Пий Хii

121

(Эудженио Пачелли), папа Римский (1876-1958). Род. В семье адвоката. С 1904 епископ. С 1929 кардинал. При Пие XI был государств. Секретарем Ватикана (с 1930). Избран папой в 1939. Понтификат П. Проходил в сложный период 2-й мировой войны и послевоенных лет. В какой-то степени это определило жесткие, авторитарные принципы правления папы, получившие название "интегрализма". П. Неоднократно высказывался по вопросам политики, философии, науки и культуры. Его речи и писания составили 20 томов. Несколько его энциклик имели важное значение для католич. Библ. Науки. Послание "О мистическом Теле Христовом" ("Mystici Corporis Christi", 1943) преследовало цель согласовать католич. *экклезиологию с учением ап.Павла. П. Отверг понимание Церкви только как организации или только как духовного единства ("невидимая Церковь"), подчеркнув ее богочеловеческий характер.

Вышедшая в том же году энциклика "Божественное вдохновение Духа" ("Divino afflante Spiritu") обозначила собой эпохальный рубеж в католич. Экзегетике. Своим авторитетом П. Санкционировал направление, представленное *Лагранжем. Отметив успехи *критики библейской, папа подчеркнул влияние на нее *рационализма. Он призвал церк. Исследователей повысить уровень работы и привести ее в соответствие с новейшими достижениями лингвистики, *археологии, истории, но при этом указал, что толкователь обязан не покидать почвы христ. Учения. "Чтобы вполне удовлетворить современным требованиям изучения Библии, - говорится в энциклике, - католический экзегет должен объяснять Свящ.Писание, доказывая и защищая его абсолютную непогрешимость.

Он должен исследовать, каким образом способ выражения или литературный жанр, которым пользуется священный писатель, может привести к правильному и точному пониманию". Толкователю необходимо "мысленно вернуться к отдаленным векам Востока", ибо библ. Авторы прибегали к *гиперболам, идиомам, парадоксам, смысл к-рых может объяснить лишь проникновение в мир *Древнего Востока. В частн., по словам П., литературные *жанры Кн.Бытия "не соответствуют ни одной из наших классических категорий, и их нельзя рассматривать в свете греко-латинских или новейших литературных жанров". Впрочем, хотя сказания Кн. Бытия "не содержат истории в современном смысле слова", они историчны в том смысле, что "рассказывают простым и образным языком, приспособленным к пониманию мало развитых людей, основные истины, необходимые для спасения и одновременно дают общедоступное описание начала рода человеческого и избранного народа".

В изданной в 1950 энциклике "О роде человеческом" ("Humani generis") П. Обратился к вопросу об антропогенезе. По словам католич. Богослова Р.Обера, эта энциклика - "первый официальный документ, в котором Св.Престол признал, что теория эволюции видов может быть совместима с учением католической Церкви". В энциклике было сказано. "Церковная власть не запрещает, чтобы в соответствии с современным состоянием науки и богословия учение эволюционизма стало предметом изучения и обсуждения компетентных лиц, поскольку оно исследует вопрос о происхождении человеческого тела, якобы происходящего из предшествующей органической материи (души же, по учению католической веры, создаются непосредственно Богом)". Однако П. Предостерегал против излишнего доверия к гипотезам эволюционистов, косвенно намекая на воззрения *Тейяра де Шардена и его последователей.

В речи, произнесенной П. В Папской Академии Наук (1951) им были затронуты вопросы соотношения *науки и Библии. "Что бы ни утверждали опрометчиво в прошлом, - говорил папа, - но чем дальше идет истинная наука, тем больше она открывает Бога, словно Он ожидает ее за каждой дверью, открываемой наукой". В этой речи П. Признал религиозное значение теории эволюции Вселенной. Actes de S.S. Pie XII, documents pontificaux et dicast-res romaines, v.1-20, P., 1949-58, v.1-20. В рус. Пер. О Мистическом Теле Христовом, Буэнос-Айрес, 1954. Б р е з а Т., Бронзовые врата, М., 1964. Г р и г у л е в и ч И.Р., Папство. Век ХХ, М., 19812. Д о н д е й н А., Христ. Вера и совр. Мысль. О филос. Проблемах, затронутых в энциклике Humani generis, Брюссель, 1974.

Л а б е р е н н П., Пий XII и наука, в его кн. Происхождение миров, М., 1957. Ш е й н м а н М.М., От Пия IX до Павла VI, М., 1979. Иностр. Библиогр. См. L e i b e r R., Pius XII, NCE, v.11..

Значения в других словарях
Пий Хii

В миру - Эудженио Пачелли (Pacelli) (2.III.1876 - 9.X.1958), - рим. Папа с 1939. Выходец из среды римской финанс. Аристократии. В 1917-20 - нунций в Баварии, в 1920-29 - в Германии. С 1929 - кардинал. В 1930-39 - статс-секретарь Ватикана. Оказывал решающее влияние на политич. Курс Пия XI. В 1939 приветствовал победу франкистов над республиканцами в Испании. В период 2-й мировой войны 1939-45 занимал позицию, благоприятствующую фаш. Державам. После окончания войны выступил сторонником политики "х..

Пешарим

(евр. Толкования. Ед. Ч. Пешер), древнейшие из известных *комментариев библейских на кн.Свящ.Писания. Составлялись членами общины *Кумрана. П. Комментируют книги пророков. Исайи, Михея, Софонии, Наума, Аввакума. П. Состоят из толкуемого текста и объяснений к каждому стиху. П. Нельзя полностью отождествлять с простыми комментариями. Они претендуют на раскрытие промыслительных тайн истории, зашифрованных, по мнению толкователей, в Библии. Авторы Кумранских П. Пытались отыскать в ней указания на су..

Пешитта

П е ш и т т о (арам. - простой, точный), общепринятый в сир. Дохалкидонских церквах перевод Библии. Древнейшие его рукописи относятся к 5 в. По мнению *Беркита и *Лагранжа, перевод новозав. Части принадлежит *Раббуле, еп.Эдесскому, к-рый хотел заменить *Диатессарон более точным переводом Писания. В П. Отсутствуют 2 Петр, Иуд, 2-3 Ин и Откр. Существует мнение, что в основе ветхозав. Части П. Лежит древний сир. Перевод, сделанный иудейскими толкователями в 1-2 вв. В целом П. Совпадает с *масоретск..

Пик

(Peake) Артур Сэмюэль (1865-1929), англ. Методистский библеист. Род. В семье пастора. Учился в Оксфорде. В 1904 занял кафедру *критики библейской и экзегетики в Манчестерском ун-те. В 1919 под его редакцией вышел однотомный "Комментарий к Библии" ("A Commentary on the Bible", L.), первый такого рода труд на англ. Языке. Комментарий носил преимущ. Научно-историч. Характер. В работе участвовали мн. Видные специалисты (*Моултон, *Моффат, *Робинсон Г.У. И др.). В 1962 комментарий был полностью перер..

Пико Делла Мирандола

(Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итал. Мыслитель. Учился в ун-тах Флоренции и Падуи. Обладая разносторонними дарованиями, Пико в очень раннем возрасте предпринял попытку создать цельное мировоззрение, построенное на синтезе *науки и Библии. Для этого он широко использовал античные источники, *каббалу, результаты ренессансного естествознания и *аллегорический метод экзегезы. Пико постоянно подчеркивал библ. *антропоцентризм и свободу человека как образа и подобия Божьего. В 1486 решил п..

Дополнительный поиск Пий Хii Пий Хii

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пий Хii" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пий Хii, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа