Пневматология (От Греч. Pneuma - Дух) Библейская

158

Свидетельства Писания о Святом Духе. Пневматологич. Терминология в Библии. Древнеевр. Слово р(ах, "дух", как и греч. Pneаma, имеют натуроморфное происхождение. В общих языках оно тождественно понятиям "ветер", "буря", "веяние", "дыхание". Следовательно, *семантика термина связана с представлением о жизненной энергии, мощи и свободном движении. В античной философии термин "пнеума" сохранил эту смысловую связь с царством стихий, а для обозначения нематериальной реальности греки стали употреблять такие понятия, как нус или эйдос. Свящ. Писатели продолжали пользоваться словом "дух" в его первонач. Смысле даже тогда, когда говорили о Боге. Но в этом словоупотреблении либо подчеркивалось величие *Теофании, либо термину придавалось метафорич.

Звучание. Так, прор. Илие Бог является в веянии ветра (3 Цар 19:12), а Христос Спаситель прямо сравнивает действие Духа Божьего с непредсказуемым порывом ветра (Ин 3:8). Формально понятия Дух Божий и Дух Святой эквивалентны, поскольку "Святым" в Писании именуется Сам Бог. Но нек-рые богословы (напр., прот.*Булгаков) предлагают различать их, принимая первое наименование для обозначения Духа как модуса Божества, а второе - для обозначения Троичной Ипостаси (см. Ст. Тринитарное учение в Библии). Однако такая дифференциация применительно к тексту Писания не всегда может быть достаточно обоснована. Более надежен общепринятый метод, учитывающий, что пневматологической терминологии свящ. Авторов свойственен *полисемантизм.

Следует отметить, что в НЗ Сам Бог именуется Духом (Ин 4:24. 2 Кор 3:17). Ветхозаветная П. В книгах ВЗ Дух Божий изображен как высшее Начало, активно воздействующее на мир. Дух животворит первозданную Вселенную (Быт 1:2), Он поддерживает бытие твари (Пс 103:30), говорит в *Откровении через *пророков и др. Избранных людей (Зах 7:12), дарует силу вождям народа совершать предназначенное им на земле дело (Суд 3:10. 1 Цар 10:1. Иез 3:12). В ВЗ звучит упование, что настанет День, когда Бог изольет Свой Дух на весь Свой народ (Ис 32:15. Иез 39:29. Иоил 2:28-29). Особая роль принадлежит Духу Божьему в ветхозав. *мессианизме. На Божественном Помазаннике почиет "Дух Господень, дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Ис 11:2).

Силою Духа Божьего будет, согласно пророчествам, осуществляться вселенское благовестие и служение Мессии (Ис 42:1. 61:1 сл.). В *экзегезе не установилось единого взгляда на ветхозав. П. Одни толкователи (напр., митр.Макарий Булгаков) считают, что в дохрист. Части Библии под Духом подразумевается Ипостась Св.Троицы. Другие (напр., *Феодор Мопсуестский) полагают, что в ВЗ Дух Божий открывался еще не как Лицо, а как одно из Божественных свойств. По мнению прот.Булгакова, хотя ВЗ "вовсе не знает ипостаси Св.Духа", однако ветхозав. Откровение "хорошо знает действие Духа Божия", в к-ром открывается Третья Ипостась. Новозаветная П. В НЗ Ипостась Св.Духа являет Себя одновременно с Отцом и Сыном (повествование о Крещении Господнем).

П. Новозав. Писаний имеет христологич., экклезиологич. И личный аспекты. А) Св.Дух действует в тайне Боговоплощения (Мф 1:18. Лк 1:35). Он является на Иордане в момент посвящения Иисуса Христа на мессианское служение (Мф 3:16. Мк 1:10. Лк 3:22. Ин 1:33-34). По свидетельству Предтечи, Христос приходит в мир крестить людей Духом Святым (Мф 3:11. Мк 1:8. Лк 3:16. Ин 1:33-34). После Крещения Иисус исполнился Духа Святого (Лк 4:1). Вступление человека на путь Царства Божьего Он называет рождением от Духа (Ин 3:5). Проповедуя в назаретской *синагоге, Христос прилагает к Себе пророчество Ис 61:1 - "Дух Господень на Мне..." (Лк 4:16 сл.). Б) Экклезиологич. Аспект новозав. П. Раскрывается уже в обетовании Христовом о Духе Утешителе, К-рого Он пошлет от Отца верующим в Него (Ин 7:39.

16:7). Слово "Утешитель" (греч. Parakl"thj) может быть передано и как Заступник или Ходатай. Поскольку же Ходатаем является Сын Божий, Дух назван в Ин 14:16 "д р у г и м Утешителем" (или Заступником). Он назван также Духом истины, ибо будет открывать истину ученикам Христовым и укреплять их в истине (Ин 16:12). Именно в силу этого "мир", царство зла, не сможет понять и принять Его (Ин 14:17). Обетование Христово исполнилось в день Пятидесятницы, когда Св.Дух осенил новозав. *Церковь (Деян 2). С этого момента она осознает себя Общиной, к-рой руководит Дух Святой (Деян 15:8,28). В) Кроме промыслительного руководства Церковью в целом, Дух Святой руководит и отд. Ее членами, в частн. Апостолами (напр., Деян 8:29. 16:1 сл.) и новообращенными (Деян 10:44).

В НЗ содержится три образа пневматологич. Теофаний. Голубь, ветер, огонь. П. И боговдохновенность Библии. С ветхозав. Времен утвердилась вера в то, что пророки и мудрецы говорят под воздействием Духа Господня. Эту истину подтвердил Христос Спаситель, указывая, напр., что псалмопевец пророчествовал "по вдохновению" (Мф 22:43), или "Духом Святым" (Мк 12:36). Являясь Откровением, Библия есть Слово Божье, переданное человеку силой Духа Святого (см. Ст. Боговдохновенность Свящ.Писания). Иером.А л е к с и й (Соловьев), Ветхозав. Учение о таинстве Пресвятой Троицы, ПТО, 1849, ( 8. Прот.*А ф а н а с ь е в Н., Церковь Духа Святого, Париж, 1971. Прот.Б у л г а к о в С., Утешитель, Париж, 1936 (наиб. Полное изложение правосл. П.). Еп.*К а с с и а н (Безобразов), Водою и Кровию и Духом, ПМ, 1948, вып.6.

Л о с с к и й В.Н., Догматич. Богословие, БТ, 1972, сб.8. О б э н П., Бог. Отец, Сын, Дух Святой, "Символ", 1985, ( 13. Свящ.Ф л о р е н с к и й П., Столп и утверждение истины, М., 1914. Mgr.C a s s i e n (Besobrasov), Pentecњte Johannique, Valence, 1939. Проч. Иностр. Лит-ру см. В NCE, v.13, p.570..

Значения в других словарях
Плача Книга, или Плача Иеремии Книга

Каноническая книга ВЗ. В евр.Библии входит в состав *Кетубим и называется по первому слову 1-го стиха Эйх. В *Септуагинте эта книга именуется "QrБnoi", Плачи, а в нек-рых рукописях - "Плачи Иеремии" и помещена в разделе Пророческих писаний, после Кн. Прор.Иеремии. Такое же место занимает она в *Пешитте, *Вульгате и в рус. Библии. Плач состоит из 5 глав. Первые 4 гл. Содержат по 22 строфы и представляют собой алфавитные *акростихи. Литературный жанр, структура, содержание. Книга принадлежит к шир..

Плена Период

Период ветхозав. Истории между первой депортацией иудеев в Вавилон (597) и эдиктом царя Кира, разрешившего изгнанникам вернуться на родину (538). Ход событий в П.п. Между 604 и 603 иудейский царь Иоаким вынужден был подчиниться власти Навуходоносора II (605-562), однако вскоре перешел на сторону фараона Нехо (609-594). Сын Иоакима Иехония пытался продолжить политику отца, и поэтому в 597 войска Навуходоносора II вторглись в Иудею. Иехония предпочел сдаться, и его вместе с партией знатных горожан..

Побединский-платонов

Иван Иванович, свящ. (1821-71), рус. Правосл. Библеист. Род. В Москве в семье псаломщика. Окончил Вифанскую ДС (близ Серг. Посада) и МДА (1846). Сначала был проф. Логики, психологии и лат. Языка в МДС, а с 1847 переведен в МДА на кафедру библ. Истории. Лекции П.-П. Читал не по учебнику, а по своим записям. Митр.*Филарет Дроздов( затребовал их, а затем вернул без осуждения или одобрения. Целиком они не были напечатаны, но в церк. Журналах посмертно вышли отд. Главы (часть анонимно). В 1850 переме..

Победоносцев

Константин Петрович (1827-1907), рус. Государств. И церк. Деятель, переводчик НЗ. Окончил училище правоведения (1846). В 1860-65 был проф. Моск. Ун-та по кафедре гражд. Права. Будучи преподавателем у наследников престола (будущих Александра III и Николая II), имел большое влияние при дворе. До выхода в отставку (1880-1905) состоял обер-прокурором Свят. Синода. По большинству церк. И гражд. Вопросов П. Занимал консервативную позицию. Однако личность и деятельность его имели противоречивые черты. ..

Дополнительный поиск Пневматология (От Греч. Pneuma - Дух) Библейская Пневматология (От Греч. Pneuma - Дух) Библейская

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пневматология (От Греч. Pneuma - Дух) Библейская" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пневматология (От Греч. Pneuma - Дух) Библейская, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 48 символа