Старейшины
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕВ ВЗ звание или см. Должность С. Происходит из естеств. Старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18. Чис 22:7. Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность (Исх 18:21. Втор 1:13,15). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. Орган. (см. Колено.) Согл. Втор 31:9-13, С. Вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. Городов исполняли обязанности судей (Втор 19:12. 21:19 и след. 22:15-18. Нав 20:4. Руфь 4:2,4,9,11. 3Цар 21:8,11. 4Цар 10:1,5). Они выносили решения по простым правовым вопросам.
При этом разрешено было подавать апелляции, к-рые рассматривались священниками и официальными судьями (Втор 17:8-13. Ср. 2Пар 19:8-11). Моисеем были назначены "семьдесят старейшин". Согл. Исх 18, это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия. А согл. Чис 11:16, - по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. Связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями (Чис 11:25 и след.).II. В ИУДАИЗМЕВ иудаизме институт С. Приобрел особое значение после гибели Иудейского царства - как в среде угнанных в плен (Иер 29:1), так и среди израильтян, оставшихся на родине (Иез 8:1 и след. Иер 26:17 и след.). В организац.
Устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. (Лк 7:3).III. В НОВОМ ЗАВЕТЕВ НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. Пер. - "пресвитеры". От греч. Пресбютерос, "старейший") для людей, к-рые руководят Иерусалимской церковью (Деян 11:30. 15:2,4. 21:18), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ. А. НАЗНАЧЕНИЕВ НЗ говорится о назначении С. (пресвитеров) Павлом (см. Павел) и Варнавой (см. Варнава) (Деян 14:23) или Титом по поручению Павла (Тит 1:5). Павел придает большое значение тому, что призвание пресвитеров изначально совершается Св. Духом (Деян 20:17,28. В ст. 28) С. Одноврем. Названы епископами, греч. Эпископой. В Синод. Пер. - "блюстителями"). Назначение на пост С. Может совершаться и посредством избрания.
Были назначения, совершенные апостолами (см. Выше). В Деян описывается, как для того, чтобы устранить непорядок, семь человек из числа "изведанных" назначаются в соотв. С определ. Критериями (доброе имя, исполненность Св. Духом, мудрость) на особое служение в руководстве общиной (слово С. Здесь не применяется). "и избрали Стефана..." Их введение в предназнач. Им служение было совершено посредством молитвы и возложения рук, и Господь дал на это Свое благословение. Избрание людьми и назначение Св. Духом не противоречат одно другому, а представляют собой две стороны одного явления. (Ср. В этой связи Деян 15, где после обсуждения значит. Разногласий провозглашается. "Ибо угодно Святому Духу и нам...", ст. 28). Т.о., Бог снисходит к нам, нередко осуществляя Свою волю через человеч.
Решение. Облеченные полномочиями С. Необходимы для созидания общины. О них надо молить Господа так же, как и обо всех "делателях на жатве" Божьей (Мф 9:38). В 1Тим 4:14 есть слова о "возложении рук пресвитерства" (в Синод. Пер. - "священства"). Здесь невозможно точно установить, имеется ли в виду возложение рук на пресвитеров или то, что Тимофей стал пресвитером через возложение рук. В иудаизме возложение рук было принято при посвящении в сан раввина. Посредством возложения рук передавались и духовные дары, помогающие человеку в служении (2Тим 1:6. В Синод. Пер. - "чрез . Рукоположение").Б. СЛУЖЕНИЕС. Вначале в какой-то степени были помощниками апостолов в отд. Общинах и трудились в живом контакте с ними. В общине С. Пророчествовали, проповедовали Евангелие или были пастырями и учителями.
Вместе с апостолами они решали вопросы, касающиеся отношения христиан из язычников к иуд. Закону (Деян 15:6). В 1Тим 5:17 и след. И в Тит 1:5 и след. Названы необходимые черты личности и требования, предъявляемые к поведению пресвитера (в Тит 1:5,7 пресвитер приравнен к епископу). Этот перечень приводится, конечно, не только для решения вопроса о том, кто достоин стать С., но и как вспомогательное средство для самоконтроля и духовного роста. В 1Пет 5:1-4 высказываются предостережения пресвитерам (и только затем следуют на-поминания "младшим", чтобы они подчинялись им), здесь же идет речь о пастырском служении. Т.о., С. Должны были прежде всего заботиться о душах верующих. В задачу пресвитеров входило также и см.
Исцеление больных посредством совместного возложения рук (Иак 5:14). В этой связи звучит призыв к взаимному исповеданию грехов (ст. 16). Упорядочение отношений между членами общины и устранение разного рода трудностей составляют основу служения С. Апостолы могли и сами исполнять служение С., как и другие церковные должности (1Пет 1:5). Пресвитером или С. (в Синод. Пер. - "старцем") называет себя и автор 2-го и 3-го посланий Иоанна (в обоих случаях в 1 ст.), причем это обозначение следует понимать прежде всего как почетное звание носителя и продолжателя апостольской традиции. В данном случае перед нами не должностное лицо, а скорее, человек, высоко ценимый и почитаемый в христ. Общинах, слово к-рого обладало высоким авторитетом..
Дополнительный поиск Старейшины
На нашем сайте Вы найдете значение "Старейшины" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Старейшины, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа