Плен
Плен как изгнание, насильств. Переселение целого народа или его части. I. В качестве прообраза П. (= изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада (Быт 3:23 и след.). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. Предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. И внешнее порабощение.II. Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. (Исх 1:11-14). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. Рабства (Исх 3:7-10. 20:2. См. Исход).III. 1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами (Лев 26:33-39.
Втор 4:25-28. 28:36,37,64-68). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему (Лев 26:40-45. Втор 4:29-31. 30:1-10). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Амос и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание. 2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным - халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745-727 гг. До Р.Х.) начали систематич. Переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг.
Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. На севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. Пер. Гозан назван рекой, а Хавор - областью. 4Цар 15:29. 1Пар 5:6,26). В Ис 9:1 отражены именно эти события. После взятия Самарии Салманасаром (726-722 гг. До Р.Х.) его преемник Саргон II (721-705 гг. До Р.Х.) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв. Области и в Мидию (4Цар 17:6. 18:11). Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии. 27 290 человек.
Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима (4Цар 17:24). При Ашшурбанапале (ок. 640 г. До Р.Х.) в страну хлынул новый поток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии (Езд 4:9 и след.). Из 2Пар 30:1,10 и след. Становится очевидным, что на тер. Северного царства оставалась часть израильтян. В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый самарянами (см. Самаряне) (4Цар 17:24-41). Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно. Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом. Об их потомках упоминается в НЗ (Лк 2:36. Деян 2:9);3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604-562 гг. До Р.Х.) в вавил.
П. Это событие оказалось столь важным в истории евр. Народа, что принято различать допленный и послепленный периоды. Этому П. Предшествовало еще одно ассир. Переселение, когда Синаххериб (библ. Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г. До Р.Х. Увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств. Утверждению, 200 150 (?) человек. Кр. Того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет. Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух (Иер 41:11 - 44:30). Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов. Нек-рые знатные евреи, среди них и пр. Даниил, были уведены в П. Еще в 605 г. До Р.Х., после победы вавилонян при Каркемише (Дан 1:1-4). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя Иехонию, его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс.
Воинов и всех ремесленников. Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар. Дворца. Лишь малая часть населения осталась в городе (4Цар 24:12-16). Иехония, согласно вавил. Летописям, был пленен 16 марта 597 г. До Р.Х. Отправили же его в Вавилон лишь в апреле след. Года (2Пар 36:10. Иез 40:1). Этим, вероятно, объясняется датирование пленения Иехонии в одном случае восьмым (4Цар 24:12), а в другом - седьмым годом правления Навуходоносора (Иер 52:28). Трудно сказать, были ли 3023 иудея, названные в Иер 52:28, отдельной группой переселенцев или составляли лишь часть предыдущей группы. Захватив и разрушив в 587 г. До Р.Х. Иерусалим, Навузардан выселил почти всех оставшихся в живых жителей города, за искл. Тех, кто был предназначен для работ в поле (4Цар 25:11 и след.
2Пар 36:20. Иер 39:9 и след. 52:15). 832 человека, упомянутые в Иер 52:29, были, видимо, депортированы первыми, еще до падения Иерусалима. Между тем, не вся страна была разорена и не все ее жители были выселены. Нек-рые города, в т.ч. Массифа (Иер 40:6), видимо, сдались вавилонянам без сопротивления и поэтому были пощажены. Кр. Того, по стране были разбросаны остатки евр. Войска, ушедшие затем в Египет (Иер 43:4-7). В 582 г. Навузардан отвел в Вавилон еще одну группу евреев численностью в 745 человек (Иер 52:30). Указ. Число - 4600 человек - нельзя рассматривать в качестве общего числа депортированных (даже если учитывать людей, к-рые позже вернулись из П. И к-рые, в свою очередь, составили лишь часть всех угнанных в П.).
IV. После того как Вавилон был захвачен персами, Кир в 538 г. До Р.Х. Разрешил жившим в П. Евреям возвратиться на родину (2Пар 36:22 и след. Езд 1:1-4). Вначале этим разрешением воспользовались 42 360 членов евр. Общины, а также 7337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц (Езд 2:64 и след.). Часть евреев решила остаться в местах высылки (см. Есфирь. Зах 6:10. Деян 2:9 и след. См. Рассеяние). Вавил. П. Продолжался не 70 лет, как часто считают, а меньше. Пророчества в Иер 25:11 и след. 29:10 вовсе не говорят о продолжительности П. Они определяют время существования Нововавилонского царства 70 годами, что вполне соответствует периоду 605-539 гг. До Р.Х. В 2Пар 36:21 эти 70 лет, возм., означают время, прошедшее между разрушением храма в 587 г.
И его освящением заново в 515 г. До Р.Х.V. Вавил. П. Сыграл важную роль в истории евр. Народа благодаря служению таких мужей, как пророки Иезекииль и Даниил (здесь же можно назвать и Иеремию). После разрушения храма народ с большим старанием стал изучать Закон и соблюдать субботу. Большее значение придавалось обрезанию как видимому свидет-ву принадлежности к богоизбр. Народу. В П. Израиль окончат. Отказался от идолопоклонства и познал истинную ценность уз, духовно скрепляющих общину. Вдали от родины и в отсутствие храма главной в духовной жизни народа оставалась Тора. Обращение с пленными, вначале довольно суровое (Пс 136), постепенно становилось более мягким (Иер 29:5-7). Евилмеродах освободил царя Иехонию из темницы и даже позаботился о его обеспечении (4Цар 25:27-30).
Даниил (Дан 2:48. 6:3) и Неемия (Неем 1:11) получили высокие должности. Евреи принимали участие в экономич. Жизни Вавилона, многие из них достигли материального благополучия (ср. Езд 2:69) и пользовались уважением. Подобные успехи порой удерживали их от возвращения на родину. См. Пленный..
Дополнительный поиск Плен
На нашем сайте Вы найдете значение "Плен" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 4 символа