Маркион
(Mark...wn, Marcion) СИНОПСКИЙ (ок.100-ок.160), раннехрист. Ересиарх. Род. На малоазийском побережье Черного моря, в Синопе Понтийском. Был богатым судовладельцем. Отец М., еп.Синопский, порвал с ним, как утверждает свт.*Епифаний, из-за его аморального поведения. Но ввиду аскетич. Настроенности М. Это мнение едва ли справедливо. Более вероятно, что отец разошелся с сыном на почве убеждений. Известно, что М. Увлекался греч. Философией. *Тертуллиан называет его "ревностным стоиком". Иудейская традиция, запечатленная в ВЗ, напротив, вызывала у М. Резкое отталкивание. Он задумал полностью реформировать Церковь, оторвав ее от историч. Корней. С этой целью он приехал в Рим (ок.140). Рассчитывая получить поддержку духовенства, М. Внес в церк.
Казну богатый вклад. Неск. Лет он беспрепятственно пропагандировал в Риме свои новые взгляды на христианство. Антииудейские настроения в империи, особенно после восстания Бар-Кохбы (131-35), были очень сильны, и поэтому у М. Нашлось много приверженцев. Его доктрина опиралась на два исходных пункта. На антитезу ап.Павла (Закон-Благодать) и гностич. Спиритуализм. В Риме М. Познакомился с сир. Гностиком Кердоном. "Быть может, - пишет *Дюшен, - он-то и убедил Маркиона предать проклятию не только Закон, но и самое творение и последовательно свести евангельскую историю к абсолютному докетизму". Однако против М. Выступили ведущие христ. Учители и иерархи, а в 144 он был отлучен от Церкви (причем М. Была возвращена внесенная им сумма денег).
После этого М. Основал собств. Церковь с таинствами и священноначалием. Ее общины быстро распространились по всему Средиземноморью. Согласно свт.Епифанию, они возникли не только в Риме и Италии, но и в Египте, Палестине, Сирии, Аравии и Персии. Тертуллиан утверждает, что М. В конце концов раскаялся и захотел прекратить схизму, но смерть помешала его замыслу. Маркионитские общины исчезли лишь в Средние века, окончательно растворившись в дуалистич. Сектах. Тенденция маркионизма нередко сказывалась в различных формах *докетизма и спиритуализма, а позднее у нек-рых представителей либерально-протестантской школы экзегезы. ВЗ, в т.ч. Его *антропоморфизмы, М. Толковал буквально. Он утверждал, что Творец материального бытия (греч.
Демиург), действовавший в ветхозав. Истории, был Богом справедливости, лишенным всякого милосердия. Но над Ним стоит иное, верховное Божество, "чуждое миру" и царству материи, неведомое даже Творцу. Этот Бог сжалился над людьми и послал к ним Своего Сына Иисуса, Который, облекшись в призрачную плоть, явился в Капернаумской синагоге в правление Тиберия. Иисус не рождался и не возрастал, Он вообще не имел в Себе ничего человеческого, и тем более не был связан с израильской историей. Все пророчества ВЗ говорили о Мессии Творца, т.е. Об антихристе. Истинный Сын Благого Божества открыл людям Его доброту и указал на материю как на зло. Приверженцы Творца убили Его, но Он не умер, поскольку вообще не был человеком. Отрицание материи привело М.
К убеждению, что Иисус пришел спасти только души. Все плотское в общинах маркионитов порицалось. Идеалом считался безусловный аскетизм, вплоть до полного запрета брака. Крестившиеся, если имели семьи, обязаны были разводиться. Последователей М. Отличала экзальтация и жажда страдания (они утверждали, что в их среде больше мучеников, чем у Великой Церкви). М. Создал первый новозав. *канон, в к-рый включил две книги. "Евангелие" и *"Апостол" (название, позднее закрепленное в церк. Практике). Маркионитское "Евангелие" было написано на основе Лк (поскольку тот был учеником св. Павла - единств. Апостола, к-рого признавал М.). Чтобы привести текст Лк в соответствие со своими идеями, ересиарх выбросил из него все, связанное с рождением и отрочеством Христа и все ссылки на ВЗ.
"Апостол" М. Состоял из 10 Павловых посланий, также сильно урезанных. Подобно позднейшим критикам, М. Оспаривал подлинность Евр и *Пастырских посланий и объявил *интерполяцией все, что не соответствовало его доктрине. К Маркионову канону примыкал труд "Антитезы", в к-ром Маркион сопоставлял тексты из обоих Заветов с целью показать их несовместимость. Ни канон, ни "Антитезы" до нашего времени не дошли. Наиболее полную попытку их реконструкции по материалам высказываний противников предпринял в 1921 *Гарнак, к-рый с восторгом писал о М., сравнивая его с *Лютером и *Толстым. Между тем, в маркионизме достигла апогея именно та "острая эллинизация христианства", против к-рой Гарнак прежде так решительно выступал.
Докетизм М. Сводил на нет тайну Богочеловечества и Воплощения. Его разрыв с ВЗ означал и разрыв с реальным Христом истории, принесшим "исполнение" Закона и Пророков. М. Был вынужден не только объявить иудейской фальшивкой Мф, Мк и Ин, но и в корне исказить учение ап. Павла, считавшего Закон "детоводителем ко Христу" (Гал 3:24). Отцы Церкви считали М. Опаснейшим еретиком, тем более, что он в отличие от гностиков создавал не тайные кружки, а разветвленную антицерковь. Свт.*Поликарп Смирнский, встретив М. В Риме, на вопрос, узнает ли он его, ответил. "Узнаю первенца сатаны". Против М. Писали св.*Иустин, свт.Ириней Лионский, *Климент Александрийский, Тертуллиан и др. Все они защищали *единство Библии и реальность Божьих деяний как в творении, так и в истории, к-рая освящалась светом Божеств.
Откровения. Борьба с маркионитством косвенно способствовала процессу закрепления новозав. Канона (в противовес канону М.) и подняла мн. Богосл. Проблемы, связанные с библ. *этикой, к-рые и до сих продолжают оставаться актуальными. *Б е р д я е в Н.А., Маркионизм, "Путь", 1928, №12. *Б о л о т о в В.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб., 1910, т.2. *Г а р н а к А., История догматов, в кн. Общая история европ. Культуры, СПб., 1911, т.6, отд.2. *Д ю ш е н Л., История древней Церкви, М., 1912, т.1. Н и к о л а е в Ю. (Данзас), В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма, СПб., 1913 (в кн. Приведены осн. Источники по М.). НЭС, т.25. *Р е н а н Э., Христ. Церковь, пер. С франц., СПб., [1907]. B l a c k m a n n E.C., Marcion and His Influence, L., 1948.
*H a r n a c k A., Marcion. Das Evangelium vom Fremden Gott, Lpz., 1921. I d., Neue Studien zu Marcion, Lpz., 1923. K n o x J., Marcion and the New Testament, Chi., 1942. Q u a s t e n. Patr., v.1. По вопросу о роли М. В *кодификации Посл. Ап. Павла см. Ст. Павла ап. Послания..
Дополнительный поиск Маркион
На нашем сайте Вы найдете значение "Маркион" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркион, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа