Тойнби
(Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975), видный англ. Историк и историософ. Род. В Лондоне в семье литератора. Учился в Оксфорде и Британской археологич. Школе (Афины). Участвовал в археологич. Экспедициях по Греции. Работал в британском Министерстве иностр. Дел и корреспондентом газеты. Был проф. Международной истории в Лондонской школе экономики. Т. Отличала огромная работоспособность и творческая активность. Гл. Труд его, сделавший эпоху в англ. Историософии, - 12-томное "Исследование истории" ("A Study of History", v.1-12, L.-N.Y., 1934-61. Сокр. Изд. V.1-2, 1956-57. Это цикл произведений по важнейшим проблемам развития культур, религий и обществ. Формаций. Т. Многократно пересматривал и дополнял свои концепции, не боясь входить в противоречие с самим собой.
Заключит. Том его основного труда носит характерное заглавие "Пересмотр" ("Reconsideration"). Динамичность теорий Т. Обусловлена тем, что он постоянно стремился проверять свои взгляды фактами. Его знания в области древней и новой истории были поистине энциклопедическими, что, впрочем, не уберегло его от спорных выводов и шатких построений. Первоначально Т. Исходил из учения нем. Философа Освальда Шпенглера (1880-1936), к-рый рассматривал культуры как изолированные организмы, проходящие 4 стадии - от расцвета до упадка. Т. Внес в концепции Шпенглера ряд важных коррективов. Так, шпенглерианскому понятию о слепой "судьбе", царящей в истории, Т. Противопоставил религ.-историч. Понятие о "Вызове" и "Ответе". Согласно Т., Высшая Божественная Реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления ("Вызов") через кризисы, географич.
Факторы и т.д. Если культура дает верный "Ответ", миссия ее реализуется. В противном случае она обречена на распад или застывание. Т. Не считал культуры абсолютно изолированными и видел в религии главный связующий элемент. Соотнесение историч. Процесса с Божественным Началом сближает историософию Т. С провозвестием *пророков и учением блж.*Августина. Однако взгляды Т. Нельзя рассматривать как христианские. Он постепенно отходил от свойственного ему вначале библ. Теизма, склоняясь в сторону восточного, гл. Обр. Индийского, пантеизма. В диалоге с буддийским ученым Икедой (издан посмертно, 1976) Т. Писал. "Я верю, что оправданным объектом поклонения для человека является Предельная духовная Реальность внутри, вне и за Вселенной".
Этот "символ веры" Т. Не является до конца пантеистическим, поскольку он верил в Бога как источник Любви и Свободы. Человеческая история, по словам Т., совершается в противоборстве естественных, слепых законов и высшего "Божественного Закона". Библейская история в интерпретации Т. Историк неоднократно обращался и к проблематике Свящ.Писания. Итог его размышлений на эту тему подведен в 15-й главе заключит. Тома его "Исследования истории". В ней он выступает не только как ученый, но и как идеолог новых путей религ. Развития. При этом Т. Старается вынести за скобки и христ., и мусульман. Толкование ветхозав. Истории, к-рые видят в ней лишь прелюдию к Евангелию и *Корану, и рассматривает *иудейство как самодовлеющую величину.
По его мнению, ранние стадии ветхозав. Религии принципиально не отличались от др. Древних национальных верований. Яхве был Богом израильтян в том же смысле, в каком Зевс - богом греков, а Кемош - богом моавитян. Т.о., историк игнорировал те элементы библ. Истории, к-рые с самого начала содержали в себе ядро пророческого учения (см. Ст. Монотеизм. Патриархи. Пятикнижие) Согласно Т., три важнейших переворота в ветхозав. Религ. Сознании явились "Ответом" на "травматический шок", вызванный тремя катастрофами. А) нашествием ассирийцев, б) вавилонским Пленом, в) гонениями Антиоха IV. Первый шок породил *этический монотеизм Амоса и др. Пророков *допленного периода. Их движение достигло кульминации в лице *Второисайи. Последний жил уже в *Плена период, когда параллельно с *профетизмом сложилась "религия Торы".
Преследования Антиоха вызвали к жизни интерпретацию иудейства, наиболее характерными представителями к-рой были *фарисеи. Эта интерпретация, опираясь на идею *Предания, определила все дальнейшее развитие иудейства и постхристианского *иудаизма. Оно в значит. Степени заглушило традицию профетизма, в том числе и Евангелие Иисусово. Личность и учение Христа Т. Понимал в духе либерально-протестантской школы, помещая первонач. Христианство в общий профетический контекст. Основную драму библ. Истории Т. Видел в "напряжении" между *универсализмом и партикуляризмом. В период упадка и крушения древнеизраил. Государственности пророки осознали, что Бог их народа есть Бог всего человечества. Политич. Катастрофа Самарии и Иерусалима была истолкована пророками не как унижение Бога, а как Его попущение с целью привести народ к раскаянию.
"Оправдывая деяния Яхве по отношению к ним, иудеи открыли духовное богатство непостижимой ценности для всего человеческого рода. Их Бог, преображенный в сердцах и умах в результате испытанных ими страданий, не мог больше быть только их Богом и Его преображение нельзя было больше скрывать от язычников". Отсюда вытекала миссионерская задача ветхозав. Церкви, к-рая была воспринята многими как угроза идентичности замкнутой общины. Выбирая между универсализмом и партикуляризмом, фарисеи предпочли второй путь, отказавшись от всемирно-историч. Провиденциального призвания своего народа. Т. Считал, что единств. Существ. Расхождение между фарисейством и христианством заключалось не в *сотериологии и *христологии, а в отказе христиан от национальной исключительности.
Рассматривая этот конфликт с т. Зр. Своей теологии, Т. Полагал, что разрешение его возможно лишь в диалоге христианства и иудаизма на почве их либерально-реформистской интерпретации. В 1972 Т. Выступил со статьей "Религиозные основы современного экологич. Кризиса" ("The Religions Background of the Present Environment Crisis", "Intern. Journal of Environment Studies", v.3, ( 2). В ней он объявил библ. *монотеизм идейной причиной разрушения человеком среды его обитания. Единобожие, утверждал Т., создало такую форму *антропоцентризма, к-рая принижала ценность *природы и смотрела на человека как на ее абсолютного господина. "Людям, к-рые воспитывались в монотеистических традициях, - писал Т., - трудно вновь обрести тот благоговейный страх перед природой, к-рый был ликвидирован провозглашениями Библии, содержащимися в Книге Бытия".
В результате мир пришел к тому бедственному положению, к-рое вызывает тревогу на всех континентах. "Средство спасения" Т. Видел в "смене монотеистического мировоззрения мировоззрением пантеизма", к-рое относится к природе как к божеств. Началу. Впрочем, по его мнению, упадок материальной цивилизации в любом случае неотвратим и можно лишь надеяться, что материальное оскудение будет сопровождаться духовным подъемом. Многие отечественные и зарубежные ученые (*Барр, *Вестерманн, Рашковский Е.В., Василенко Л.И. И др.) подвергли эту концепцию Т. Развернутой критике, показав, с одной стороны, что и в Библии и в христианстве можно найти основания для бережного отношения к природе, а с другой - что экологич. Кризис имеет своим источником не религиозные, а социально-экономич.
Причины (см. Ст. Природа и Библия) An Historiаns Approach to Religion, L.-N.Y., 1956. В рус. Пер. Средство спасения. "Наука и религия", 1974, ( 9. Человечество в осадном положении, "Лит.газета", 1974, ( 30. Диалог историков, Переписка А.Т. И Н.Конрада, в кн. Н.И.Конрад. Избр. Труды, М., 1974. Проч. Труды Т. Указаны в лит-ре о нем. А р а б - О г л ы Э.А., К критике культурно-историч. Концепции А.Т., "Вестник истории мировой культуры", 1957, ( 4. В а с и л е н к о Л.И., Антропоцентризм и его экологич. Критика, ВФ, 1983, ( 6. К о с м и н с к и й Е.А., Историософия А. Т., "Вопросы истории", 1957, ( 1. Р а ш к о в с к и й Е.Б., Востоковедная проблематика в культурно-историч. Концепции А.Дж.Т., М., 1976. Е г о ж е, Т. О рукотворном мире, "Декоративное искусство", 1972, ( 2.
Е г о ж е, Арнольд Джозеф Т. История и культура в экологич. Перспективе, "Народы Азии и Африки", 1979, ( 2. С е м е н о в Ю.Н., Социальная философия А.Т., М., 1980. Иностр. Библиогр. Приведена в указ. Трудах..
Дополнительный поиск Тойнби
На нашем сайте Вы найдете значение "Тойнби" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тойнби, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа