Тишендорф
(Tischendorf) Константин (1815-74), нем. Протестантский библеист, публикатор *Синайского кодекса и ред. Одного из первых в 19 в. *критических изданий НЗ. Род. В г. Ленгенфельде (Саксония) в семье врача. Окончил Лейпцигский ун-т, где специализировался по богословию и древним языкам. Еще в студенч. Годы задумал труд по восстановлению наиболее древнего текста НЗ. С этой целью Т. Объехал многие города Европы, отыскивая и изучая старинные библ. *рукописи. Настойчивость, терпение и блестящее знание *палеографии помогли ему реконструировать и издать (1843-5) *палимпсест *Ефремова кодекса. Затем последовала публикация ряда др. Библ. Кодексов. В 1841 Т. Выпустил критич. Издание НЗ, к-рое при его жизни выдержало 8 переработанных изданий (последнее - в 1869).
Эти труды выдвинули Т. На одно из самых видных мест среди библ. Текстологов. Он не ограничился европ. Библиотеками и задумал путешествие на Восток, где надеялся найти еще более ранние манускрипты Писания. Получив финансовую помощь от саксонского Министерства просвещения, Т. Направился в Египет. В Каире он узнал, что м-рь св.Екатерины на Синае владеет ценным собранием пергаментных книг. Пройдя Нитрийскую пустыню и отыскав в обителях тех мест немало фрагментов рукописей, Т. Добрался до Синайского м-ря. В нем к тому времени оставалось всего 18 иноков. Как вспоминал впоследствии Т., он с трудом преодолел недоверие к инославному "охотнику за древностями". Помогла Т. Счастливая случайность. В корзине с обветшавшими рукописями он нашел неск.
Листов со списком *Септуагинты. Т. Сразу же убедился, что это очень древний манускрипт. Монахи разрешили ему взять часть листов с собой, и он привез их в 1845 в Лейпциг. Так были открыты первые фрагменты знаменитого Синайского кодекса. Позднее оказалось, что почти полная рукопись его находится в монастырской б-ке и ее незадолго до Т. Изучал рус. Востоковед архим.*Порфирий Успенский( Архим. Порфирий, однако, не успел точно датировать кодекс и предположил, что он относится к 5-6 вв. Т. Скопировал найденные им листы, тщательно изучил форму их письма и пришел к заключению, что список изготовлен в 4 в. В 1853 Т. Снова отправился в м-рь св.Екатерины и попытался купить у монахов оставшиеся части кодекса, но получил отказ. Год спустя он опубликовал в Лейпциге свою первую находку и предпринял ряд шагов, чтобы завладеть сокровищем.
Для этого он решил воспользоваться помощью рус. Правительства, к-рое покровительствовало м-рю св.Екатерины. Т. Обратился в Петербург через *Норова и приехал в м-рь св.Екатерины уже как представитель его величества императора России. Более доброжелательное отношение монахов позволило ему опять же случайно обнаружить почти полный экземпляр кодекса, к-рый содержал большинство книг ВЗ и весь НЗ, а также Послание ап.*Варнавы и "Пастырь" Герма (2 в.). Сначала этот кодекс был отдан Т. Во временное владение, но после того как тот сблизился с рус. Вел. Кн.Константином и стал сопровождать его по Востоку, последние препятствия были устранены и монахи передали рукопись в дар России. Публикацию текста взял на себя Т., к-рый специально для этого подобрал особый шрифт.
В 1862 Синайский кодекс вышел в Лейпциге под заголовком. "Codex Bibliorum Sinaiticus Petropolitanus, спасенный из мрака под покровительством Его Императорского Величества Александра II, доставленный в Европу и изданный к вящему благу и славе христианского учения трудами К.Т.". Тираж был привезен в Петербург к юбилейным торжествам тысячелетия Русского государства. Это издание принесло Т. Мировую славу. Его поздравляли европ. Монархи и Римский папа. В России он получил потомственное дворянство. В последние годы жизни Т. Продолжал заниматься библ. Текстологией и вел полемику с теми учеными, к-рые ставили под сомнение подлинность и древность его находки. Публикация Синайского кодекса стала важной вехой в развитии *текстуальной критики библейской.
На работу Т. Опирались мн. Ученые последующих поколений. Reise in den Orient, Bd.1-2, Lpz., 1846. Aus dem Heiligen Lande, Lpz., 1862. В рус. Пер. Когда были написаны наши Евангелия, ПО, 1865, т.7. О проч. Соч. Т. См. В ЭСБЕ, т.33. Архим.А в г у с т и н (Никитин), Синайский кодекс Библии. История открытия, ЖМП, 1987, ( 12. Д о й е л ь Л., Завещанное временем, М., 1980. Архим.*М и х а и л (Лузин), О тексте Синайской рукописи Библии, М., 1863. *Н о р о в А.С., Защита Синайской рукописи Библии от нападения архим.Порфирия Успенского, СПб., 1863. О синайском манускрипте Библии и других последних открытиях Т., ХЧ, 1861, т.1. Свящ.*П о б е д и н с к и й - П л а т о н о в И., О новооткрытом библ. Кодексе, привезенном из Синайского монастыря Т., ПО, 1860, т.3, ( 11.
*П о б е д о н о с ц е в К.П., Домашняя жизнь в Палестине. Т. И Синайская Библия, СПб., 1863. Архим.П о р ф и р и й Успенский( Мнение о синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый, с посланием св. Ап.Варнавы и кн.Ермы, СПб., 1862. B e n t l e y J., Secret of Mount Sinai, Garden City (N.Y.), 1986. Иностр. Библиогр. См. В ODCC, p.1380..
Дополнительный поиск Тишендорф
На нашем сайте Вы найдете значение "Тишендорф" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тишендорф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 9 символа