Самарин Юрий Федорович

112

Самарин (Юрий Федорович, 1819 - 1876) - известный писатель и общественный деятель, родился в богатой и родовитой дворянской семье. Окончил курс в Московском университете по философскому факультету. Большие связи в высшем свете, отличное светское образование обеспечивали ему блестящую служебную карьеру, но она его не привлекала. Первоначально он увлекался Гегелем и пытался примирить с ним православие. Затем, под влиянием Хомякова , примкнул к славянофильскому направлению и стал одним из талантливейших его представителей. Богословские воззрения Хомякова С. Воспринял всецело и пытался проводить их в замечательной диссертации о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче , которую он в 1844 году защищал в Московском университете.

В Яворском и Прокоповиче С. Усматривал представителей двух начал - антипротестантского (момент единства) и антикатолического (момент свободы), которые соединены в православной церкви. Вследствие резких нападок на церковные преобразования XVIII века, в печати могла тогда появиться лишь третья, наименее значительная часть диссертации, под заглавием. "Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники" (Москва, 1844). В 1844 году С. Поступил на службу, был секретарем 1-го департамента Сената, потом перешел в Министерство внутренних дел и в 1847 году отправился в Ригу делопроизводителем комиссии, которой поручено было обревизовать тамошнее городское управление. Изучив все городские архивы, С. Написал историю г.

Риги ("Общественное устройство г. Риги", Санкт-Петербург, 1852), изданную в ограниченном количестве экземпляров. Тогда же С. Состоял при рижском генерал-губернаторе Е.А. Головине (IX, 70). Слухи о насильственном присоединении к православию эстов и латышей и о возбуждении их православным духовенством против помещиков побудили его написать в 1849 году "Письма из Риги", в которых обсуждалось отношение к России прибалтийских немцев. Письма эти, получившие распространение в рукописи, вызвали неудовольствие влиятельных сфер. С. Был привлечен к ответственности по обвинению в разглашении служебных тайн. Благодаря личному вмешательству в дело императора Николая I , который призывал к себе С. Для объяснений, дело кончилось для С.

10-дневным арестом в крепости и переводом на службу в Симбирскую губернию. Разъяснение положения дел в Прибалтийском крае и его отношений к России и позже занимало С. И вызвало целый ряд исследований, напечатанных им за границей под заглавием. "Окраины России" (5 вып., Берлин, 1868 - 76). В числе их имеются и ценные исторические исследования, например, очерк крестьянского вопроса в Лифляндии, но главным образом они посвящены задачам русской политики на окраинах. Уже в своих "Письмах из Риги" С. Указывал, что задачи эти заключаются в поднятии и укреплении тех общественных элементов, которые дружественно расположены к основному населению государства - а такими элементами в Прибалтийском крае являются латыши и эсты, которые должны быть освобождены от немецкого влияния.

В конце 1849 года С. Был назначен правителем канцелярии киевского генерал-губернатора Д.Г. Бибикова , которому много содействовал в выработке инвентарей. В 1853 году С. Вышел в отставку и подолгу жил в деревне, изучая быт и хозяйственное положение крестьян и все более и более убеждаясь в необходимости отмены крепостного права. Вместе с тем он приступил к изучению истории освобождения крестьян в Западной Европе, преимущественно в Пруссии. В результате получилось обширное сочинение, которое в сокращенном виде напечатано было в журнале "Сельское благоустройство". С 1856 года С. Был деятельным сотрудником "Русской Беседы". Когда поднят был вопрос об упразднении крепостного права, С. Был назначен членом от правительства в самарском губернском комитете.

В 1859 году он был приглашен к участию в трудах редакционных комиссий, где работал в административном и хозяйственном отделениях, представляя, вместе с кн. В.А. Черкасским и некоторыми другими, славянофильское воззрение на народный быт. Деятельное участие принимал С. И в реформах, проведенных Н.А. Милютиным , в 1864 году, в Царстве Польском. Это был, впрочем, мимолетный эпизод в жизни С., которая со времени великих реформ главным образом была посвящена деятельности общественной. Первые три года по освобождении крестьян он был членом губернского присутствия по крестьянским делам в Самаре. С введением земского и городского самоуправления труды С. Разделялись между народными школами, которыми он усердно занимался у себя в деревне, и занятиями по земским и городским делам в Москве.

Не будучи реформатором, который желал бы подчинить течение жизни какому-либо отвлеченному принципу, С. Был по выражению А.Д. Градовского , "человеком реформы", т. Е. Горячим защитником того, что приобретено русским обществом с 1861 года. Требуя для России самобытного развития, он боялся ломки народного быта, преждевременного искажения его коренных начал, но в то же время всеми силами защищал те нововведения, которые вносили свет в русское общество, хотя бы основная их мысль и была заимствована из-за границы. "Неисправимый славянофил" (по его собственным словам), С. Высоко ценил западную цивилизацию. В земском самоуправлении, в зачатках свободного печатного слова, в новом суде он видел условия, способные поднять наш народный дух, сообщить нашей государственной и общественной жизни более национальный характер.

Вот почему он восставал против наших "охранителей", поставивших себе целью запугать правительство и подвигнуть его на ломку всего, созданного в эпоху великих реформ. С уничтожающей иронией осмеял он этих "охранителей" в своем ответе (изд. За границей в 1875 году) генералу Фадееву , автору книги "Чем нам быть", доказывая, что мнимое "охранение" желает идти путем чисто революционной ломки во имя отвлеченного принципа. Этот ответ является одним из замечательнейших полемических сочинений в русской литературе. С еще большим блеском полемический талант С. Сказался в письмах о иезуитах, появившихся в 1865 году сначала в "Дне", потом отдельной книгой и выдержавших два издания ("Иезуиты и их отношения к России", 2 изд., Санкт-Петербург, 1868.

Есть польский перевод). По глубине анализа и силе негодующего чувства письма С. Могут быть сравниваемы с "Провинциальными письмами" Паскаля. С. Разбирает систему авторитетного иезуита-казуиста Бузенбаума, сравнительно умеренного в своих выводах, и на частных правилах иезуитской нравственности выясняет всю ее безнравственность. Вызван был этот трактат С. Письмом русского иезуита Мартынова, который, по поводу приезда в Петербург иезуита-проповедника, выступил с защитой своего ордена и вызывал на полемику. Когда перчатку поднял С., иезуиты предпочли воздержаться от дальнейшей полемики. По словам К.Д. Кавелина , "ни огромные знания, ни замечательный ум, ни заслуги, ни великий писательский талант не выдвинули бы так вперед замечательную личность С., если бы к ним не присоединились два несравненных и у нас, к сожалению, очень редких качества.

Непреклонное убеждение и цельный нравственный характер, не допускавший никаких сделок с совестью, чего бы это ни стоило и чем бы это ни грозило". Чуждый властолюбия и честолюбия, С. Отличался широкой терпимостью к чужим мнениям. Чувства дружбы соединяли этого бойца славянофильской идеи с К.Д. Кавелиным, ветераном западничества, с которым он расходился и по вопросам чисто теоретическим (возражения С. На "Задачи психологии" Кавелина). Возвышенным характером С. Объясняется и громадный авторитет, каким он пользовался во всех слоях общества, что особенно ярко сказалось в начале 1870-х годов, при обсуждении в земских собраниях податной реформы. Земства многих губерний обращались по этому вопросу за советами к С. В качестве председателя комиссии, избранной московским земством для обсуждения податного вопроса, С.

Составил подробный, тщательно разработанный проект податной реформы в смысле уравнения всех сословий. В связи с этой работой С. Стоит его статья о финансовых реформах в Пруссии в начале XIX столетия (в "Сборнике государственных знаний" Безобразова , т. VI). "Сочинения" С. (т. I - X, Москва, 1877 - 96) издаются его братом Д. Ф. С. Ср. Некролог С., писанный Кавелиным ("Вестник Европы", 1876, № 4). Градовский "Трудные годы" (Санкт-Петербург, 1880). "В память Ю. Ф. С." (Санкт-Петербург, 1876). Колубовский "Материалы для истории философии в России" ("Вопросы философии и психологии", 1891, № 2 - библиографический обзор сочинений С. И о С.)..

Значения в других словарях
Самарин Иван Васильевич

Самарин (Иван Васильевич, 1817 - 1885) - знаменитый артист Московского драматического театра. Сын крепостного, учился в Московском театральном училище, где на него обратил внимание преподаватель драматического искусства, знаменитый актер М.С. Щепкин . В 1832 году С. Был допущен к дебюту и сразу сделался любимцем московской публики, но продолжал усердно работать под руководством Щепкина. Выполняя иногда самые ходульные роли в наводнивших тогда нашу сцену переводных мелодрамах, С. Всегда оставался..

Самарин Николай Федорович

Самарин (Николай Федорович, 1829 - 1892) - общественный деятель, брат предыдущего. Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету, служил на Кавказе, потом был чиновником особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода. Когда было обнародовано положение об освобождении крестьян, С. Оставил службу, сулившую ему блестящую будущность, и сделался мировым посредником Богородского уезда (Московской губернии). Собственных своих крестьян он наделил несравненно большим количество..

Самарины

Самарины - дворянский род, ведущий свое происхождение от Квашниных-Самариных. Происхождение это оспаривалось в конце XVII века представителями рода Квашниных , но официально признано в конце прошлого столетия. Ефим Иванович С. Составил дозорные книги по Зарайску (1655). Михаил Михайлович С. (умер около 1719 года) был одним из первых сенаторов. Правнук его, Федор Васильевич (1784 - 1853), был шталмейстером. Его старшим сыном был Юрий Федорович С. Род С. Внесен в VI часть родословных книг Московск..

Самарянов Василий Алексеевич

Самарянов (Василий Алексеевич, 1822 - 1896) - областной историк. По окончании курса в костромской семинарии, С. Был столоначальником сначала костромской консистории, потом рязанской и занимался исследованием местной старины. Главные его труды. "Город Галич Костромской губернии в начале XVII века" (1880). "Материалы для отечественной истории начала XVII века" (Кострома, 1882), "Памяти Ивана Сусанина" (1882), "Стефан Яворский, митрополит. Рязанский и муромский" (Рязань, 1895) и ряд статей в издани..

Дополнительный поиск Самарин Юрий Федорович Самарин Юрий Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самарин Юрий Федорович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самарин Юрий Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 22 символа