Духинский Франциск

95

Духинский, Франциск - писатель (1817 - 1880). Происходил из ополяченной малорусской семьи. Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей. После восстания 1831 г. Духинский эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее - хранителем польского музея в Рапперсвилле, близ Цюриха. Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему широкую известность. Самая теория эта одно время принималась как нечто твердо установленное значительной частью западноевропейской литературы (например, Анри Мартеном). В действительности теория Духинского представляла собой лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции.

Основанием теории служит мысль, что великорусы - или, как называет их Духинский, "москали" - не принадлежат к славянскому племени и даже к арийской расе, а составляют отрасль племени туранского, наравне с монголами, и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малорусам и белорусам, близким к полякам по своему происхождению. Самый язык, которым в настоящее время говорят "москали", есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковно-славянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство "туранства" великорусов Духинский приводит автократическую форму правления ("царат"), несвойственную, будто бы, арийским племенам, существование у них "коммунизма", тогда как арийцев отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великорусов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни.

Естественная, по Духинскому, граница туранского племени - Днепр, Двина и "речки Финляндии". Интерес арийской Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малорусов и белорусов и послужило бы для Западной Европы оплотом от туранского могущества москалей. Учение Духинского, соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об "избранничестве" польского народа, было принято большинством польской интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать свое настоящее мнение. В русской литературе теория Духинского встретила наиболее серьезную критику в статьях Н.И. Костомарова ("Основа", 1861, № 2, "Ответ на выходки газеты "Czas" и журнала "Revue Contemporaine", и № 10, "Правда полякам о Руси").

Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков. В 1886 г. И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, издал в Кракове брошюру ("Z powodu jubileuszu profesora Duchinskiego"), в которой отрицал за теорией Духинского всякое научное значение и признавал празднование юбилея Духинского "юбилеем хронического патриотического заблуждения". Русский пересказ этой брошюры, с несколькими добавочными замечаниями, сделан А.Н. Пыпиным в статье его. "Тенденциозная этнография" ("Вестник Европы", 1887, № 1). Главные труды Духинского. "Zasady dziejow Polski i inhych krajow slowianskich" (П., 1858 - 1861). "Polacy w Turcyi" (Л., 1858). "Tresc lekcyi historyi polskiej wykladanych w Paryzu" (П., 1860).

"Pologne et Ruthenie. Origines slaves" (П., 1861). "Dopelnienie do trzech czesci zasad dziejow etc." (П., 1863). "Necessite des reformes dans l'exposition de l'histoire des peuples Aryas-Europeens et Tourans" (П., 1864). "Peuples Aryas et Tourans, agriculteurs et nomades" (1864). В. М-н..

Значения в других словарях
Дурова Надежда Андреевна

Дурова, Надежда Андреевна - известная "кавалерист-девица" и писательница. Родилась в 1783 г. Провела детство и юность в военной обстановке (отец ее был кавалерийский офицер), с малых лет обнаруживала неженские наклонности и ярко выраженное призвание к военному ремеслу. В самой наружности ее мало было женственного. В 1801 г. Дурова вышла замуж за заседателя сарапульского нижнего земского суда, В.С. Чернова. В 1803 г. Стала матерью, но вскоре разошлась с мужем, который взял к себе ребенка. Сошедши..

Дуровы

Дуровы - русские дворянские роды. Первый из них происходит от новгородца Дементия Ивановича Дурова, переведенного из Новгорода в Московскую область в 1478 г. Фока Дуров участвовал в избрании на царство Михаила Феодоровича . Этот род внесен в VI и II части родословных книг Киевской, Курской и Тульской губерний. Другой род Дуровых происходит от Александра Степановича Дурова, бывшего думным дьяком при царе Алексее Михайловиче , и внесен в VI часть родословной книги Владимирской губернии. Один род Д..

Духовские

Духовские - польские и русские дворянские роды. Польский род Духовских, герба Сас, происходит от чашника смоленского Григория Духовского (умер в 1698 г.). Его потомки были греко-униатскими священниками. Этот род внесен в VI часть родословной книги Киевской губернии. Русские роды Духовских позднейшего происхождения.. ..

Духовской Михаил Васильевич

Духовской, Михаил Васильевич - криминалист и общественный деятель (1849 - 1903). Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету, затем слушал уголовное право в Гейдельберге и Галле. Назначенный приват-доцентом демидовского лицея по уголовному праву, он в своей вступительной лекции (напечатанной в "Временнике Юридического Лицея" за 1873 г. Под названием "Задачи науки уголовного права") высказал смелые и новые для того времени мысли. "Я считаю, - говорил он, - положительно невер..

Дополнительный поиск Духинский Франциск Духинский Франциск

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духинский Франциск" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духинский Франциск, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа