Максим Грек
Михаил( Триволис), прп. (ок.1470-1555), правосл. Писатель, экзегет, переводчик Библии. Род. М.Г. В г.Арта (Эпир, Греция), в знатной греч. Семье. С ранних лет познакомился с классич. Лит-рой, и его интерес к ней укрепился после переезда в Италию (1492), где он сблизился с известными деятелями Ренессанса (*Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Альд Мануций). Под их влиянием получил свое завершение "христианский гуманизм" М.Г. Глубокое впечатление на М.Г. Произвели проповеди доминиканца *Савонаролы. В 1502 он принял постриг в м-ре Св.Марка (Флоренция) и там познакомился с богословием *Фомы Аквината. Через два года он покинул Флоренцию и в 1505 стал правосл. Монахом афонского Ватопедского монастыря. В 1516, по призыву моск. Великого кн.
Василия III, просившего прислать "переводчика книжново на время", М.Г. Приехал в Москву. Ему поручили сделать перевод Толковой Псалтири, к-рый М.Г. Завершил в 1519 (по др. Данным - в 1522). Он также перевел Толковый Апостол и беседы *Иоанна Златоуста на Мф и Ин. Вскоре М.Г. Оказался вовлеченным в сложную церк.-политич. Борьбу тогдашней Руси, к-рую вели православные с еретиками разных толков и "иосифляне" с "нестяжателями". Сочувствие М.Г. "нестяжателям", недоверие консерваторов к его переводческой и редакционной работе, придворные интриги - все это привело к судебному преследованию М.Г. После долгого заточения он умер в Троице-Сергиевой Лавре. М.Г. Оставил богатое лит. Наследие. Оно включает публицистику, в к-рой, наряду с полемич.
Задачами критика( астрологии и *апокрифов, спор с инославием), ставятся основополагающие богосл. Вопросы. Правосл. Церковь чтит память преподобного 21 января. М.Г. Как переводчик и экзегет. Перевод Толковой Псалтири был осуществлен М.Г. С помощью посольских толмачей Дмитрия Герасимова и Власия, известных по работе над *Геннадиевской Библией, и лучших моск. Каллиграфов Михаила Медоварцева и Сильвана. До М.Г. На Руси было два перевода Толковой Псалтири (по трудам свт.*Афанасия Великого и блж.*Феодорита). Новый перевод делался по греч. Оригиналу, содержавшему и *катены из св. Отцов 4-7 вв. М.Г. Отметил неоднородность герменевтич. Методов *святоотеческой экзегезы и классифицировал их по трем группам. 1) свт.Афанасий, свт.*Василий Великий, свт.Иоанн Златоуст толкуют Писание "иносказательно", т.е.
Аллегорически. 2) *Аполлинарий, *Евсевий, *Ориген - "изводительне и премирне", т.е. Анагогически (см. Ст. Анагогич. Смысл Свящ. Писания). 3) *Диодор Тарсийский и блж. Феодорит - "по письмени просте уложиша", т.е. Буквально. Такая классификация была предпринята на Руси впервые. Что касается самого М.Г., то он, по выражению В.С.Иконникова, предпочитал "эклектическое направление", применяя каждый из способов толкования, в зависимости от содержания текста. В 1522 в Троице-Сергиевой Лавре М.Г. Закончил перевод Псалтири с греч. Языка. Перевод был сделан по просьбе ученика М.Г. Нила Курлятева, к-рый снабдил его послесловием. М.Г. Сравнивал *Септуагинту, переводы *Акилы, *Симмаха, *Феодотиона и неизвестного "пятого переводчика" и рассматривал их по отношению к евр.
Тексту. Предпочтение он отдавал Акиле и Симмаху как наиболее близким к оригиналу. Псалтирные переводы М.Г. Явились качественно новым этапом в сложившейся практике слав. Переводов Библии. В основу исправления текстов было положено не традиц. Сличение и выбор лучших слав. Списков, а сверка их с греч. Манускриптами. Об этом М.Г. Писал в "Словах отвещательных об исправлении книг русских". Более того, М.Г. Значительно отступал от принятого тогда церк.-слав. Текста Псалтири, стараясь найти новые рус. Эквиваленты греч. Словам. Не случайно Нил Курлятев называет перевод 1522 "русским". Это критическое и творческое отношение к тексту было одним из пунктов обвинения М.Г. Со стороны консерваторов. Перевод Толкового Апостола был осуществлен М.Г.
В 1519-20 по просьбе митр.Варлаама. В 1540 М.Г. Собственноручно переписал греч. Псалтирь, снабженную катенами (автограф сохранился). Причем он поместил Евр не в конце Павловых писаний, а перед *Пастырскими посланиями. Ему также принадлежит перевод толкования свт.Иоанна Златоуста на Деян, отрывков из толкований на Псалтирь свт.Василия Великого, толкование прп.*Максима Исповедника на *Молитву Господню, отд. Глав из 2 Цар, Есф, Езд, Пророков, 4 Макк с катенами, а также статей из *Свиды и библ. Повествований об Аврааме, Мелхиседеке, Иове. Переводы М.Г. Познакомили рус. Книжников с новыми методами экзегезы и филологич. Критики и сыграли большую роль в распространении грамматич. Знаний на Руси. Его опыт был использован Иваном *Федоровым в издании Апостола, а также в правке книг при патр.Никоне.
Нек-рые слова, избранные М.Г. Вместо устаревших, до сих пор употребляются в рус. Языке. По словам *Евсеева, "с Максима Грека в московской Руси почти закончилась старая, беспрерывная традиция славянской Библии, ее теснейшая связь с господствующим церковным взглядом на состав и характер изъяснения Библии на греческом Востоке". Соч., Каз., ч.1-3, 1859-62. Соч. В рус. Переводе, ч.1-3, Серг. Пос., 1910-11. А н и с и м о в В.И., М.Г., Пг., 1918. Б у л а н и н Д.М., Переводы и послания М.Г., Л., 1984. [прот.*Г о р с к и й А.], М. Г., Святогорец, ПТО, 1859, т.18. Г р о м о в М., М. Г., М., 1983. *И в а н о в А.И., Лит. Наследие М. Г., Л., 1969. И к о н н и к о в В.С., М. Г. И его время, К., 19152. К о в т у н Л.С., С и н и ц ы н а Н.В., Ф о н к и ч Б.Л., М.
Г. И слав. Псалтырь, в кн. Восточнослав. Языки, М., 1973. С и н и ц ы н а Н.В., М. Г. В России, М., 1977. Архиеп.*Ф и л а р е т (Гумилевский), М. Г., "Москвитянин", 1842, №11. Ц ы п и н В., Жизнь и учение преп. М.Г., ЖМП, 1989, №4-6. H a n e y J.V., From Italy to Muscovy, Munch., 1973. S c h u l t z e B., Maksim Grek als Theologe, "Oriental Christiana analecta", 1963, №167. Проч. Библиогр. См. Б у л а н и н Д.М., М. Г., СКДР, вып.2, ч.2..
Дополнительный поиск Максим Грек
На нашем сайте Вы найдете значение "Максим Грек" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Максим Грек, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 11 символа