Право, правосудие

94

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ1) Господь - Бог справедливости и правого суда. Он творит праведный суд обиженным (Пс 102:6. 145:7), а Его Отрок возвестит суд народам (Ис 42:1). У библ. Пророков споры между Богом и Его народом и другими народами напоминают судебное разбират-во (Ис 1:18. 43:26. Иер 2:35. Мих 6:1,2). Речи см. Иова также напоминают о судебном процессе. 2) Господь, как Бог правого суда, стремится к тому, чтобы и в Его народе все П. - священные, гражданские и социальные - соблюдались Его народом как Божье установление. См. Закон, переданный народу Моисеем, представляет собой Божье П. Это находит отражение и в том, что судей, творящих правосудие именем Бога (Втор 1:17), иногда называли "богами" (Исх 22:6 и след.,28 - в Синод. Пер.

- "судьи". Пс 81:1,6). II. СУДЬИ 1) во времена патриархов отец семейства был одноврем. Судьей над домочадцами (Быт 38:24). Позднее, во время египт. Плена, эта обязанность, вероятно, перешла к старейшинам (начальникам) народа (см. Старейшины), а после исхода из Египта - к Моисею (Исх 18:15 и след.). По совету Иофора, Моисей назначил для разбора мелких дел большое число судей из народа (ст. 13-26. Втор 1:9-18. 16:18-20). Эти судьи одноврем. Были тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Т.о., отправление правосудия, видимо, всегда было связано с принципом деления народа Израиля на колена, роды и семейства (см. Чиновник, IV,1. См. Колено). 2) после смерти Иисуса Навина наряду с начальниками вершить суд стали призванные Богом см.

Судьи (1Цар 7:15 - 8:3), среди к-рых названа и одна женщина, Девора (Суд 4:5). С избранием на престол Саула носителем высшей судебной власти стал см. Царь (1Цар 8:20. 2Цар 14:4 и след. 15:2-4. 3Цар 3:16-28. 7:7). 3) Давид ставил судьями см. Левитов (1Пар 26:29-32), к-рые вместе со см. Священниками призваны были наставлять народ в Законе. Иосафат реформировал систему правосудия (2Пар 19:5-7) и учредил в качестве инстанции для обжалования верховный суд в Иерусалиме. Этот суд состоял из священников, а председательствовал на нем первосвященник или князь дома Иуды, в зависимости от важности дел, к-рые там рассматривались (2Пар 19:8-11. Ср. Предписание во Втор 17:8-13). 4) об отправления правосудия после вавил. Плена см. Синедрион.

III. СУДОПРОИЗВОДСТВО 1) судебные разбират-ва у израильтян обычно проводились у гор. Ворот (см. Ворота) (Втор 21:19. Руфь 4:1 и след.). Соломон вершил суд в особом судебном помещении внутри дворца (3Цар 7:7). (О судопроизводстве во время рим. Владычества см. Претория см. Судейское место, судилище). 2) обвинение выдвигалось истцом, или жалобщиком (Деян 23:30,35. Ин 8:10 - в Синод. Пер. Везде - "обвинитель"). О существовании обществ. Обвинителей (аналог совр. Прокурора) в странах Древнего Востока ученым ничего не известно. На суде у Пилата иуд. Первосвященники сами обвиняли Иисуса (Мф 27:12. Ин 18:29). Но позднее, во время суда над Павлом, они воспользовались услугами ритора (поверенного) (Деян 24:1,2). О составлении судебного протокола говорится в Иов 31:35.

Свидетелям богохульства вменялось в обязанность выступать с публичным обвинением (Лев 5:1). В НЗ соперник в спорном деле неоднократно назван противником (Мф 5:25. Лк 12:58. 18:3). 3) израил. Закон предостерегал от доверия к пустым слухам и подозрениям (Исх 23:1). Смертный приговор мог быть вынесен только по предъявлении доказат-в в совершении особо тяжкого преступления (Втор 17:6. Ср. Деян 23:29). Для осуждения на смерть нужны были как минимум два свидетеля, причем их показания должны были совпадать в деталях (Втор 19:15. Мк 14:57-59. См. Клятва, V). Дело Иисуса фактически провалилось из-за противоречий в показаниях свидетелей. Когда же первосвященник спросил Его. "Ты ли Христос?", утвердит. Ответ Иисуса сделал излишним слушание дальнейших свидет.

Показаний и дал формальный повод к Его осуждению (ст. 61-64). Рим. Правосудие давало обвиняемым П. Защищаться перед лицом обвинителя (Деян 25:16). Кр. Того, каждый рим. Гражданин был вправе потребовать суда императора (ст. 11). IV. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРАВ ВЗ действовал основной закон возмездия ("Глаз за глаз, зуб за зуб" и т.д.), к-рым руководствовались в тех случаях, когда были нанесены телесные увечья (Исх 21:24,25. Лев 24:19,20) или человек лжесвидет-вовал (Втор 19:18-21). За убийство (Исх 21:12,23. Лев 24:17,21) и похищение человека (Исх 21:16) полагалась смертная казнь (см. Быт 9:5,6. См. Кровная месть см. Города-убежища). Другое правило действовало в отношении рабов. Если раб получал по вине своего господина телесное увечье, он подлежал освобождению от рабства (Исх 21:26 и след.).

Ущерб, нанесенный владельцу скота или другой собственности, полагалось возмещать деньгами (ст. 34. 22:11,13. Лев 24:18,21) или натур. Продуктом (Исх 22:5). Вор должен был возместить как минимум двойную стоимость украденного, иначе его могли продать в рабство (Исх 22:1 и след.). Виновных в ворожбе и идолослужении всегда присуждали к смерти (Исх 22:18. Лев 20:27. Втор 13:6 и след. 17:2 и след.). В принципе, каждый человек мог быть наказан только за собств. Вину (Втор 24:16. Ср. 4Цар 14:6). Вина домочадцев Ахана, казненных вместе с ним, заключалась в том, что они скрыли его проступок (Нав 7:24-26).V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙПо вопросу об исполнении наказаний см. Наказание, наказывать..

Значения в других словарях
Поэты

Выражение "мы Его и род", цитируемое ап. Павлом в Деян 17:28, встречается у греч. Поэтов Арата Киликийского и Клеанфа из Мисии (оба жили в III в. До Р.Х.). Первую часть стиха Деян 17:28. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" можно найти у критянина Эпименида, в чьем сочинении "Об оракулах" (ок. 600 г. До Р.Х.) Минос обращается к отцу богов Зевсу со след. Словами. "Они соорудили гробницу для тебя, Святой и Возвышенный, критяне, всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые. Но ты не мертв. Ты восс..

Пояс

Пояс см. Одежда.. ..

Правосудие

Правосудие см. Право, правосудие.. ..

Праздник Кущей

I. НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕП.К. (т.е. Праздник шалашей, или палаток, евр. Хаг Хасуккот. Греч. Скенопегиа, Лев 23:34-43. Втор 16:13-15. Ин 7:2) назывался также праздником сбора плодов (Исх 23:16. 34:22). Из трех праздников, требовавших паломничества в Иерусалим (Втор 16:16), П.К. Был самым радостным и торжеств. (Лев 23:39. 3Цар 8:2 и след. Неем 8:14). П.К. Имел два значения. Во-первых, он был связан с воспоминаниями о странствовании израильтян по пустыне и о том, как Господь милосердно сохранял народ ..

Дополнительный поиск Право, правосудие Право, правосудие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Право, правосудие" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Право, правосудие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа