Мессианизм

271

(от греч. Messiaj, евр. Машиах, арам. Мешиха - Помазанник) БИБЛЕЙСКИЙ, учение Слова Божьего и ветхозав. *Предания о Спасителе и спасении мира. Библ. М. Теснейшим образом связан с *эсхатологией и *историзмом Свящ. Писания. Если для языческой религии и философии мир в его нынешнем состоянии неизменен, то Слово Божье открывает тайну становления твари и ее грядущего приобщения высшей божеств. Жизни (см. Ст. Сотериология) Хотя само понятие библ. М. Вытекает из понятия Мессии, оно может рассматриваться в более широком аспекте. Нек-рые ветхозав. Пророчества не упоминают о Мессии как о Личности, делая ударение на конечной, высшей *Теофании. Иными словами, библ. М. Есть форма библ. Сотериологии. В силу этого далеко не все пророчества ВЗ следует рассматривать как конкретные предсказания о конкретных событиях земной жизни Христа Спасителя.

Всякое сотериологич. Провозвестие ВЗ относится к сфере М. Учение о Мессии и Его Царстве не было статичной доктриной. Оно раскрывалось постепенно. На это богооткров. Учение накладывались народные чаяния, частично порожденные упрощенным толкованием М., частично же связанные с чужеземными влияниями и благочестивой фантазией простых людей. В раскрытии библ. М. Прослеживаются неск. Этапов. 1) *протоевангелие (Быт 3). 2) обетование Аврааму, через Потомка к-рого "благословятся все племена и народы земли" (Быт 12). 3) создание народа Божьего, предназначенного для служения высшим целям Домостроительства (Исх 19). 4) предсказание о новом Моисее (Втор 18:15,18). 5) пророчество о вечном Царстве Сына Давидова (2 Цар 7:5-6. 1 Пар 17:4-15).

В этом пророчестве Избавитель уже связан с Царством Господа и является Помазанником (Царем) и Сыном Всевышнего (Пс 2). 6) прор. Исайя первый говорит вполне конкретно о Мессии как о Личности (Ис 7;9;11). Для него, как и для прор.Михея, благословение мессианского Царства распространяется на все народы. 7) параллельно, начиная с прор.Амоса, М. Тесно связывается с темой Суда Божьего над Израилем и народами (Ос, Соф, Авв). Прор.Иеремия дает грядущему Царству имя "Новый Завет" (31:31). Прор.Иезекииль называет его "Заветом вечным" (37:26). 8) в Ис 53 Мессия предстает как страждущий *Служитель Господень, Который берет на Себя грехи мира. 9) пророки *Второго Храма периода (Агг, Зах, Мал) вновь указывают на Суд и Теофанию как признаки Царства.

10) в Кн.Даниила Мессия и Его Царство в противоположность царству чудовищ олицетворены в образе Сына Человеческого. Все эти элементы М. Так или иначе отражались в апокалиптич. *апокрифах и текстах *Кумрана. В целом ветхозав. М. Свойственно различие двух сотериологич. Аспектов. Богоявления и явления Царя-Мессии. В лице Богочеловека-Христа оба эти аспекта библ. М. Нашли свое осуществление и единство. В период Второго Храма мессианская эра иногда представлялась как ограниченный по времени срок, предваряющий наступление иного бытия (олам хабЈ, мир грядущий. 2 тыс. Лет от Адама до Моисея. 2 тыс. Лет от Моисея до Мессии, 2 тыс. Лет царствования Мессии). Точно так же в НЗ время между приходом Христа и *Парусией рассматривалось как пролог к окончат.

Торжеству Бога и Его Царства. В раввинистич. Мессианизме существовала идея (правда, не общепринятая), что Мессия принесет миру новый Закон. Нек-рые толкователи считают, что ап.Павел использовал эту идею для благовестия о "законе Христовом". Во всяком случае, антитезы *Нагорной проповеди имеют форму новых заповедей, к-рые превосходят старый *Закон (см. Ст. Христология) "Содержание первоначальной евангельской проповеди, - пишет *Трубецкой, - состояло в доказательстве того, что "Иисус есть Христос", т.е. Ожидаемый Мессия. С этой целью писались Евангелия (Иоан,ХХ,31), составлялись родословия Христа как сына Давидова (Мф I и Лк III). С этой целью евангелисты и проповедники стремились систематически показать, как во всех подробностях жизни Христа сбылись все мессианские пророчества.

Но, примыкая к мессианическим верованиям, апостолы с самого начала должны были столкнуться с тем ложным ограниченно-национальным мессианизмом, который составлял одно из главных препятствий проповеди самого Христа. В еврейском мессианизме мы находим два течения - национально-теократическое и апокалиптическое, или мистическое. И с обоими этими течениями пришлось бороться апостольской церкви во имя новой "универсально-религиозной" идеи христианства. Если еще при жизни Христа Его ученики спорили о местах в мессианском царстве и уверовавшие хотели врасплох "схватить Его, чтобы сделать Его царем", и по смерти Его в среде первой иерусалимской общины возникло представление о Церкви как о мессианическом земном "восстановлении царства Израиля".

Отсюда объясняется стремление распространить обрезание, а за ним и национальный Закон Моисея на все народы путем христианской проповеди. Но ап. Павел, фарисей от рождения, обличил такое представление, несостоятельное не только с точки зрения христианства, но и с точки зрения некоторых авторитетных еврейских учителей, признававших действительность обрядового закона лишь до пришествия Мессии. Бог дает через Него новый закон". Кроме библиогр. К статьям о пророках см. След. Труды. *А в е р и н ц е в С.С., Эсхатология, ФЭ, т.5. А л е к с е е в А., Об обетованном Мессии, Новгород, 1886. *Б а ж е н о в И., Ветхозав. Пророчества о Мессии и исполнение их, РП, 1911, ( 6. Б е р н ф е л ь д С., Царство Божие, ЕЭ, т.15. Свящ.*Б о г о л ю б о в Н.М., К вопросу о происхождении христианства, "Христ.

Мысль", К., 1916, ( 1-4. Б о н н а р П., *Г р е л о П., Мессия, СББ, с.554-60. *Б у л г а к о в С.Н., Два Града, т.1-2, М., 1911. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1888. *В о л н и н А., Иудейские и христ. Идеи в книгах Сивилл, ВиР, 1899, ( 2, 3, 5, 8. *В о р о н ц о в Е., Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев, ВиР, 1905, ( 12. *В ъ л ч а н о в С., Мессианската надежда в Стария Завет, "Духовна Култура", 1973, ( 4. Г о л л ь м а н н Г., Религия иудеев в эпоху Иисуса, пер. С нем., М., 1908. Прот.*Д ь я ч е н к о Г.М., Приготовление евр. Народа к принятию христианства, ПО, 1884, ( 5. Е г о ж е, Ветхозав. Мессианские пророчества, ПО, 1884, ( 7.

И о а н н и к и й (Голятовский), Мессия, Праведный, Иисус Христос, Сын Божий, К., 1886. К н о п ф Р.П., Происхождение и развитие христ. Верований в загробную жизнь, СПб., 1908. Прот.*К н я з е в А., Откровение о Матери Мессии, ПМ, 1953, ( 9. Л е ж н и н В., Христос во пророках (Жизнь и личность Мессии по библ. Пророчествам в их рус. Син. Переводе), Саратов, 1912. М а ш к и н Н.А., Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики, "Известия АН СССР", серия истории и философии, 1946, ( 5. Мессия, ЕЭ, т.10. *Н е к р а с о в А.А., Предсказания о Мессии в книгах пророческих, Каз., 1902. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Иудея в 1 в. Нашей эры, "Научное слово", 1903, ( 6. Е г о ж е, Мотивы крестьянского мессианизма в пророчестве VIII в., "Ученые записки Ин-та истории Росс.

Ассоциации ин-тов обществ. Наук", М., 1928, т.7. *П о с н о в М.Э., Мессия и мессианское царство по изображению апокрифов и пророч. Книг, ТКДА, 1906, ( 3,6. *Р ы б и н с к и й В.П., Историч. Очерк лжемессианских движений в иудействе, ТКДА, 1901, ( 9. Прот.*С м и р н о в А.В., Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, Каз., 1899. Прот.*С о л о в ь е в И.И., Обетования и пророчества об Иисусе Христе и Его Святой Церкви в книгах ВЗ, М., 1913. Т р у б е ц к о й С.Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906. Е г о ж е, Этика и догматика, Собр. Соч., М., 1908, т.2. Е г о ж е, Эсхатология, там же. C a n t l e y M.J., Messianism, NCE, v.9. *C a z e l l e s H., Le Messie de la Bible, P., 1978. *C e r f a u x L., Lattente du Messie, P., 1954.

*C o p p e n s J., Le Messianisme royal, ses origines, son developpement, son accomplissement, P., 1968. I d., Le messianisme et sa rel-ve prophetique, Gembloux (Belgique), 1974. D a v i e s W.D., Torah in the Messianic Age, Phil., 1952. *D e l i t z s h F.J., Messianische Weissagungen, in geschichtlicher Folge, Lpz., 1890. E i s e n b e r g J., G r o s s B., Un Messie nomm №Joseph, P., 1983. *G r e l o P., De la Torah au Messie, P., 1981. *K l a u s n e r J., The Messianic Idea in Israel, N.Y., 1955. *L a g r a n g e M.-J., Le Messianisme chez les Juifs, P., 1909. M e u s n e r J., Messiah in Context, Phil., 1984. *M o w i n c k e l S., He That Cometh, N.Y., 1954. *R i n g g r e n H., The Messiah in the Old Testament, Chi., 1956.

S c h o l e m G., The messianic Idea in Judaism, N.Y., 1971..

Значения в других словарях
Мессианизм

Вне богословской сферы, хотя в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа, как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. Такое значение иногда связывается с тем или другим историческим героем, и М. Национальный получает индивидуальное воплощение. Отчетливое выражение М. Мы находим (кроме иудейства) только в новейшие времена. Это у..

Мессианизм

-а, м. Книжн.. ..

Мессианизм

1) богословское учение о Мессии. 2) мистическое учение, приписывавшее какому-нибудь народу или лицу назначение осуществить в мире воспринятую им от божества идею о спасении человеческого рода.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)от слова Мессия, с греческим окончанием. Богословское учение о Мессии.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Мессианизм

Мессианство. ..

Мессианизм

М.То же, что. Мессианство.. ..

Мессианизм

МЕССИАНИ́ЗМ -а. М. Книжн. В иудаизме и христианстве. Учение о грядущем пришествии в мир Божьего посланца (мессии), призванного установить справедливость на Земле.. ..

Мессианизм

Мессианизма, мн. Нет, м. (книжн.). То же, что мессианство.. ..

Мессианизм

(от древнеевр. Mesiach - мессия, помазанник Бога). Идеи своего избранничества, особого предназначения стать жертвой во имя спасения своего народа, человечества. Син. Бред альтруистический.. ..

Мессианизм

(от древнеевр. Mesiach – мессия, помазанник Бога). Идеи своего избранничества, особого предназначения стать жертвой во имя спасения своего народа, человечества. Син. Бред альтруистический.. ..

Мессианизм

(от древнеевр. Mesiach – мессия, помазанник Бога). Идеи своего избранничества, особого предназначения стать жертвой во имя спасения своего народа, человечества.. ..

Мессианизм

- богоизбранничество народа для выполнения особой предопределенной роли в судьбах мира.. ..

Мережковский

Дмитрий Сергеевич (1866-1941), рус. Писатель, критик, эссеист. Род. В Петербурге в семье чиновника. Окончил историко-филологич. Отделение С.-Петерб. Ун-та. В литературу вошел сначала как поэт и романист. Уже в это время М. Выдвинул гегельянскую по характеру схему духовного развития. Язычество как преклонение перед "плотью" (тезис), христианство как отрицание "плоти" (антитезис) и грядущий Третий Завет (синтез). Этой достаточно искусств. Схеме, частично навеянной учением *Иоахима Флорского, подчи..

Месроп Маштоц

(ок.361-440), арм. Просветитель, миссионер, переводчик Библии. Род. В благочестивой крестьянской семье. Образование получил в грекоязычных школах Армении, где изучил, кроме греч., сир. И перс. Языки. Прослужив ряд лет при дворе иранских царей, М.М. Принял монашество и стал проповедником Евангелия среди арм. Язычников. После 387, когда б. Ч. Армении оказалась под властью Персии, греч. Школы в стране были закрыты. Это побудило М.М. Начать работу по созданию арм. Национального алфавита для перевода..

Метафоры В Библии

См. Поэтика Библии.. ..

Метемпсихоз И Библия

Греч. Словом М. (переселение душ) обозначается учение о том, что после смерти душа человека обретает новую жизнь на земле в теле себе подобных или животных. Учение о М. - явление чрезвычайно редкое в истории религий. Его не знают верования классического *Древнего Востока, Греции, Рима, конфуцианство и даосизм, библ. Религия и ислам. Наиболее характерно это учение для австрало-южноиндийского региона, от народов к-рого оно было заимствовано арьями, проникшими в Индию (ок. 2000 г. До н.э.). В класс..

Дополнительный поиск Мессианизм Мессианизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мессианизм" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мессианизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа