Потоп Библейский

128

Грандиозная катастрофа, постигшая человечество в незапамятные времена, о к-рой повествует Быт 6-7. Само евр. Слово маб(л, потоп, происходит от яв(л (струиться) и как показывает Пс 29:10, означает не просто наводнение, а связано с понятием "бездны" (Быт 1:2), водного массива, со всех сторон омывающего сушу (см. Ст. Космография библейская) В момент катастрофы, согласно Быт 7:11, были сняты преграды между сушей и бездной. Месопотамские предания о П. И библ. П. Открытый в 19 в. *Смитом Дж. Эпос о Гильгамеше содержит описание П., во многих деталях напоминающее рассказ Кн.Бытия (впервые рус. Пер. Эпоса был сделан поэтом Гумилевым Н. С франц. Пер. *Дорма и издан в С.-Петербурге в 1911, а в 1961 вышел пер. *Дьяконова с оригин. Яз.). Австр.

Геолог Эдуард Зюсс (1831-1914), изучая эпос о Гильгамеше, пришел к выводу, что П. Был вызван землетрясением в Персидском заливе и охватил все Двуречье, откуда легенды о нем пришли в Палестину (фрагмент эпоса найден в палестинском г.Мегиддо). В 1914 найден более древний, шумерский вариант сказания. Раскопки *Вулли и др. Археологов подтвердили, что ок. 4-х тыс. Лет до н.э. В Месопотамии действительно произошло наводнение огромной силы, прервавшее на время развитие цивилизации. Эту теорию "локального П." приняли мн. Библеисты (напр., *Вигуру), ссылаясь на то, что выражение "покрыл всю землю" не обязательно означает весь земной шар (ср.Исх 9:25. 10:15. 3 Цар 10:24). При этом отмечали, что Ноев ковчег, имевший ок.150 м в длину, не мог вместить сотни тысяч видов сухопутных животных.

Утверждение франц. Путешественника Наварра, что он открыл на Арарате обломки ковчега, не подтвердились. Радиоуглеродный анализ обломков датировал их эпохой Средневековья. Легенды народов о П. И проблема "всемирного П.". Воспоминания о страшном наводнении не ограничиваются ближневосточным регионом. Они есть у мн. Народов - от Австралии до Америки. Существует гипотеза, что ок. 4-х тыс. Лет до н.э. Из-за таяния ледников произошло резкое повышение уровня мирового океана, что повлекло за собой ураганы, цунами и гибельные наводнения во мн. Частях света. Месопотамский П. Был лишь частью глобальной катастрофы. Смысл библейского сказания о П. Языческие мифы о П. Объясняют его случайными причинами, прихотью или завистью богов. Совершенно иной смысл имеет библ.

Повествование. Оно указывает на связь между миропорядком, природой и нравственным состоянием человека. Оно не ставит перед собой цель просто поведать о древнем стихийном бедствии. Боговдохновенный писатель использует легенды о нем для раскрытия вероучительной истины. Грехи нечестивых "исполинов" есть один из актов драмы богопротивления (Адам, Каин, "исполины", строители башни). Библ. П. Означал, что мир из-за недостоинства человека, венца творения, как бы возвратился в состояние первичного Хаоса. Спасение Ноя символизирует одну из главных тем Писания - избрание праведников из среды нечестивых для созидания будущего. Беспечность людей перед библ. П. Описана в Евангелии как *прообраз состояния тех, кто не готов встретить праведный Суд Божий (Мф 24:37).

*А в е р и н ц е в С.С., Ной, МНМ, т.2. *Б о г о р о д с к и й Я.А., Всемирный П., ПС, 1906, т.I-II. *В в е д е н с к и й Д., Библ. Повествование о П. В его отношении к данным геологии и преданиям народов, БВ, 1910, ( 4-5. *Г л а г о л е в С.С., Всемирный П., БВ, 1898, ( 5. Г л о р и а н т о в Н.И., Шестоднев и П., ХЧ, 1883, т.II. Г о р б о в с к и й А., Загадки древнейшей истории, М., 19712. К о н д р а т о в А., Великий П. Мифы и реальность, Л., 1982. Л л о й д С., Археология Месопотамии, М., 1984. *Л о в я г и н Е.И., Разбор суждений новейших естествоиспытателей о Ноевом П. Сравнительно с учением Слова Божия об этом предмете, ХЧ, 1861, т.2, 1862, т.1-2. М а т в е е в К., С а з о н о в А., Земля Древнего Двуречья, М., 1986.

Т о п о р о в В.И., П., МНМ, т.2. *Ф р э з е р Дж., Фольклор в Ветхом Завете, М., 1985. L e w i s N.J.P., A Study of the Interpretation of Noah and the Flood in Jewish and Christian Literature, 1978. N e v e u L., Entrelacs bibliques sur le Deluge, Р., 1981. MB, 1980, ( 15. ODCC, p.518. Проч. Библиогр. См. В ст. Археология библейская. Древний Восток. Клинопись и Библия. Пятикнижие. Хаос..

Значения в других словарях
Поспехов

Дмитрий Васильевич (1821-99), рус. Правосл. Церк. Писатель. Выпускник КДА (1845), где с 1853 был проф. Философии. Написал ряд исследований по вопросу о датировке и авторстве Кн.Премудрости Соломона в связи с иудейско-александрийской философией (ТКДА, 1862, ( 1,10-11. 1863, ( 5). Эти исследования легли в основу докторской работы П. "Кн. Премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии" (К., 1873). О звезде Мессии, ВЧ, 1877, ( 27. К у д р я в ц е в П., Д.В.П...

Потапов

Василий Никифорович (1836-90), рус. Правосл. Церк. Писатель. Окончил МДА (1858) и был оставлен в академии при каф. Логики и истории философии. С 1864 проф. Истории философии. Магистерская работа П. "О Книге св.пророка Даниила" (ПТО, 1871, т.24) комментирует Дан с т. Зр. *старой исагогики. С м и р н о в С.К., История МДА, М., 1879. "Московские ЦВед", 1890, ( 8.. ..

Потри

(Potterie) Иньяс де ла (р.1914), католич. Специалист по НЗ. Учился в Лувене и в *Папском библейском ин-те, где затем был профессором. Член Общества Иисусова. Ему принадлежит работа "Исторический Иисус", напечатанная в ватиканском журн. "Чивильта католика" ("La civilta catholica", 1969), труд "Истина Иисуса" ("La verit. Di Ges(", 1972) и раздел, посвященный Ев. От Иоанна, во "Введении в НЗ" ("Introduzione al NT", 1971).. ..

Поэтика Библии

Лит.-художеств. Структура свящ. Книг, а также изучение их изобразительных средств, приемов и *жанров литературных. Поскольку Писание является не только Словом Божьим, но и словом человеческим (см. Ст. Богочеловеч. Природа Свящ. Писания) изучение его П. Играет немалую роль в экзегезе. Специфические особенности П. Необходимо учитывать для того, чтобы мысль свящ. Писателя была понятна более полно и точно. Лит. Форма библ. Книг является как бы "плотью" заключенного в них *Откровения. Поэтому законы ..

Дополнительный поиск Потоп Библейский Потоп Библейский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Потоп Библейский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Потоп Библейский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа