Чаадаев

307

Петр Яковлевич (1794-1856), рус.религиозный мыслитель. Род. В Москве в дворянской семье. После нескольких лет учебы в Московском ун-те поступил в гвардию. Во время Отечеств. Войны 1812 участвовал в Бородинском и др. Крупных сражениях. Богатство, знатность, боевые заслуги обеспечили Ч. Блестящую карьеру, но в 1821 он оставил службу. Поездка в Европу, знакомство с *Шеллингом, дружба с декабристами и А.С.Пушкиным - все это постепенно сформировало Ч. Как оригинального мыслителя. Фактически он стал одним из первых самостоят. Историософов в России. Внутренний переворот, пережитый Ч. В 20-х гг., придал его воззрениям глубоко религиозную, христ. Направленность. Писал Ч. Мало. Гл. Его идеи были изложены в "Философических письмах", написанных (по-французски) в 1829-30-х гг.

Попытка опубликовать их закончилась трагически. Первая же глава (или письмо), напечатанная в журнале "Телескоп" (1836), вызвала острые дискуссии в обществе и правительств. Репрессии. Ч. Был объявлен сумасшедшим, и за ним был установлен надзор. Такая реакция была вызвана беспощадной критикой, к-рой Ч. Подверг современную ему российскую действительность. Его обвиняли в антипатриотизме и идеализации Запада. Второй упрек имел под собой основания, но первый был результатом недоразумения. Если бы книга вышла в печати целиком, критики бы убедились, что Ч. Выступает в ней как человек, искренне преданный своей стране. Он считал, что великая миссия России заключается в соединении созерцательности Востока и активности Запада.

Ориентиром для такого соединения, по мысли Ч., лучше всего является универсальная католич. Церк. Система. Философ утверждал, что христианство призвано преобразовывать жизнь общества, а не только отдельные души. В этом он был единомышленником *Ламенне и предшественником Вл.*Соловьева. Чаяние Царства Божьего принимало у Ч. Оттенок *хилиазма. "Истина едина, - писал он, - Царство Божие, небо на земле, все евангельские обетования - все это не иное что, как прозрение и осуществление соединения всех мыслей человечества в единой мысли. И эта единая мысль Самого Бога, иначе говоря, - осуществленный нравственный закон. Вся работа сознательных поколений предназначена вызвать это окончательное действие, к-рое есть предел и цель всего, последняя фаза человеческой природы, разрешение мировой драмы, великий апокалиптический синтез".

Свой взгляд на историю как на духовное становление Ч. Противопоставлял идеям декабристов о внешнем переустройстве общества. Философ утверждал, что вера, в широком смысле слова, есть важнейший двигатель обществ. Развития и что религиозная вера не противоречит науке. Наука познает Бога в творении, и поэтому она, как и вера, идет к познанию Бога, но своим путем. "Это познание развивалось в человечестве постепенно. Проблески истины появились уже в язычестве, "ранее, чем мир созрел для восприятия новых истин". "Первоначальное откровение" завершилось "двумя великими откровениями - Ветхого и Нового Завета". Эти откровения Ч. Не отделяет от *Церкви, избегая *библиолатрии. "Никогда, - говорит он, - Божественное Слово не могло быть заточено между двумя досками какой-либо книги.

Весь мир не столь обширен, чтобы объять его. Оно живет в беспредельных областях Духа, оно содержится в неизреченном таинстве Евхаристии, на непреходящем памятнике Креста оно начертало свои мощные глаголы". Ч. Настаивает на *богочеловеческой природе Свящ. Писания. "Дух Святой, говоря устами Своих пророков, не переделывал человеческой природы". "Работа здравой экзегезы научила меня различать в святой книге то, что является прямым воздействием Св. Духа, и то, что есть дело рук человеческих. Поэтому боговдохновенность, покоящаяся на этом дивном произведении, не сможет сделать в моих глазах одинаково святым и ненарушимым каждое слово, каждый слог, каждую букву, к к-рым люди прибегли, чтобы передать мысль, к-рую Дух Святой вложил в сердца их.

Чтобы стать понятным для человеческого разума, Божественное Слово должно было пользоваться человеческим языком, а следовательно, и подчиниться несовершенствам этой речи. Подобно тому, как Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял все условия плоти, Дух Божий, проявляясь в духе человеческом, также должен был принять все условия человеческой речи. Но подобно тому, как Спаситель не в каждом из актов Своей жизни торжествует над плотью, но во всей Своей жизни в ее целом, Св. Дух также торжествует над человеческой речью не в каждой строчке Писания, но в его целом". В этой мысли мы находим первую попытку связать учение о *боговдохновенности с Халкидонским догматом. Толкуя сказание *Шестоднева о сотворении человека, Ч.

Подчеркивал, что сущностью *теоморфизма является свобода. В этом даре проявилась кенотическая тайна, ибо, дав человеку свободу, Бог "отказался от части Своего владычества в мире". Это владычество вновь станет полным при наступлении на земле Царства Божьего. Путь к нему отражен в Свящ. Писании. Его образы настолько могущественны и ярки, что способны оставить неизгладимый след в сознании, "производя впечатление людей, с к-рыми мы жили в близком общении". Среди этих образов в ВЗ на первом месте стоит Моисей. Самым поразительным в нем, согласно Ч., было сочетание человеческой немощи с величием провозглашенных им истин. "С одной стороны - это величавое представление об избранном народе, то есть о народе, облеченном высокой миссией хранить на земле идею единого Бога.

С другой стороны - человек простодушный до слабости, умеющий подавлять свой гнев только в бессилии, умеющий приказывать только путем усиленных увещаний, принимающий указания от первого встречного. Странный гений, вместе и самый сильный и самый покорный из людей!". Ч. Один из первых в рус. Религ. Мысли утверждал, что книги *пророков ценны не только тем, что предвозвещали будущее. "В них, - писал философ, - заключается учение. Учение, относящееся ко всем временам. Столь же важная часть вероисповедания, как и все прочие". Ч. Первый в России выступил против *мифологической теории происхождения христианства, выдвинутой в 18 в. Ш.Дюпюи и Вольнеем. Божественное происхождение христианства философ связывал с той удивительной силой, к-рую оно проявило в истории.

"Было ли это простым человеческим действием - придать жизнь, действительность и власть всем этим разрозненным и бессильным истинам, разрушить мир, создать другой. Выразить всю совокупность рассеянных в мире нравственных истин на языке, доступном всем сознаниям, и, наконец, сделать добро и правду осуществимыми для каждого?" Даже если рассматривать христианство чисто исторически как "еврейскую секту", опирающуюся на ВЗ, к-рый был лишь дополнен Иисусом Христом, оно все равно остается великим явлением и "носит на себе печать независимого действия высшего Разума, что не может быть объяснено приемами человеческой логики". Незадолго до написания "Философических писем" рус.общество волновало толкование Апокалипсиса.

Оно пыталось найти в нем указания на конкретные события Нового времени (см. Ст. Юнг-Штиллинг) Ч. Считал эти поиски "смешными". "Мысль Апокалипсиса, - писал он, - есть беспредельный урок, применяющийся к каждой минуте вечного бытия, ко всему, что происходит около нас. Превосходная поэма Иоанна есть драма вселенной, ежедневная, вечная, и развязка ее не так, как в драмах, произведенных нашим воображением, но по закону бесконечности продолжается во все веки и началась с самого начала действия". Этот взгляд на Откр стал впоследствии наиболее распространенным в библ. Экзегетике. Соч. И письма, под ред. М.Гершензона, т.1-2, М., 1913. Статьи и письма, со вступ. Статьей и комм. Б.Н.Tарасова, M., 1987. Lettres philosophiques adressees .

Une dame, Р., 1970. Г е р ш е н з о н М.О., П.Я.Ч. Жизнь и мышление, СПб., 1908. Прот.З е н ь к о в с к и й В., История русской философии, Париж, 1948, т.1. К о в а л е в с к и й М., Ранние ревнители философии Шеллинга в России - Ч. И Иван Киреевский, "Русская Мысль", 1916, ( 12. Л а з а р е в В.В., Ч., М., 1986. Л е б е д е в А., Ч., М., 1965. Т а р а с о в Б.Н., Ч., М., 1986 (с библиогр.). Прот.Ф л о р о в с к и й Г., Пути русского богословия, Париж, 19812. См. Также КЛЭ, т.8. ФЭ, т.5. ФЭС..

Значения в других словарях
Чаадаев

Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье (мать — дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808—11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи «Соединённых друзей» (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом). С 1816 близкий друг А. С. Пуш..

Чаадаев

ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич (1794-1856), мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В гл. Сочинении "Философические письма" (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлучённости России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию..

Чаадаев

(Петр Яковлевич) — известный русский писатель. Год рождения его точно неизвестен. Лонгинов говорит, что Ч. Родился 27 мая 1793 г., Жихарев считает годом его рождения 1796-й, Свербеев неопределенно относит его к "первым годам последнего десятилетия XVIII века". По матери Ч. Приходился племянником князей Щербатовых и внуком известного русского историка. На руках этой родни Ч. Получил первоначальное, замечательное для того времени образование, которое закончил слушанием лекций в Московском универси..

Чаадаев

Фамилия известного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый русский философ, современник Пушкина Петр , восходит к племенному названию Cagatai, которое первоначально было именем одного из сыновей Чингис-хана – Чагатая, что в переводе значит "храбрый, честный".. ..

Чаадаев

Чаада́ев фам. Русск. Дворянского рода, также Чегода́ев. Восходит к тюрк. Племенному названию Čaɣatāi, которое первонач. Было именем второго сына Чингис-хана (ум. В 1242 г.), ср.-греч. Τζαχατάης (Лаон. Халкон. I, 152). См. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл. Шпулер, Goldene Ноrdе 243.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Чаадаев

Чаадаев, Петр Яковлевич (1793 - 1856) - друг Пушкина и декабристов, был непродолжительное время членом Тайного общества. В 1820 г., будучи адъютантом командира гвардейского корпуса, кн. Васильчикова, был послан им курьером к Александру I с известием о волнениях в Семеновском полку. Этот случай отдалил от Чаадаева членов Тайного общества. Чаадаев вышел в отставку и прожил за границей до 1826 г. В Европе Чаадаев был близок со многими замечательными людьми того времени, много читал и вернулся в Рос..

Чаадаев

ЧААДАЕВ ЧАДАЕВ ЧЕГОДАЕВ ЧЕОДАЕВ ЧАГАДАЕВЧегодай - из тюркского имени Чагатай в русском произнолшении Чаадай. Так звали, в частности, второго сына Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи (фонетический вариант - чагатаи), само имя из этнонима. Фамилии Чегодаев иногда изменялась в Чаадаев, Чадаев. (Ф, Н) В основе фамилий Чаадаев, Чеодаев лежит имя собственное мужское монгольского происхождения, но широко известное и у тюркских народов. Известно оно..

Чаадаев

1.Иван Иванович (г. Рожд. Неизв.- ум. 1696) - думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676-77). В 1658-66 был воеводой в укр. Городах, в т. Ч. В Киеве. Стремился укрепить влияние рус. Царизма на Украине, защищал привилегии мещан от посягательств старшины. В 1671-86 возглавлял рус. Посольства в Польшу, имевшие целью воссоединение укр. Земель и организацию антитурецкого союза. Был судьей Земского (1673-74), Иноземского и Рейтарского (1677-78), Сибирского (1681-83) приказов. В 1681 он пересматрива..

Чаадаев

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) -русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в "Союзе благоденствия" (1819), а затем и в "Северном обществе" декабристов (1821). Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (просветительского рационализма и христианского м..

Цинцендорф

(Zinzendorf) Николаус, фон (1700-60), нем. Протестантский реформатор, переводчик НЗ. Род. В Дрездене в аристократич. Семье, тесно связанной с пиетистами (их влияние Ц. Испытал с ранних лет). Окончив ун-т в Виттенберге, Ц. Стал юристом, но с нач. 20-х гг. Целиком посвятил себя религ. Деятельности. Знакомство с различ. Конфессиями привело его к мысли, что в любой из них может пробудиться истинная преданность Спасителю. В 1722 Ц. Купил имение в Гернгуте и основал там братство ("гернгутеров"), в к-р..

Цифровые Данные Библии

См. Числовые данные Библии.. ..

Чайлдз

(Childs) Бревард (р.1923), амер. Протестантский библеист. Учился в ун-тах Принстона, Гейдельберга и Базеля. Доктор богословия. Преподавал в миссионерской семинарии Плимута. Проф. По каф. Свящ. Писания в Йельской богосл. Школе. В работе "Библейское богословие в кризисе" ("Biblical Theology in Crisis", Phil., 1970) Ч. Выступил против того рода *богословия библейского, к-рое оказалось в плену *историко-литературной критики. Анализируя текст Писания, выявляя в нем различные *источники, мн. Западные ..

Чарлз

(Charles) Роберт Генри (1855-1931), англиканский библеист. Образование получил в Белфасте и Дублине. Был пастором в Лондоне. Преподавал греч. Язык в Оксфорде и Дублине. С 1913 каноник, а с 1919 архидиакон Вестминстерский. Член Британской Академии. С 90-х гг. Работал над своей гл. Книгой "Апокрифы и псевдэпиграфы ВЗ" ("Тhе Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament"), к-рая вышла в Оксфорде в 1913 в 2-х тт. И затем неоднократно переиздавалась (посл. Изд. 1973). Этот труд (oк. 2000 с.) соде..

Дополнительный поиск Чаадаев Чаадаев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чаадаев" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаадаев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа