Свидетель, свидетельствовать, свидетельство
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) понятие "свидетель" в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения. Последнее, однако, встречается чаще (Чис 5:13. 35:30). Кр. Того, упоминаются С. Договора (Иер 32:10), которым не обязательно был человек. В этой роли мог выступить и к.-л. Предмет, "присутствовавший" при заключении договора и служивший символич. Напоминанием о происшедшем (Быт 31:48. Нав 24:27. Руфь 4:7. Ис 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Исх 20:16. Втор 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С.
(Втор 17:6), причем ответ-сть С. Повышалась тем обстоят-вом, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (ст. 7). Если было доказано, что С. Дал ложные показания, его постигало наказание, к-рое предусматривалось для оговор. Им человека (Втор 19:16 и след.). 2) сформиров. В повседневной практике образ С. Был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. Дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Быт 31:50. Суд 11:10. Пс 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд. В благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью.
Кр. Того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Руфь 1:21) или через Своих пророков повелевает свидет-вовать за или против к.-л. (4Цар 17:13). Слово Божье есть свидет-во, что означает. Сказанное Им всегда истинно, т.е. Соответствует действит. Положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор 8:3), - или не живет, если не слушает это слово, то понятие "свидетельство" больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. В Его слове и проповеди. Это свидет-во к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидет-во к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие "С." не распространяется на проповедников слова Божьего.
Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидет-во - исключит. Свидет-во Бога о Самом Себе, а не свидет-во человека о Боге. Исключением является только Израиль (Ис 43:9-13. 44:7-11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидет-вовать о Боге и доказать Его превосходство над "богами" на примере собственной истории. II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) в книгах НЗ также говорится о С. Перед судом (Мф 26:65. Мк 14:63. Деян 6:13), причем принципы ветхозаветного правосудия (см. Правосудие) полностью сохраняются (ср. Мф 18:16. 2Кор 13:1. 1Тим 5:19). Но в НЗ о С. Говорится также и в религ. Смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С.
Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. Рим 1:9. Флп 1:8. 1Фес 2:5). Это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2Кор 1:23). 2) новым в НЗ является то, что С. Фактов становятся и С. Истины, т.е. Они, подтверждая фактич. Сторону события, тем самым свидет-вуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит. "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему" (Лк 24:46-48). То, что надлежит засвидет-вовать здесь, представляет собой историч.
Факты, но эти факты имеют и собств. Значение, к-рое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидет-во об истине совпадают. Однако вначале следует засвидет-вовать факты, поэтому Иисус превращает Своих см. Учеников в С. (Ин 15:27. Деян 1:22. 13:31), к-рые, являясь истинными С. Юридич. Смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидет-вуя о фактах, добавляют к этому свидет-во веры (ср. Деян 2:22-24. 4:10. 1Ин 1:1-3. 4:14). Особенно свидет-во веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. Того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Деян 22:14 и след.) и позднее (Деян 26:16). Из этого следует, что истинное свидет-во о Христе, даже если оно исходит из историч. Фактов (ср. Деян 26:26), возможно только через свидет-во Господа, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Откр 19:10.
Ср. Ин 15:26. 1Ин 5:6). Как Бог свидет-вовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидет-вовал об Отце (Ин 1:18. 3:11,32. 5:36. 10:25), Который был в Нем (Ин 14:10 и след.). Основанием же всякого христ. Свидет-ва является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1Ин 5:9-12). "Христос в вас, упование славы" (Кол 1:27). 3) свидет-во в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. И прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. Реальности, к-рая может включать в себя даже смерть С. Как последнее подтверждение истинности его свидет-ва (ср. Деян 22:20. Откр 2:13. 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (Мф 10:24. Ин 15:20. Ср. Мк 10:39. 1Ин 5:6), верного и истинного С.
(Откр 1:5. 3:14)..
Дополнительный поиск Свидетель, свидетельствовать, свидетельство
На нашем сайте Вы найдете значение "Свидетель, свидетельствовать, свидетельство" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свидетель, свидетельствовать, свидетельство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 43 символа