Схоластическая Средневековая Экзегеза
Толкование Библии, сложившееся в контексте западноевроп. Ср.-век. Схоластики. Слово "схоластика" происходит от греч. Scol" (школа), поскольку схоластич. Богословие развивалось гл.обр. В университетах и монастырских училищах. Схоластика сочетала веру в авторитет Библии и святоотеч. Предания с рационально-филос. Методом изложения и аргументации. Позднее, начиная с эпохи Ренессанса, термин "схоластика" приобрел негативный смысл как синоним рассудочного, сухого и формального подхода к богословию. Хотя мн. Авторы отождествляют С.с.э. Со *средневековой экзегезой в целом, собственно схоластику принято ограничивать более узкими временными рамками - 13-14 вв., когда сформировалась классич. Схоластика. Она характеризуется стремлением построить всеобъемлющую систему воззрений с использованием античного филос.
Наследия, гл. Обр. Аристотеля. Аристотелевское влияние прослеживается уже у представителей раннего визант. Богословия (напр., у прп.Иоанна Дамаскина. 675-749), но до эпохи классич. Схоластики в мышлении Востока и Запада еще господствовала Платоновская традиция, пришедшая через патристику. Лат. Экзегеты познакомились с Аристотелем через мусульманских и иудаистских богословов, к-рые нередко толковали его в духе учения о "двух истинах" (истина *Откровения и истина разума). Причем влиятельный исламский мыслитель Ибн-Рушд (Аверроэс) считал истину Откровения низшей ступенью по сравнению с истиной, добытой разумом. С.с.э., приняв принцип разделения сфер веры и знания, напротив, поставила веру и Откровение выше рационального знания.
Одним из первых, кто вызвал острую дискуссию вокруг этой проблемы, был *Абеляр, хотя он еще не являлся настоящим христианским аристотеликом. Полностью всеми трудами греч. Философа располагал англ. Францисканец Александр Гэльский (ок.1185-1245), составивший "постилы" (примечания) ко всем книгам Библии. Другой англ. Богослов архиеп.*Стивен Ленгтон также имел высокий авторитет в Средние века как схоластич. Комментатор Писания. Гл. Представителями С.с.э. Были нем. Монахи из доминиканского ордена Альберт Великий (ок.1205-80) и *Фома Аквинат. Альберту приписываются комментарии ко всей Библии, хотя совр. Исследователи признают подлинными лишь часть их. Фома писал толкования на Иов, Пс 1-50, Иер 1-42, на Мф, Ин и послания ап.Павла.
Ему же принадлежит т. Н. "Золотая катена", содержащая пояснения к Слову Божьему, извлеченные из 54-х греч. И лат. Отцов Церкви. Большая часть произведений С.с.э. Представляет собой свод патристич. Толкований. Схоласты дополняли их последовательным методическим анализом тем, диалектическим их обсуждением, всегда стремясь привести разнородные высказывания к логическому единству. Одну из гл. Задач толкователи С.с.э. Видели в том, чтобы четко выделить неск. Смысловых пластов Писания и сформулировать критерий для их различения. Фома Аквинат обращал особенное внимание на выработку строгих правил *герменевтики. В соответствии с *полисемантизмом Библии последовательно вычленялся а) исторический, или буквальный, смысл Слова Божьего, б) таинственный смысл, тесно связанный с догматич.
Проблематикой, в) *типологический и г) этический (*тропологический) смысл Писания. Образцом тропологич. Толкования для С.с.э. Были труды свт.Григория Великого. Отдавая дань *аллегорическому методу толкования Библии, схоласты, однако, стремились избегать его крайностей, подчеркивая важность историч. Смысла Библии. Большое внимание Фома Аквинат и др. Схоласты уделяли защите библ. *креационизма, поскольку его трудно было сочетать с доктриной Аристотеля о вечности мира. Богословский рационализм доминиканцев нашел своего критика в лице англ. Францисканца Иоанна Дунса Скота (ок.1266-1308), написавшего толкование на Быт, Четвероевангелие и Послания. Он утверждал, что на Библию нельзя смотреть как на энциклопедию знаний и строить на ее основе логическую систему всеобъемлющего характера.
Слово Божье дано нам для спасения. Выводы разума должны делаться независимо от веры, но поскольку и вера, и разум исходят от единого Бога, они не могут и не должны противоречить друг другу. Большое влияние в Средние века имели назидательные толкования на Евангелия доминиканца Николая Горрана (ок.1232-ок.1295), комментарии *Николая Лиринского и герменевтич. Труды Жана Жерсона (1363-1429). Притязания автономного разума обусловили кризис и упадок схоластики, почву для к-рых подготовили сами схоласты. *В и г у р у Ф., Руководство..., пер. С франц., М., 19162, т.1. [Д о б и а ш - Р о ж д е с т в е н с к а я О.], Жерсон, НЭС, т.17. Л о с с к и й В.Н., Предание Отцев и схоластика, БТ, 1978, сб.18. М и л о р а д о в и ч К., Альберт Великий, НЭС, т.2.
С о к о л о в В.В., Ср.-век. Философия, М., 1979. Ш т ё к л ь А., История ср.-век. Философии, М., 1912. Э й к е н Г., История и система ср.-век. Миросозерцания, пер. С нем., СПб., 1907. L u b a c H. De, Exeg-se medievale. Les quatre sens de lEcriture, v.1-4, P., 1959-64. S m a l l e y B., The Study of the Bible in the Middle Age, N.Y., 1952. S p i c q C., Esquisse dune histoire de lexeg-se latine au Moyen "ge, P., 1944. Enc.Kat., t.4, s.716. NCE, v.2. RGG, Bd.5, S.1520 ff..
Дополнительный поиск Схоластическая Средневековая Экзегеза
На нашем сайте Вы найдете значение "Схоластическая Средневековая Экзегеза" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схоластическая Средневековая Экзегеза, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 37 символа