Максим Грек

140

Максим Грек - знаменитый деятель русского просвещения. Родился, по предположениям, около 1480 г. В Арте (в Албании), в семье высокопоставленной и образованной. Еще юношей Максим отправился в Италию, где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы. Здесь он сблизился с видными деятелями эпохи Возрождения, сошелся с известным издателем классиков, венецианским типографом Альдом Мануцием, был учеником Иоанна Ласкариса. Глубокое впечатление произвели на него проповеди Савонаролы, под влиянием которого окончательно определился стойкий нравственный характер Максима. По возвращении из Италии, около 1507 г., он постригся в афонском Ватопедском монастыре, богатая библиотека которого послужила для него новым источником знаний.

В 1515 г. Протом афонским получена была от великого князя Василия Ивановича просьба прислать в Москву, на время, ватопедского старца Савву, переводчика. За дряхлостью Саввы братия решила отправить Максима. Он не знал еще русского языка, но монахи считали его незаменимым ходатаем своим пред Москвой и выражали в послании к великому князю надежду, что Максим, благодаря своим познаниям и способностям "и русскому языку борзо навыкнот". В Москве Максим был принят с большим почетом. Первый труд его - перевод толковой Псалтири, сделанный при помощи русских толмачей и писцов - заслужил торжественное одобрение духовенства и "сугубую мзду" князя. Но домой по окончании труда, несмотря на просьбы Максима, отпустили только его спутников.

Максим продолжал трудиться над переводами, сделал опись книгам богатой великокняжеской библиотеки, исправлял богослужебные книги - Триод, Часослов, праздничную Минею, Апостол. Оставаться келейным книжником в среде тогдашней русской жизни человек таких познаний и религиозных воззрений, как Максим, не мог, и столкновение его с новой средой - при всем благочестии обеих сторон - было неизбежно. Многообразные "нестроения" московского быта, резко противоречившие христианскому идеалу Максима, настойчиво вызывали его обличения, а кружок русских людей, уже дошедших до понимания этих "нестроений", видел в нем учителя, преклоняясь пред его нравственным и научным авторитетом. Обрядовое благочестие, грубое распутство и лихоимство, глубокое невежество и суеверие, усугубляемое широким распространением апокрифической литературы, нашли в Максиме горячего обличителя.

В вопросе о монастырских вотчинах, разделявшем все русское духовенство на два враждебных лагеря, он естественно явился деятельным сторонником воззрений Нила Сорского и "заволжских старцев" (см. XVIII, 61) и более опасным противником для "иосифлян", чем ставший его горячим поклонником Вассиан Косой (IX, 692). Близость с Вассианом и опальным боярином Берсенем-Беклемишевым , враждебность митрополита Даниила (XV, 508), сношения с явным врагом России, турецким послом Скиндером, и резкое неодобрение намерения великого князя развестись с женой решили судьбу Максима. Следственное дело по политическим преступлениям Берсеня и Феодора Жареного послужило для врагов Максима удобным поводом отделаться от него. В апреле и мае 1525 г.

Открылся ряд соборов, судивших Максима (запись сохранилась только об одном). Виновность Максима выводилась из его книжных исправлений, его обличительной литературной деятельности, его канонических и догматических мнений. Мысль его о неудовлетворительности славянских переводов богослужебных книг была признана ересью. Подтверждением обвинения послужили найденные в его переводах отступления от текста, вполне объяснимые описками писцов и его недостаточным знакомством с русским языком. Слова Максима, что сидение Христа одесную Отца есть лишь минувшее, а не предвечное, с точки зрения православного вероучения имеют действительно характер еретический, но они объясняются тем, что Максим не понимал разницы между формами "сел" и "сидел".

Проповедь Максима о безусловной иноческой нестяжательности была принята за хуление всех русских подвижников, допускавших для своих монастырей владение вотчинами. Наконец, Максим сам признал на соборе, что сомневается в автокефальности русской церкви. Суровым приговором пристрастного собора, утвержденным враждебно-настроенным против Максима великим князем, он был сослан в Волокаламский (т. Е. "иосифлянский") монастырь, где заключен в темницу, "обращения ради и покаяния и исправления", с строгим запретом сочинять и с кем-либо переписываться. Положение Максима, окруженного клевретами Даниила, было невыносимо тягостно не только в нравственном, но и в физическом отношении. Поведение его в монастыре, раздражавшее митрополита, вновь обнаружившиеся ошибки в переводах (особенно в житии пресвятой Богородицы, Метафраста) - ошибки, на которых Максим, по недоразумению, даже настаивал - и старое подозрение в государственных преступлениях, которое на первом соборе, по соображениям политическим, не нашли удобным выставить, но которое теперь, со смертью Скиндера, вышло наружу и, может быть, подтвердилось, - все это послужило в 1531 г.

Поводом к вызову Максима на новый соборный суд. Усталый и измученный жестоким заключением, Максим оставил прежний прием защиты - ссылку на ученые доводы, и ограничился заявлениями, что все ошибки - дело не его, а переписчика. Упав духом, он признал себя виновным в "неких малых описях", происшедших не от ереси или лукавства, а случайно, по забвению, по скорости, или, наконец, по излишнему винопитию. Но унижение Максима не удовлетворило оскорбленного самолюбия митрополита, открыто сводившего на соборе личные счеты с подсудимым, и не смягчило его судей. Собор отлучил Максима от причащения святым Таин и в оковах отправил его в заточение в тверской Отрочь монастырь. Здесь Максим провел более двадцати лет. Об освобождении его и отпущении на родину тщетно просили и святогорская братия, и патриархи антиохийский и константинопольский от имени целого собора и патриарха иерусалимского.

Безуспешны были также просьбы самого Максима, обращенные к Иоанну IV ("Сочинения" Максима, часть II, 316 - 318, 376 - 379) и митрополиту Макарию , который отвечал ему. "узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тебе не можем". Причина, по которой Москва так упорно задерживала Максима, была ему ясно указана еще за тридцать лет перед тем казненным потом Берсенем. Москва боялась его разоблачений, и заступничество патриархов, свидетельствуя о его высоком авторитете за границей, могло ему в этом смысле лишь повредить. В последние годы участь Максима была несколько смягчена. Ему разрешили посещать церковь и приобщаться святым Таин, а в 1553 г., по ходатайству некоторых бояр и Троицкого игумена Артемия, он был переведен на житие в Троицкую лавру.

В том же году царь, отправляясь, по обету, в Кириллов монастырь на богомолье, посетил Максима, который в беседе с царем посоветовал ему заменить обет богомолья более богоугодным делом - заботой о семьях павших под Казанью воинов. В 1554 г. Его приглашали на собор по делу о ереси Башкина , но он отказался, боясь, что и его примешают к этому делу. В 1556 г. Он умер. Сочинения Максима Грека, не считая грамматических заметок, построены по общему типу обличения и распадаются на три больших отдела. I. Экзегетические, II. Полемико-богословские - против латинян, лютеран, магометан, иудеев (жидовствующих), армян и язычников ("эллинские прелести") и III. Нравственно-обличительные. Последние имеют особенно важный исторический интерес.

Отрицательные явления тогдашней жизни - от лихоимства властей до половой распущенности, от веры в астрологию до ростовщичества - нашли в Максиме убежденного противника. Уважение, которым Максим пользовался у лучших современников, свидетельствует о том, что значение его сознавалось и в его время. У него находили и книжное поучение, и нравственный совет, и из кельи его вышло не мало учеников, между которыми достаточно назвать князя Курбского , инока Зиновия Отенского , Германа , архиепископа казанского. Многие мысли Максима легли в основание постановлений Стоглавого собора. Таковы главы об исправлении книг, о презрении бедных, об общественных пороках, о любостяжании духовенства. Лишь в вопросе о монастырских вотчинах собор принял сторону иосифлян.

Несмотря на то, что Максим усвоил лишь одну сторону гуманистического образования - приемы филологической критики - и остался чужд содержанию гуманизма, он явился в истории древнерусского образования "первым посредствующим звеном, которое соединило старую русскую письменность с западной научной школой" (Пынин). - "Сочинения преподобного М. Грека" изданы при Казанской духовной академии в 1859 - 62 г. Переизданы тома I (1844) и III (1897). Сюда не вошли несколько сочинений, напечатанных ранее в "Скрижали" (1656), в "Церковной истории" митрополита Платона , в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1834), в "Москвитянине" (1842), в "Описании рукописей Румянцевского музея" (№ CCLV, 369). Библиография в статье Л.

Бедржицкого "Статьи М. Грека о грамматике" ("Русский Филологический Вестник" 1913, № 2). - Ср. Иконников "М. Грек" (Киев, 1865 - 66. Новое издание, 1915). Жмакин "Митрополит Даниил и его сочинения" (Москва, 1881). Преображенский "Нравственное состояние русского общества в XVI в. По сочинениям М. Грека" (1881). Вышельсский "О М. Греке" ("Христово Чтение", 1896, книги 1 - 6). Колосов "М. Грек, его жизнь и труды" (1896). Никольский "Материалы для истории древней русской письменности" (1909). Гудзий "М. Грек и его отношение к эпохе итальянского Возрождения" (1911). Щеглова "К истории изучения сочинений М. Грека" (1911). Митрополит Евгений, "историческое известие о М. Греке" ("Вестник Европы", 1813, ноябрь, № 21 и 22). Филарет (черниговский), статья в "Москвитянине" (1842, № 11).

Горский "М. Грек святогорец" ("Приближение к творчеству святых отцов" в русской иерархии, Москва, 1859, часть XVIII). "О трудах М. Грека" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1834, часть III). Нильский "М. Грек, как исповедник просвещения" ("Христианское Чтение", 1862, март). "Судное дело М. Грека и Вассиана Патрикеева" и "Прение митрополита Даниила с иноком Максимом" ("Чтения в Обществе Истории и Древности России", Москва, 1847, № 7 и 9). А. Горнфельд..

Значения в других словарях
Максим Грек

(настоящие имя и фамилия — Михаил Триволис) (около 1475, Арта, Греция, — 1556, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области), публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии, где слушал проповеди Савонаролы. Около 10 лет жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича (См. Василий III Иванович) в 1518 прибыл в Русское государство для перевода церковных книг. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями..

Максим Грек

МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1475-1555) - публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 приехал из Ватопедского монастыря на св. Афоне в Русское государство. Сблизился с церковной оппозицией. Был осужден на соборах 1525 и 1531. Обширное литературное наследие. Публицистические статьи ("Стязание о известном иноческом жительстве", "Главы поучительны начальствующим правоверно"), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лексикографии. Канонизир..

Максим Грек

МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Три-волис) (ок. 1470-1555), публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. По происхождению грек. С 1518 в Москве. Сблизился с церковной оппозицией. Осуждён на соборах 1525 и 1531. Нравственно-обличительные ("Стязание о известном иноческом жительстве", "Беседы ума с душой"), поучительные ("Главы поучительны начальствующим правоверно") и полемические (в т. Ч. Против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов) статьи. Философские и богословс..

Максим Грек

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (около 1470 - 1555), публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. По происхождению грек. В 1518 выехал в Москву. Сблизился с церковной оппозицией, был осужден на соборах 1525 и 1531. Нравственно-обличительные ("Стязание о известном иноческом жительстве", "Беседы ума с душой"), поучительные ("Главы поучительны начальствующим правоверно") и полемические (в том числе против католиков, магометан, иудеев, эллинов-язычников) статьи. Философские и богословск..

Максим Грек

Знаменитый деятель русского просвещения. Род., по предположениям, ок. 1480 г. В Арте (в Албании), в семье высокопоставленной и образованной. Еще юношей М. Для довершения образования отправился в Италию, где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы. Здесь он сблизился с видными деятелями эпохи Возрождения, сошелся с известным издателем классиков венецианским типографом Альдом Мануцием, был учеником Иоанна Ласкариса. Глубокое впечатление произвели на него проповеди Са..

Максим Грек

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470 – 12 XII1555) – писатель, публицист, переводчик. И. Денисов доказал тождество М. Г. С малоизвестным до того греком-гуманистом Михаилом Триволисом, прояснив тем самым начальные страницы биографии писателя. М. Г. Родился в Арте в аристократической греческой семье Триволисов (его отца звали Мануилом, а мать – Ириной). В 1490–1491 гг. М. Г. Баллотировался (неудачно) в состав совета острова Корфу, а через год направился, подобно многим соотечественникам-..

Максим Грек

Максим Грек - знаменитый деятель русского просвещения. Родился, по предположениям, около 1480 г. В Арте (в Албании), в семье высокопоставленной и образованной. Еще юношей Максим отправился в Италию, где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы. Здесь он сблизился с видными деятелями эпохи Возрождения, сошелся с известным издателем классиков, венецианским типографом Альдом Мануцием, был учеником Иоанна Ласкариса. Глубокое впечатление произвели на него проповеди Савон..

Максим Грек

— знаменитый деятель русского просвещения. Род., по предположениям, ок. 1480 г. В Арте (в Албании), в семье высокопоставленной и образованной. Еще юношей М. Для довершения образования отправился в Италию, где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы. Здесь он сблизился с видными деятелями эпохи Возрождения, сошелся с известным издателем классиков венецианским типографом Альдом Мануцием, был учеником Иоанна Ласкариса. Глубокое впечатление произвели на него проповеди ..

Максим Грек

(в миру Михаил Триволис) (около 1470—1556, Троице-Сергиев монастырь), церковный деятель. Из семьи крупного греческого чиновника. Учился в Италии. Во Флоренции слушал проповеди Савонаролы, оказавшие большое влияние на формирование его мировоззрения. Постригся в католическом монастыре, затем покинул его, возвратился в Грецию и постригся в православном Ватопедийском монастыре на Афоне. В 1518 Максим Грек по просьбе великого князя московского Василия III прибыл в Россию для исправления переводов цер..

Максим I, Марк Клодий Пупиен

Римский император в июне-июле 238 г. Род. Ок. 164 г. Умер 238 г. Максим принадлежал к очень простому и незнатному роду. Его отец, по одним сведениям, был кузнец, а по другим - тележный мастер. Все свое детство он провел в доме дяди Пинария. Позже ему удалось получить образование благодаря некой Песценнии Марцел-лине, которая приняла его к себе и воспитывала как сына. Впрочем, у грамматика и ритора он занимался недолго, зато всегда вырабатывал в себе воинскую доблесть и суровость. Он был военным ..

Максим Горький (ант-20)

Советский 8-моторный самолет. Главный конструктор - А. Н. Туполев. Построен в 1 экземпляре в 1934. В то время - самый большой самолет в мире. Размах крыльев 63 м, масса 42 т. 72 пассажира и 8 членов экипажа. Потерпел катастрофу 18.5.1935 под Москвой (столкнулся с другим самолетом).. ..

Максим И, Петроний

Римский император в марте-мае 455 г. Умер 12июня 455 г. Максим принадлежал к богатому и благородному роду Анциев. В юности он получил хорошее образование, был отмечен многими достоинствами как в частной, так и в государственной жизни. При Валентиниане III он три раза занимал должность преторианского префекта Италии, дважды возводился в звание консула и наконец был пожалован достоинством патриция (Гиббон. 36). Но за все свои заслуги он удостоился от императора черной неблагодарности. Прокопий пиш..

Максим Исповедник

Преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по про..

Максим Грек

(в миру - Михаил Триволис) (ок. 1470-ум. 1556) - писатель-публицист. Род. В г. Арта на побережье Ионического м. В семье крупного греч. Чиновника. В кон. 15-нач. 16 вв. Учился в Италии, где был связан с нек-рыми гуманистами (Пико делла Мирандола и др.). Во Флоренции М. Г. Слушал проповеди Савонаролы, оказавшие большое влияние на формирование его мировоззрения. Под его влиянием М. Постригся в католич. Монастыре, затем покинул монастырь и по возвращении в Грецию заново постригся в православном Вато..

Максим Грек

(мирское имя Михаил Триволис. Ок. 1475–1556) – писатель, публицист, богослов. По национальности грек (отсюда прозвище). Приехал в Москву в 1518 по просьбе кн. Василия III для исправления церк. Книг. Создал много публицистич., нравоучит., полемич. Соч. «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве», «Слово пространнее излагающе, с жалостию, нестроения и бесчиния царей и властей последнего жития» и др. Был трижды осужден и 26 лет провел в монастырских тюрьмах.. ..

Максим Грек

Михаил( Триволис), прп. (ок.1470-1555), правосл. Писатель, экзегет, переводчик Библии. Род. М.Г. В г.Арта (Эпир, Греция), в знатной греч. Семье. С ранних лет познакомился с классич. Лит-рой, и его интерес к ней укрепился после переезда в Италию (1492), где он сблизился с известными деятелями Ренессанса (*Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Альд Мануций). Под их влиянием получил свое завершение "христианский гуманизм" М.Г. Глубокое впечатление на М.Г. Произвели проповеди доминиканца *Савонарол..

Максим Грек

(ок. 1475-1556)святой преподобный (память 21 января/З февраля). Церковный писатель, публицист, филолог, переводчик. В 1518 году приехал из Ватопедского монастыря на Афоне в Русское государство. Автор множества проповедей, переводов, богословских трудов, статей по филологии.. ..

Максим Грек

(в миру — Михаил Триволис) (ок. 1475, Арта, Греция, — 1556, Троице-Сергиев монастырь), публицист, богослов, переводчик. Образование получил в Греции, затем в Сев. Италии. Был близок итал. Гуманистам (Альд Мануций, Иоанн Ласкарис, Дж. Пико делла Мирандола младший и др.). Испытал сильное влияние Дж. Савонаролы, нек-рое время был монахом доминиканского монастыря во Флоренции. С 1505 монах православного Вадопедского монастыря (Афон). По приглашению Василия III в 1519 прибыл в Россию для перевода бог..

Дополнительный поиск Максим Грек Максим Грек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Максим Грек" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Максим Грек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа