 13:19. 1Цар 6:14. 14:33). На таких глыбах находили вытесанные чашеобразные углубления, в к-рые, вероятно, помещали приношения.
Исх 20:24 предписывает израильтянам возвести земляной Ж., в то же время отесывание камней для Ж. Запрещается в ст. 25 (Втор 27:5 и след. Нав 8:31 и след.). Там сказано, что отесывание оскверняет камни. В 3Цар 18:31,32 упоминается Ж. Из 12 камней "по числу колен сынов Иакова". Приставлять ступени к Ж., как это делали обычно в дамасском регионе, израильтянам запрещалось, "дабы не открылась при нем нагота твоя" (Исх 20:26). На поверхности Ж., в середине, а у более поздних Ж. - по углам, часто обнаруживают возвышения, нередко вытесанные из того же камня. Они могли представлять собой маццевы, символизирующие присутствие божества. Подобного рода небольшие вертик. Выступы ("роги"), символизировавшие власть и могущество Бога, были предписаны и при изготовлении Ж.
Всесожжения для скинии (Исх 27:2). Отсечение рогов означало осквернение и уничтожение Ж. (Ам 3:14). У израильтян действовало установление, согл. К-рому совершившему непреднамер. Убийство предоставлялась божеств. Защита, если он схватится за роги алтаря (Исх 21:13 и след. 3Цар 1:50. 2:28).Б. ЖЕРТВЕННИК ВСЕСОЖЖЕНИЯЖертвенник всесожжения находился в скинии, а позднее - в храме и представлял собой переносной деревянный ящик, покрытый медью (Исх 27:1 и след.), к-рый предположит. Наполнялся камнями или землей. Площадь его основания составляла 5 х 5 локтей, выс. - 3 локтя (локоть "по прежней мере" = 52,5 см). До середины высоты он был обнесен сетчатой решеткой. Вероятно, на этой решетке крепилась галерея, на к-рую приносящие жертву могли ступить, поднявшись по наклонному пандусу (ступени были запрещены).Согл.
2Пар 4:1, Ж. Всесожжения, установленный на внешнем дворе храма Соломона, имел 20 локтей в дл. И в шир. И 10 локтей в выс. В то же время в 3Цар 8 и след. Размеры этого Ж. Точно не указаны, и лишь упоминается, что он годился только для обычных жертвоприношений (3Цар 9:25). Для большого жертвоприношения в день освящения храма царь освятил "среднюю часть двора" (3Цар 8:63 и след.). При восстановлении храма после вавил. Плена, согл. Езд 3:3, Ж. Был возведен на фундаменте прежнего Ж. Размеры Ж., указ. Иезекиилем (Иез 43), предполагают, что он имел кубич. Форму. Площадь его основания составляет 9,5 х 9,5 м, площадь поверхности 6,3 х 6,3 м, а общая выс. 5,25 м (длина упомянутого здесь локтя равна прим. 52-53 см). Согл. 4Цар 16:10-16, Ахаз приказал соорудить (ступенчатый ?) Ж.
По дамасскому образцу. О Ж. Всесожжения из храма Ирода мы узнаём из трудов евр. Историка Иосифа Флавия. Это было кубич. Сооружение из неотес. Камней, имевшее 15 локтей в выс. При площади основания 50 х 50 локтей, в то время как из других источников следует, что этот Ж. Был выс. 6 локтей и с основанием 30 х 30 локтей.В. ЖЕРТВЕННИКИ КУРЕНИЯТаковые обнаруживаются довольно часто, и есть свидет-ва их существования с очень древних времен. Известны четырехугольные глиняные или черепичные подставки (Ис 65:3), относящиеся к бронзовому веку. Их высота достигает 1 м, площадь поверхности составляет всего несколько сантиметров (напр., 7 х 9). В железном веке она расширяется до 20 х 30 см. Подобные Ж. Находят и в жилищах. Однако, в соотв.
С Чис 16:40, воскурение благовоний пред Господом было исключит. Правом священников, потомков Аарона. В 3Цар 7:48 упоминается обшитый золотом Ж. (курения), предназнач. Для храма, в то время как проект Иезекииля (Иез 43) его не предусматривал. Подобный Ж. Курения для скинии должен был иметь в выс. 2 локтя, и по одному локтю в дл. И в шир. Он также имел роги в четырех углах, был обшит тонким листовым золотом и украшен золотым венцом. Он должен был помещаться перед завесой, закрывавшей ковчег завета, и Аарон обязан был каждое утро и каждый вечер приносить на нем жертву курения. Раз в год для очищения Ж. Его роги следовало смазывать кровью очистит. Жертвы (Втор 30:1-10). Соломон также распорядился установить в храме Ж. Курения перед Святое Святых (3Цар 6:22.
Ис 6:6). Согл. Лк 1:11, такой Ж. Был и в храме Ирода. III. В НОВОМ ЗАВЕТЕНЗ о Ж. Говорится в связи с ВЗ (Мф 23:35. 1Кор 9:13) и в связи с тогдашним храмом (Мф 23:18), но в большинстве случаев он упоминается только как образ (Евр 13:10) или как элемент в образных изображениях Откровения (Откр 6:9. 8:3,5 и др.). Причем очевидно, что после того, как Господь принес единоврем. И окончат. Жертву искупления на Голгофе (Евр 7:27. В ст. 12 и след. Определенно говорится об упразднении Ж.), речь уже не идет о собственно Ж. Ср. Также с Ж. Зевса в Пергаме..
Дополнительный поиск Жертвенник
На нашем сайте Вы найдете значение "Жертвенник" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жертвенник, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 10 символа