Рад
(Rad) Герхард фон (1901-71), нем. Протестантcкий библеист. Род. В Нюрнберге. Богословское образование получил в ун-тах Эрлангена и Тюбингена. В 20-х гг. Занимал должность церк. Викария. К занятиям Библией Р. Побудила дискуссия с представителями националистич. Крыла *либерального богословия, "немецкими христианами", к-рые полностью отметали ВЗ, предлагая заменить его германскими сагами. Стремясь найти ответ на вопрос. Имеет ли ВЗ сегодня богосл. Ценность, Р. Приступил в Лейпциге к исследованиям Библии под руководством *Альта. Выводы *критики библ. Не оттолкнули его, а привели к убеждению, что она во многом помогает лучшему пониманию текста. В 1929 Р. Защитил диссертацию "Народ Божий во Второзаконии" ("Das Gottesvolk im Deuteronomium", Stuttg., 1929).
В ней он привел важные аргументы в пользу того, что Библия отражает "веру в Бога, Который открывается в событиях истории". Хотя сущность *историзма Свящ. Писания была осмыслена и раньше (в частн., рус. Богословами. См. Ст. Бердяев) Р. Разработал эту проблему наиболее полно и стал зачинателем нового направления в экзегетике. Он указывал (на примере Втор), что для свящ. Писателей история была фактором религиозным, а не "светским", что для них возникновение и жизнь народов совершались не по воле случая, а в соответствии с замыслами Творца. В 1930 Р. Стал приват-доцентом в Лейпциге, а затем занимал каф. ВЗ в ун-тах Иены (1934-45), Геттингена (1945-49) и Гейдельберга (1949-66). Чтобы подчеркнуть свое несогласие с "немецкими христианами", к-рых поддерживал Гитлер, Р.
Присоединился к антинацистской "Исповеднической церкви". Как ее представитель он объезжал многие города с лекциями и докладами, хотя это могло навлечь на него преследования. Он разъяснял, что библейское понятие нации как единства, творимого и руководимого Богом, несовместимо с нацистским, в к-ром божественным считался сам дух народа. Одновременно Р. Не мог согласиться с *Бартом и *Бультманом, к-рые, во имя борьбы с фашистским этатизмом хотели изгнать историю из богословия. В его глазах она была ключом к сущности двух Заветов. Опираясь на труды *Гункеля и *Мовинкеля, Р. Применил к ВЗ методы *"истории форм" школы, чтобы понять, в каком *"жизненном контексте" сложились библ. Книги. Р. Делал ударение не столько на анализе *источников, сколько на богословском понимании их синтеза.
По его мнению, синтез был обусловлен изначальной *"основой" Пятикнижия. Эта "основа" заключалась в кратких исповеданиях веры (типа Втор 26:5-10), к-рые повторялись на ежегодных религ. Праздниках. Такие исповедания носили не метафизический, статичный характер, а были пронизаны духом истории. Она священна, ибо в ней действует Сам Бог. Различные традиции, связанные с *патриархами, Исходом, Синаем, покорением земли обетованной, обрели единство в *четырех источниках Пятикнижия, хотя вначале они были независимыми. Р. Считал, что эту священно-историч. Эпопею нельзя рассматривать отдельно от Ис Нав. Именно *Шестикнижие завершает путь от Обетования патриархам до его исполнения. Но исполнение еще не было окончательным. Источник ветхозав.
*эсхатологии Р. Усматривает в *профетизме, к-рому он посвятил второй том своего "Богословия Ветхого Завета" ("Тhеоlоgie des Alten Testaments", Вd.1-2, Munch., 1958). Эта книга, получившая широкое признание, представляет собой не систематизацию ветхозав. Вероучения, а живую, полную глубоких идей и наблюдений историю традиций ВЗ. Р. Показал, как после эпохи Давида пророкам было открыто, что первонач. Завет нарушен народом. В этом кризисе родилось новое Обетование, к-рое постепенно переросло прежние чисто земные чаяния и обрело широчайшую эсхатологич. Перспективу. Описывая богословие ВЗ как "богословское осмысление истории", Р. Вернулся к традиционному для христ. Экзегетики признанию ценности *прообразов библейских. Поскольку история спасения преломлялась в богослужебной жизни и лишь потом находила отражение в книгах, она воспринималась как насыщенная глубоким символизмом.
Этот символизм устанавливает связь между обетованиями и событиями ВЗ и их завершением в НЗ. Das Geschichtsbild des chronistischen Werkes, Stuttg., 1930. Die Priesterschrift in Hexateuch, Stuttg.-B., 1934. Das Formgeschichte Problem des Hexateuchs, Stuttg., 1938 (англ. Пер. The Problem of the Hexateuch, Edin., 1966). Deuteronomium-Studien, Gott., 1947 (англ. Пер. Studies in Deutoronomy, Chi., 1953). Das егstе Buch Mоsе, Вd. 1-3, Gott., 1949-53, (англ. Пер. Genesis. A Commentary, Phil., 1961). Der heilige Krieg im alten Israel, Z., 1951. Gesammelte Studien sum Alten Testament, Munch., 1958. Weisheit in Israel, Neukirchen-Vluyn, 1970 (англ. Пер. Wisdom in Israel, L., 1972). Gottes Wirken in Israel, Gutersloh, 1977 (англ. Пер. God at Work in Israel, Nashville, 1980).
Проч. Труды Р. Указаны в кн. Probleme biblischer Theologie (zum H.Geburtstag), Munch., 1971. *H а r r i n g t o n W., The Path of Biblical Theology, Dublin, 1973. К о с h K., Gerhard von Rad, TTS, S. 483-7. M о r i а r t у T.L., G. Von Rads Genesis, in. *MacKenzie J.L. (ed.), The Bible in Current Catholic Thought, N.Y., 1962. ODCC, p. 1155..
Дополнительный поиск Рад
На нашем сайте Вы найдете значение "Рад" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рад, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 3 символа