Грехопадение, или Первородный Грех
Событие, к-рое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу. 1. Библейские свидетельства. 3-я гл. Кн. Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Г. Как нарушение Божественной воли первыми людьми, к-рые соблазнились словами змея, уверившего их, что, вкусив от запретного Древа, они станут "как боги, знающие добро и зло". Изобличенные в грехе, люди не раскаялись и были изгнаны из Эдема. Их отдаление от Творца привело к тяжким последствиям. К борьбе против человека сил зла (семени змея. См. Ст. Первоевангелие), к нарушению гармонии между людьми, а также между человеком и природой. Лишившись доступа к Древу Жизни, человек утратил способность к бессмертию. По существу, весь *Пролог Кн.
Бытия составляет одно целое с этим сказанием, поскольку рисует картину мятежа человека против воли Сущего и "лавиноподобное увеличение греха" (*Рад). За грехом Адама следует первое братоубийство, к-рое сделало кровную месть регулятором отношений между людьми (Быт 4:1-24). "Развращение человеков" привело к *Потопу, а *вавилонское столпотворение - к разделению людей. Примечательно, что в др. Местах ВЗ почти нет ссылок на события Пролога Кн.Бытия, и учение о Г. Остается нераскрытым. Как правило, мы встречаемся в ВЗ с общей мыслью о греховности человека (см., напр., 3 Цар 8:46. Пс 50:7). Первые намеки на событие, описанное в Быт 3, содержатся в Сир (25:27) и Прем (2:23-24). 1-я Кн. Еноха (см. Ст. Апокрифы) рассматривает Быт 6:1 сл.
Как Г. Ангелов ("сынов Божиих"), к-рые совратили людей, научив их *магии. 3-я Кн.Ездры и апокрифич. Апокалипсис Варуха, написанные в 1 в. До н.э., уже определенно связывают плачевное состояние людей с грехом Адама. Из этого можно заключить, что ветхозав. Доктрина Г. Окончательно сформировалась в *междузаветный период. Ап. Павел в дальнейшем углубил и развил это учение. Он не только констатирует трагич. Противоречивость человека, колеблющегося между добром и злом (Рим 7:15 сл.), но и говорит о Г. Адама как начале всеобщей греховности (Рим 5:12). Адаму, главе ветхого человечества, возжелавшему похитить высшую власть, апостол противопоставляет Иисуса Христа как Второго Адама, умалившего Себя и ставшего Главой нового человечества (Флп 2:7 сл.).
Первый Адам открыл в мир дорогу греху и смерти, Второй - даровал человеку вечную жизнь (1 Кор 15:22, 45-49). Ап. Иоанн указывает, что воля ко злу зародилась в мире духовных существ. "сначала диавол согрешил" (1 Ин 3:8). В Откровении Иоанна диавол, извративший жизнь природы и людей, отождествляется со змеем Быт 3 и драконом. Образ дракона в ВЗ символизирует силы разрушения и хаоса. Он является тварью, к-рая восстала против Творца и будет побеждена лишь в конце веков (Ис 27:1. Ср. Откр 20:2-3). 2. Толкования библ. Учения о Г. Экзегеты, интерпретировавшие библ. Тексты, связанные с Г., искали ответа на ряд принципиальных вопросов, напр. Является ли сказание Быт 3 описанием действительно совершившегося некогда события или же в Кн.Бытия речь идет только о перманентном состоянии человеч.
Рода, обозначенном с помощью символов. К какому лит. Жанру относится Быт 3. В чем сущность греха Адамова. Что оказало разрушительное воздействие на природу. Падение человека или иные факторы. Какова связь между Г. Адама и греховностью всех людей. В святоотеч. Письменности и в исследованиях позднейших времен наметились три основные интерпретации Быт 3. А) Буквальное толкование было разработано гл. Обр. *антиохийской школой. Оно предполагает, что Быт 3 рисует событие в том самом виде, как оно происходило на заре существования людей. Эдем был расположен в определ. Географич. Точке земли (свт. *Иоанн Златоуст, Беседы на Быт, XIII, 3. Блж. *Феодорит Киррский, Толкования на Быт, XXVI. *Феодор Мопсуестский, Migne. PG, t.66, k.637). Древо Познания было реальным земным деревом (блж.
*Феодорит Киррский, Толкования на Быт, XXVII). Одни экзегеты этого направления считали, что человек был создан бессмертным, а другие, в частн. Феодор Мопсуестский, полагали, что он мог получить бессмертие лишь вкусив от плодов Древа Жизни (что более соответствует букве Писания. См. Быт 3:22). Буквальное толкование принимает и рационалистич. Экзегеза, но она видит в Быт 3 род этиологического сказания, призванного объяснить несовершенство человека. Эти комментаторы ставят библ. Рассказ в один ряд с др. Древними этиологич. *мифами. Б) Аллегорическое толкование существует в двух формах. Сторонники одной теории отрицают событийный характер сказания, видя в нем лишь иносказательное описание извечной греховности человека. Эта т.
Зр. Была намечена у *Филона Александрийского и нашла развитие в новое время (напр., у *Бультмана, *Тиллиха). Сторонники другой теории, не отрицая, что за повествованием Быт 3 стоит некое событие, расшифровывают его образы с помощью аллегорич. Метода интерпретации, согласно к-рому змей обозначает чувственность, Эдем - блаженство созерцания Бога, Адам - разум, Ева - чувство, Древо Жизни - добро без примеси зла, Древо Познания - добро, смешанное со злом, и т. Д. (*Ориген, свт. *Григорий Назианзин, свт. *Григорий Нисский, свт. *Амвросий Медиоланский, блж. *Августин и др.). В) Историко-символическое толкование близко к аллегорич., но для интерпретации Свящ. Писания использует систему символов, существовавшую на Древнем Востоке.
В соответствии с этой трактовкой сама суть сказания Быт 3 отражает некое духовное событие. Говоря о первых главах Кн.Бытия, Булгаков пишет. "Нет никакой необходимости приписывать им исторический характер в том смысле, как он свойствен событиям эмпирической жизни этого мира, ибо ими вовсе не исчерпывается вся полнота и глубина бытия. Сказание III главы Бытия о грехопадении, хотя и есть история, но именно как метаистория, и она есть в таком качестве миф, который больше и значительней в своих обобщенных исторических образах, нежели вся эмпирическая история" ("Невеста Агнца"). Образная конкретность сказания о Г. Призвана наглядно, "иконоподобно" изобразить сущность трагич. События. Отпадение человека от Бога во имя своеволия.
Символ змея избран Бытописателем не случайно, а ввиду того, что для ветхозав. Церкви гл. Соблазном были языческие культы пола и плодородия, имевшие своей эмблемой змею (*Коппенс). Символ Древа Познания экзегеты объясняют по-разному. Одни рассматривают вкушение от его плодов как попытку испытать зло на деле (Б. Вышеславцев), другие объясняют этот символ как установление норм этики независимо от Бога (*Лагранж). Поскольку глагол "познать" (см. Ст. Знание в Ветхом Завете) имеет в ВЗ смысл "владеть", "уметь", "обладать" (Быт 4:1), а словосочетание "добро и зло" (евр. Тов вэ ра) может быть переведено как "все на свете" (ср. Быт 24:50. 31:24, 29), образ Древа Познания иногда истолковывают как символ в л а с т и н а д м и р о м, но такой власти, к-рая утверждает себя независимо от Бога, делает своим источником не Его волю, а волю человека.
Именно поэтому змей обещает людям, что они будут "как боги". В таком случае основную тенденцию Г. Следует усматривать в первобытной м а г и и и во всем магич. Миросозерцании. 3. Грех Адама и грех мира (толкования). Мн. Экзегеты *святоотеч. Периода видели в библ. Образе Адама только конкретного индивидуума, первого среди людей, а передачу греха интерпретировали в плане генетическом (т. Е. Как наследств. Болезнь). Однако у свт. Григория Нисского (Об устроении человека, XVI) и в ряде богослужебных текстов Адам понимается как *корпоративная личность. При таком понимании и образ Божий в Адаме, и грех Адамов следует относить ко всему человеч. Роду как к единой духовно-телесной сверхличности, к-рая, по выражению прот. С. Булгакова, "многоипостасна в своих существованиях".
Это подтверждается словами свт. Григория Назианзина, писавшего, что "чрез преступное вкушение пал целый Адам" (Песнопения таинственные, VIII), и словами богослужения, говорящими о приходе Христа для спасения Адама. Особого мнения придерживались те, кто вслед за *Пелагием считали, будто Г. Есть только личный грех первого человека, а все его потомки грешат лишь по собств. Воле. Слова Быт 3:17 сл. О проклятии земли часто понимались в том смысле, что несовершенство вошло в природу в результате Г. Человека. При этом ссылались на ап. Павла, учившего, что Г. Повлекло за собой смерть (Рим 5:12). Однако указания самой Библии на змея (диавола, дракона) как на начало зла в творении позволили утверждать д о ч е л о в е ч е с к о е происхождение несовершенства, зла, смерти.
Согласно этой т. Зр., человек был вовлечен в уже существовавшую сферу зла. "Мир, - пишет *Бердяев, - есть иерархический организм, в котором все части между собой связаны, в котором то, что совершается на вершинах, отражается на низинах. Тьма первоначально сгустилась в высшей точке духовной иерархии, там свобода впервые дала отрицательный ответ на Божий зов, на Божью потребность в любви Своего другого, там творение вступило на путь самоутверждения и самозамкнутости, на путь разрыва и ненависти". Иными словами, Писание позволяет говорить о д в у х грехопадениях. Космическом, приведшем к частичному отклонению природы от путей Божьих, и антропологическом, погрузившем человека, Адама, в бездну богопротивления.
Обе фазы Г. Предполагают своим условием с в о б о д у - как духовных сил, так и духовно-телесного существа, человека. Но и в том и в другом случае искажение благого замысла Творца не было полным и окончательным. Бог осуществляет спасение, искупление мира через Свое Домостроительство, к-рое в Царстве Божьем завершится приобщением твари к Божественному бытию (см. Ст. Сотериология. Эсхатология) *Б е р д я е в Н., Философия свободного духа, Париж, 1927, т.1. Прот.*Б у л г а к о в С., Невеста Агнца, Париж, 1945. Б у р г о в А.В., Православно-догматич. Учение о первородном грехе, К., 1904. Прот.*Б у т к е в и ч Т.И., Зло, его сущность и происхождение, Харьков, 1897. *В в е д е н с к и й Д.И., Учение ВЗ о грехе, Серг. Пос., 1900.
*В е л т и с т о в В.Н., Грех, его происхождение, сущность и следствия, М., 1885. В ы ш е с л а в ц е в Б.П., Миф о Г., "Путь", 1932, №34. *Г л а г о л е в С.С., О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого, М., 1894. Архим.К и п р и а н (Керн), Антропология св. Григория Паламы, Париж, 1950. [К у д р я в ц е в - П л а т о н о в В.Д.], Письмо о Г. Прародителей, ПТО, ч. 4, 1846. *Л у ч и ц к и й К.И., Суд Божий во Едеме, ХЧ, 1845, ч.3. Е г о ж е, Изгнание Адама и Евы из Рая, ХЧ, 1846, ч.3. П о к р о в с к и й А.И., Библ. Учение о первобытной религии, Серг. Пос., 1901. СББ, с.237-51. С в е т л о в Э. [прот.Мень А.В.], Истоки религии, Брюссель, 19812. Е г о ж е, Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971. Т р у б е ц к о й Е.Н., Смысл жизни, М., 1918.
B a u m g a r t n e r Ch., Le Pech №originel, P., 1969. D u b a r l e A.M., Le Pech №originel dans lЕcriture, P., 1958 (англ. Пер. Biblical Doctrine of Original Sin, L.-N.Y., 1964). L i g i e r L., Pech №dAdam et pech №du monde, P., 1960. См. Также лит-ру в указ. Трудах и в ст. Антропология. Богословие. Пятикнижие..
Дополнительный поиск Грехопадение, или Первородный Грех
На нашем сайте Вы найдете значение "Грехопадение, или Первородный Грех" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грехопадение, или Первородный Грех, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 34 символа