Пост, поститься

109

Пост, поститься (евр. Цум, "затягивать (внутренности)". Греч. Нестеуо), добровольное воздержание от пищи и время этого воздержания. I. ПОСТ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕВЗ часто говорит о П., соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употребляется. В день искупления народ должен был "смирять свои души" (Лев 16:29-31. 23:27. Ср. Деян 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи. П. Мог соблюдаться, напр., после того, как постящийся давал обет (Чис 30:14). Особое значение имели П. Моисея на горе в присутствии Бога (Исх 34:28), а также сорокадневный П. Илии, после того как его накормил ангел Господень (3Цар 19:8). В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды (Иона 3:5-8.

Деян 23:12). Вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни П. (Суд 20:26. 1Цар 7:6. Иер 36:6). Евреи из Книги Есфирь (Есф 4:16) и ап. Павел (Деян 9:9) соблюдали такой П. В течение трех дней. О более продолжительных сроках столь строгого П. В Библии не упоминается. Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных П. Разрешалось. Давид ничего не ел семь дней (2Цар 12:16-21). Об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, "а по прошествии их, напоследок взалкал" (Мф 4:2. Лк 4:2). Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан 10:3), что в глазах Бога было свидет-вом смирения (ст. 12). Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк 2:37), к-рая "постом и молитвою служила Богу день и ночь".

В 1Цар 31:13 упоминается о семидневном П., но о том, как он совершался, ничего не говорится. Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении. Он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3Цар 21:27. Неем 9:1. Ср. Иов 2:12 и след.). П. Соблюдался по разным ПРИЧИНАМ. 1) после смерти близких людей (1Цар 31:13. 2Цар 1:12). 2) перед решающими событиями, исход к-рых полностью зависел от Божьей милости (2Цар 12:16,21-23. Есф 4:3,16 и др.). 3) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1Цар 7:6. 3Цар 21:27. Езд 10:6. Неем 9:1. Иона 3:7 и след.) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх 34:28. Втор 9:9,18). П. Соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан 10:3,12).

II. ПОСТ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА 1) в послепленный период П. Иудеев во многом утратил свой внутр. Смысл, а вместе с ним - и значение. Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно. Девятый день четвертого месяца (таммуз), в к-рый халдеями был взят Иерусалим (Иер 52:6 и след.), десятый день пятого месяца (ава), в к-рый был разрушен город и сожжен храм (Иер 52:12 и след.), один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер 41:1 и след.) и десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4). После возвращения из плена эти П. Продолжали соблюдаться (Зах 7:3,5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни праздничными (Зах 8:19).

Пророки тщетно пытались противостоять превращению П. В показное, рассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис 58:5 и след. Зах 7:5 и след.). 2) в новозаветное время подобным образом соблюдали П. Прежде всего фарисеи. Они постились два раза в неделю, т.е. Намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк 18:12. Ср. Мф 9:14), - в четверг, в день, когда Моисей взошел на Синай, и в понедельник, когда он спустился с горы. Иисус порицал людей, соблюдавших П., "чтобы показаться людям постящимися" (Мф 6:16). III. ИИСУС ХРИСТОС И СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА 1) Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф 4:2). Он осуждал П. Лицемеров (Мф 6:16-18) и указывал, каким должен быть истинный П.

- соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у к-рых, пока они вместе, нет повода для П. Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше. "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк 9:29, причем слова о П. Отсутствуют во многих древних списках). 2) в НЗ сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились. Так, ап. Павел постился после своего обращения (Деян 9:9) и позднее (2Кор 6:5). Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян 13:2 и след.), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян 14:23).

3) НЗ предоставляет верующим полную свободу в отношении П. По прошествии столетий люди начали относиться к П. Все более уважительно, и в средние века он стал обязат. В определ. Дни года. Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени П. В библ. Его понимании был предан забвению..

Значения в других словарях
Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться

1) евр. Слово шама означает "слышать" и (подобно греч. Гюпакуо) "слушаться кого-либо", "повиноваться" (Быт 3:17. 16:2. Еф 6:1. Кол 3:20). 2) П. Определяются не только отношения детей к родителям (Притч 1:8. 30:17), рабов к хозяевам (Еф 6:5. Кол 3:22), но и отношение человека к Богу (Втор 11:26-28). П. - это залог исполнения обетований (Быт 22:18. Флп 2:8 и след.). В тех местах НЗ, где говорится о П. Истине (Рим 2:8. Гал 3:1. 5:7), употреблено греч. Слово пейтомаи - "дать себя внутренне убедить и..

Посредник

1) единственным П. В ветхозаветные времена в Библии именуется см. Моисей. Ему принадлежала посреднич. Роль при заключении Синайского завета между Богом и народом Израиля (Гал 3:19,20. Евр 8). 2) Синайский завет содержал в себе прообразы и указания на совершенство грядущего нового завета (1Кор 10:11. Кол 2:17. Евр 10:1), в к-ром люди должны стать детьми Божьими (Ин 1:12. 1Ин 3:1-3). П. Новозаветного времени является один лишь Иисус Христос, голгофская жертва и воскресение из мертвых Которого стал..

Постоянны

Постоянны в молитве (см. Молитва) (I,3).. ..

Пот

В Быт 3:19 П. Символизирует усилия, к-рые человек вынужден прилагать, чтобы обеспечить себе пропитание. В Иез 44:18 священникам разрешено надевать только льняные одежды, чтобы избежать потоотделения, следствием к-рого явилась бы культовая нечистота.. ..

Дополнительный поиск Пост, поститься Пост, поститься

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пост, поститься" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пост, поститься, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа