Александр II (часть 1, I-VI)

146

—Император Всероссийский, старший сын Великого Князя —впоследствии Императора &mdash. Николая Павловича и Великой КнягиниАлександры Феодоровны. Родился в Москве 17-го апреля 1818 г.;объявлен Наследником престола 12-го декабря 1825 г. Пожаловантитулом Цесаревича 30-го августа 1831 г. 16-го апреля 1841 г. —сочетался браком с принцессойМаксимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-МариейГессен-Дармштадтской, нареченной во св. Миропомазании Великой КняжнойМарией Александровной, родившейся 27-го июля 1824 г., скончавшейся22-го мая 1880 г. Вступил на престол 19-го февраля 1855 г.;коронован 26-го августа 1856 г. Имел детей. Великую КняжнуАлександру Александровну, родившуюся 18 августа 1842 г., скончавшуюся16 июня 1849 г.

Цесаревича Николая Александровича, родившегося 8-госентября 1843 г., скончавшегося 12 апреля 1865 г. Цесаревича —ныне благополучно царствующего Государя Императора &mdash. АлександраАлександровича, род. 26-го февраля 1845 г. Великих Князей. ВладимираАлександровича, род. 10-го апреля 1847 г. Алексея Александровича,род. 2 января 1850 г. Великую Княжну Марию Александровну, род. 5октября 1853 г. Великих Князей. Сергея Александровича, род. 29апреля 1857 г., и Павла Александровича, род. 21-го сентября 1860 г.Скончался 1-го марта 1881 года.ЧАСТЬПЕРВАЯ. ВеликийКнязь,Наследник и Цесаревич Александр Николаевич(1818—1855).?.Детство(1818—1826).КолыбельюИмператора Александра II была Москва &mdash. Колыбель русскогоцарства.

В среду, на Пасхе, 17-го апреля 1818 года, в исходе 11-гочаса утра, в архиерейском доме, что при Чудовом монастыре —ныне Николаевский дворец, &mdash. Великая Княгиня АлександраФеодоровна разрешилась от бремени сыном-первенцем, нареченнымАлександром. В собственноручных ее "Воспоминаниях". Находимследующий рассказ об этом событии. "В 11 часов я услыхала первыйкрик моего первого ребенка. Ники целовал меня, заливаясь слезами, ивместе мы возблагодарили Бога, не зная даровал ли Он нам сына илидочь, когда матушка (Императрица Мария Феодоровна), подойдя к нам,сказала. Это сын. Счастье наше удвоилось, а впрочем, я помню, чтопочувствовала что-то строгое и меланхолическое при мысли, что этомаленькое существо призвано стать Императором!".

201 пушечныйвыстрел возвестил первопрестольной столице о рождении Великого Князя.На другой день было отслужено торжественное благодарственноемолебствие в Успенском соборе, в присутствии Двора, высших военных игражданских чинов.Воисполнение обета Великий Князь Николай Павлович соорудил придел воимя св. Александра Невского в церкви Нового Иерусалима. "Это, —писал он архиепископу московскому Августину, &mdash. Смиренноеприношение счастливого отца, поверяющего Отцу Всемогущему своедрагоценнейшее благо. Участь жены и сына. Пускай пред алтарем,воздвигнутым благодарностью отца, приносятся молитвы и о матери, и осыне, да продлит Всемогущий их жизнь, для собственного их счастья, наслужбу Государю, на честь и пользу отечеству".Вдохновеннымистихами приветствовал Жуковский рождение царственного отрока впослании к августейшей его матери:ПрекрасноеРоссия упованьеТебев твоем младенце отдает.Тебеего младенческие лета!Отих пелен, ко входу в бури света,Пускайтебе во след он перейдет,Сдушой, на все прекрасное готовой;Наставленный:достойным счастья быть,Великоес величием сносить,Нетрепетать, встречая рок суровый,Ибыть в делах времен своих красой.Летапройдут, подвижник молодой,Откинувшимладенчества забавы,Онполетит в путь опыта и славы...Давстретит он обильный честью век,Даславного участник славный будет,Дана чреде высокой не забудетСвятейшегоиз званий.

Человек!Житьдля веков в величии народном,Дляблага всех —свое позабывать,Лишьв голосе отечества свободномСсмирением дела свои читать:Вотправила царей великих внуку!ЖизньАлександра II была исполнением вещего пророчества поэта, призванногостать его наставником.Вдень рождения племянника Император Александр Павлович находился вВаршаве, для открытия первого сейма восстановленного им ЦарстваПольского. Известие о радостном событии получил он на пути в Одессу иКрым, 27-го апреля, в местечке Бельцах Бессарабской области, и тотчасже назначил новорожденного Великого Князя шефом лейб-гвардиигусарского полка.Таинствосв. Крещения совершено над Александром Николаевичем в Москве, вцеркви Чудова монастыря, 5-го мая, в присутствии Императриц:Елисаветы Алексеевны и Марий Феодоровны, духовником их императорскихвеличеств, протопресвитером Криницким.

Восприемниками были. ИмператорАлександр Павловичу Императрица Мария Феодоровна и дед новорожденногосо стороны матери, Фридрих-Вильгельм III, король прусский. Младенцавнесла во храм статс-дама графиня Ливен. По сторонам ее шли,поддерживая подушку, главнокомандующий Москвы генерал от кавалерииТормасов и действительный тайный советник князь Юсупов. По окончанииобряда, во время пения ТебеБога хвалим,произведен салют в 201 выстрел из пушек, поставленных в Кремле, уАлексеевского монастыря, при колокольном звоне всех церквеймосковских. Божественную литургию совершал архиепископ Августин. Кпричастию подносила новорожденного августейшая восприемница, послечего, возложив на него поднесенные обер-камергером Нарышкиным знакиордена св.

Андрея Первозванного, ее величество, следуя примеру материПетра Великого, положила младенца в раку, где почивают нетленные мощисв. Алексия, митрополита московского. В тот же день, в покояхвдовствующей Императрицы, был обеденный стол для высшего духовенства,статс-дам и особ первых трех классов, а вечером по всей Москвезажглась блестящая иллюминация.Припервом известии о рождении первородного внука король прусскийпожаловал ему орден Черного Орла, знаки коего были доставлены вМоскву ко дню крещения, а вскоре и сам король решился отправиться вРоссию, чтобы порадоваться на семейное счастье любимой дочери. 1-гоиюня прибыл в Москву из путешествия по Южной России ИмператорАлександр I, а вслед за ним, 3-го числа того же месяца, приехал иФридрих-Вильгельм III, в сопровождении двух сыновей.

Наследногопринца и принца Карла. К концу июня Двор возвратился в Петербург.Царственныйребенок зимой жил с августейшими родителями в Аничковом дворце. Летоже обыкновенно проводил с ними в Павловске, у Императрицы МарииФеодоровны, которая с любовью наблюдала за его первоначальнымвоспитанием и руководила выбором наставниц. Под главным наблюдениемЮ. Ф. Барановой, дочери близкого друга вдовствующей Императрицы,начальницы воспитательного общества благородных девиц Ю. Ф.Адлерберг, сын которой состоял в должности адъютанта при ВеликомКнязе Николае Павловиче, младенец был вверен уходу надзирательницы Н.В. Тауберт и бонн-англичанок А. А. Кристи, М. В. Касовской и Е. И.Кристи. На попечение бабушки оставляла молодая чета своего сына вовремя двух поездок за границу, предпринятых для поправления здоровьяВеликой Княгини Александры Феодоровны, с сентября 1820 года по август1821 года и осенью 1824 года.Летом1824 года, когда Александру Николаевичу минуло шесть лет, началосьего военное воспитание, под руководством достойного и опытногонаставника, всей душой преданного своему делу.

Выбор Великого КнязяНиколая остановился на лично известном его высочеству ротномкомандире состоявшей в его заведовании вновь образованной школыгвардейских подпрапорщиков, капитане Мердере, храбром боевом офицере,израненном в походах 1805 и 1807 годов и бывшем в продолжение многихлет дежурным офицером в 1-м кадетском корпусе. 8-го июля, на параде вКрасном Селе, высоко ценивший педагогические способности МердераНиколай Павлович испросил разрешение Государя на назначение еговоспитателем к сыну, а на другой день Мердер уже сопровождалцарственного питомца на маневрах гвардейского корпуса. Встретясь сним, Император Александр I воскликнул. "Здравствуй, брат Мердер!Ты со своим молодцом тоже здесь. Он, я думаю, охотник до всеговоенного".

Действительно, уже в пору раннего детства, военныеигры были любимой забавой Александра Николаевича.Спервых дней Мердер вполне оправдал ожидания и доверие Великого КнязяНиколая, который писал ему из Берлина в сентябре 1824 года. "Добрыевести о сыне моем меня душевно радуют, и я молю Бога, дабы укрепилего во всем добром. Продолжайте с тем же усердием, с которым выначали новую свою должность, утвердите и оправдайте мое о вас мнение.Мне весьма приятно слышать, сколь матушка довольна успехамиАлександра Николаевича и вашим с ним обхождением". 17-го апреля1825 года, в седьмую годовщину своего рождения, Великий Князьпроизведен в чин корнета с зачислением в л.-гв. Гусарский полк.Повоцарении Императора Николая I манифестом 12-го декабря 1825 годаАлександр Николаевич провозглашен Наследником всероссийскогоПрестола.

Объявили о том семилетнему ребенку утром 13-го декабря, сзапрещением, впрочем, впредь до предполагавшегося на следующий деньобнародования манифеста, рассказывать кому-либо. Ребенок многоплакал. 14-го декабря, когда мятежные полки столпились уже насенатской площади, флигель-адъютант Кавелин получил от Государяприказание перевезти Наследника из Аничкова в Зимний дворец. Онзастал его за раскрашиванием литографической картинки, изображавшейпереход Александра Македонского через Граник, посадил в извозчичьюкарету и, в сопровождении Мердера, подвез к крыльцу Зимнего дворца,со стороны набережной. На "маленького Сашу". (le petitSascha) &mdash. Так звали Александра Николаевича в императорскойсемье &mdash. В первый раз в жизни надели Андреевскую ленту и отвелиего в голубую гостиную, где находились обе Императрицы.

Повозвращении Государя с площади во дворец он пожелал вывестиНаследника к построенному на дворе гвардейскому Саперному батальону.Камердинер вдовствующей Императрицы, Гримм, снес его на руках повнутренней лестнице, а Император, обратясь к саперам, просил ихполюбить сына, как сам он любит их. Потом передал его на рукинаходившимся в строю георгиевским кавалерам, приказав первомучеловеку от каждой роты подойти его поцеловать. Саперы с кликамирадости и восторга прильнули к рукам и ногам Наследника.Обстоятельство это занесено в формулярный список его высочества вследующих выражениях. "1825 года, декабря 14, во времявозникшего в С.-Петербурге бунта, когда Государь Император,начальствуя лично л.-гв. Преображенским и Конным полками, рассеялсобравшихся на Петровской площади злоумышленников и затем с прочимивойсками лейб-гвардии, пребывшими верными долгу и присяге, занялокрестности Зимнего дворца &mdash.

Находился при Особе его величествана большом дворцовом дворе, который был тогда занят л.-гв. Сапернымбатальоном". В тот же день Император повелел сохранитьНаследнику навсегда на мундире л.-гв. Гусарского полка вензелевоеизображение имени Императора Александра ?, пять дней спустя, 19-годекабря, назначил его шефом л.-гв. Павловского полка, а 30-го того жемесяца &mdash. Канцлером Александровского университета в Финляндии.Первуюполовину лета 1826 года Александр Николаевич провел с двумя сестрами,Великими Княжнами Марией и Ольгой, в Царском Селе. Весь придворныйштат его состоял лишь из воспитателя, капитана Мердера, инадзирателя, уроженца французской Швейцарии Жилля. Отсутствие всякойпышности и этикета в обстановке Наследника крайне удивилочрезвычайного французского посла, маршала Мармона, по сравнению смногочисленным двором и чопорной торжественностью, с колыбелиокружавшими малютку-герцога Бордоского.

Но едва ли не больше поразилего ответ Императора Николая на просьбу представиться Наследнику."Вы, значит, хотите вскружить ему голову, &mdash. СказалГосударь. &mdash. Какой прекрасный повод к тому, чтобы возгордитьсяэтому мальчугану, если бы стал выражать ему почтение генерал,командовавший армиями. Я тронут вашим желанием его видеть, и выбудете иметь возможность удовлетворить его, когда поедете в ЦарскоеСело. Там вы встретитесь с моими детьми. Вы посмотрите на них ипоговорите с ними. Но церемониальное представление было бынепристойностью. Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чемсделать из него Государя". Герцог Рагузский не замедлилотправиться в Царское Село, где в парке увидел сына и двух старшихдочерей Императора.

Про Наследника он говорит в своих "Записках":"Его решительность меня прельстила. Он управлял небольшой лодкойна речке, протекающей по парку, и когда один из сопровождавших меняофицеров попросил перевезти его чрез речку на этой лодке, последняя,при быстром входе в нее офицера, пошатнулась настолько, что в неевтекла вода. Другой ребенок этого возраста непременно бы вскрикнул.Он же не выказал ни малейшего смущения и схватил сначала багор, чтобыоттолкнуть лодку от берега, потом весла, чтобы грести. При этом онпроявил замечательную уверенность в себе и хладнокровие".10-гоиюля Александр Николаевич, предшествуя августейшим родителям,отправился из Царского Села в Москву, где имело совершитьсякоронование Императора Николая.

Сопровождали его, кроме воспитателяМердера, гувернер Жилль и учитель рисования, живописец Зауервейд.Великий Князь и его спутники останавливались в городах по пути дляобеда и ночлега, и пользовались тем для ознакомления с ихдостопримечательностями. В Новгороде осматривали они Софийский соборс его древностями, дом Марфы Посадницы, мост, строившийся черезВолхов. В Вышнем Волочке &mdash. Шлюзы каналов. В Торжке Наследникнакупил для подарков родным своим и знакомым местных произведений:парчовых и шитых серебром и золотом поясков, сапог, башмаков. В Твериполюбовались они Волгой и на седьмой день приблизились к Москве.Всюду народ восторженными кликами приветствовал Наследника, густымимассами толпясь у его экипажа.

Не доезжая двух верст до Петровскогодворца, навстречу ему выехала Императрица Мария Феодоровна. Радостьего при свидании с нежно любимой бабушкой, по словам очевидца,"превосходила всякое описание". В Петровском дворце ВеликийКнязь и его свита должны были ожидать прибытия в Москву Государя ицарствующей Императрицы.26-гоиюля состоялся торжественный въезд их величеств в Москву. Наследниксидел в карете с августейшей матерью, Императрицей АлександройФеодоровной, которая, проведя в Кремлевском дворце всего три дня,переехала с детьми на дачу графини А. А. Орловой-Чесменской —Нескучное, где оставалась три недели перед коронацией, отложеннойвследствие ее нездоровья. Библиотека Орловского дома &mdash.

НынеАлександрийский дворец &mdash. Служила учебной комнатой АлександруНиколаевичу. Утро проводил он в ней в занятиях с учителями. Остальнаячасть дня посвящалась военным упражнениям, осмотрудостопримечательностей Москвы, прогулкам по загородным садам иокрестностям. Наследник прежде всего ознакомился с московскимисвятынями, посетил Кремлевские соборы, монастыри. Чудов, Донской иДанилов. Внимательно обозревал Оружейную палату, побывал и нанекоторых заводах и фабриках, участвовал в соколиной охоте. Верхомездил он на Воробьевы горы, в Останкино, в Архангельское и следил заманеврами, происходившими вокруг столицы. На большом параде 30-гоиюля появление его в свите Государя, на прекрасном коне, которым онуправлял с большой ловкостью, привлекли к нему всеобщее вниманиемноготысячной толпы зрителей.

Все взоры обратились на Великого Князя,все были в неизъяснимом восторге, в особенности, когда восьмилетнийребенок, на фланге лейб-гусарского полка, проскакав мимо Императора,ловко к нему подъехал и грациозным и уверенным движением остановилконя. Ветеран великой наполеоновской армии, маршал Мармон, ужелюбовавшийся на Наследника, когда тот, в пехотном строю, командовалвзводом гренадер, вдвое выше его ростом, не мог не выразить в этуминуту Государю своего удивления смелости и искусству молодогонаездника. "Вы, быть может, воображаете, &mdash. ОтветилИмператор Николай, &mdash. Что я испытываю чувство тревоги,беспокойства при виде столь дорогого мне ребенка в этом вихре, нопусть он лучше подвергается опасности, которая выработает в немхарактер и с малолетства приучит его стать чем следует, благодарясобственным усилиям".

"Вот что можно назвать прекраснымвоспитательным приемом, &mdash. Замечает герцог Рагузский, &mdash. Акогда он применяется к воспитанию человека, призванного стать воглаве великой империи, то должно ожидать наилучших последствий".22-гоавгуста происходило в Большом Успенском соборе венчание на царствоИмператора Николая и Императрицы Александры. В торжественном шествиииз Кремлевского дворца в собор Наследника вел за руку дядя его ипредставитель короля прусского, принц Карл. На царский обед вГрановитой палате он глядел из тайника, где накрыт был стол для всехчленов Императорской фамилии. Вечером Кремль и вся Москва осветилисьбесчисленными огнями. Наследник выехал в коляске с воспитателем,чтобы посмотреть иллюминацию.

"Едва показался он, —рассказывает Мердер в дневнике своем, &mdash. Раздалось радостное:ура!Народ толпой бросился к коляске. Власть полиции исчезла. Все уступаеттолпе радостного народа. Подобно морскому валу воздымающемуся, лезутдруг на друга. Падают, вскакивают, бегут, хватают за колеса, рессоры,постромки. Крики. Ура!АлександрНиколаевич,наш московский князь!Ура!Ура!Трогательная картина. Но далее ехать было трудно, из опасенияраздавить кого-нибудь из народа. Возвратились назад. С балконалюбовались Иваном Великим".Вблестящих балах и маскарадах, данных во дворце, в большом театре, вдворянском собрании, в домах русской знати и представителейиностранных дворов, Александр Николаевич не участвовал, ноприсутствовал на фейерверке и народном празднике.

30-го августаотпраздновал он свои именины в кругу сверстников, детей московскогогенерал-губернатора князя Д. В. Голицына, графов Виельгорского иТолстого, князя Гагарина, Пашкова и других, приглашенных на дачуграфини Орловой, в числе десяти мальчиков и десяти девочек. Пили чай,вечером в саду играли в зайцы, в комнатах &mdash. В другие игры.Именинник получил много подарков, и между прочим прекрасную верховуюарабскую лошадь от бабушки Императрицы Марии Феодоровны. В этот деньГосударь назначил его шефом польского 1-го конно-егерского полка.21-госентября Александр Николаевич, простясь с августейшими родителями,выехал из Москвы и 27-го того же месяца прибыл в Царское Село.II.План воспитания(1826—1828).Постояннойзаботой Императора Николая было дать Наследнику своего Престолавоспитание, вполне соответствующее его высокому призванию.

Тотчас повоцарении он избрал ему в наставники В. А. Жуковского.Поэтвесь отдался порученному ему великому делу. Летом 1826 года ониспросил себе продолжительный отпуск за границу, с двойной целью:поправить расстроенное здоровье и подготовиться к трудной иответственной обязанности руководителя умственным и нравственнымвоспитанием Наследника. После лечения водами в Эмсе Жуковскийпоселился на зиму в Дрездене, откуда писал племяннице А. П. Елагиной:"Работы у меня много, на руках моих важное дело. Мне не тольконадобно учить, но и самому учиться, так что не имею права ивозможности употреблять ни минуты на что-нибудь другое. По плануучения Великого Князя, мною сделанному, все лежит на мне. Все еголекции должны сходиться в моей, которая есть для всех пунктсоединения.

Другие учителя должны быть только дополнителями ирепетиторами. Можете из этого заключить, сколько мне нужноприготовиться, чтобы лекции могли идти без всякой остановки. С этойстороны болезнь моя есть для меня благодеяние. Она дала мне целыхшесть месяцев свободных, и я провел их, посвятив свои мысли однойглавной, около которой вся моя деятельность вертелась. И теперь, эторешено на весь остаток жизни. У меня в душе одна мысль, все остальноетолько в отношении к этой царствующей. Могу сказать, что настоящаяположительная моя деятельность считается с той минуты, в которую явошел в тот круг, в котором теперь заключен. Прежде моя жизнь былаdans le vague. Теперь я знаю, к чему ведет она".Теже чувства выражал Жуковский в письмах к Императрице АлександреФеодоровне.

"Мое положение &mdash. Истинно счастливое". —читаем в одном из них. "Я весь поглощен одной мыслию, она всюдуследует за мною, но не тревожит меня. Эта мысль, основанная на любви,оживляет мое существование. Всякое утро я просыпаюсь рано и приступаюк своей работе. По-видимому, она кажется сухой. Я составляюисторические таблицы, но она имеет для меня всю прелесть моих прежнихпоэтических работ. Весь мой день ей посвящен, и я прерываю ее толькодля приятной прогулки. Я почти никого не вижу и не желаю видеть. Янахожусь здесь (в Дрездене) не в качестве путешественника. Я долженздесь, как и в Петербурге, всецело принадлежать моему труду. Чего ямогу более желать. В настоящем &mdash. Занятие, наполняющее душу. Вбудущем &mdash.

Продолжение, в течение нескольких лет, того жезанятия, которое будет расширяться и разнообразиться по мере своегодвижения вперед. И какая цель в конце всего пройденного пути. Да, уменя не осталось уже ничего личного. Всякая добрая мысль при своемзарождении уже имеет свой особый интерес. Слава, долг, религия,любовь к отечеству, словом, все, что присуще духовной природечеловека, уже не останавливает на себе моего внимания исключительноради меня самого, но столько же ради того, в душе которого этивысокие мысли должны принести благодетельные плоды для человечества.Для меня явления истории, люди, составившие счастие или несчастиесвоего времени, не служат более простыми предметами любопытства. Но явижу в них уроки, которые могут быть преподаны, образцы, которыемогут быть предложены, опасности, которых следует избегать, и занятияутратили для меня свой определенный характер.

Они всегда могут иметьсвое полезное приложение. Я был бы совершенно счастлив, если бы мысльо моей неопытности не тревожила меня так часто. Эта неопытностьположительное зло, для которого непременно следует искать исхода, и,быть может, со временем я сам укажу на него".Плодомусиленных трудов и глубоких размышлений Жуковского был составленныйим к осени 1826 года и тогда же отправленный на утверждение Государяв Петербург "План учения". Доклад этот представляетвыработанную до мельчайших подробностей программу нравственноговоспитания и умственного развития вверенного поэту царственногопитомца.Цельювоспитания вообще и учения в особенности Жуковский провозглашаетобразование длядобродетели. Воспитаниедостигает этой цели развитием прирожденных добрых качеств,образованием из них характера нравственного, предохранением от зла,искоренением дурных побуждений и наклонностей.

Учение образует длядобродетели, знакомя питомца с тем, что окружает его, с тем, что онесть, с тем, чем он должен быть как существо нравственное, с тем, длячего он предназначен как существо бессмертное. Сообразно этимначалам, учение подразделяется на три периода. Отрочества, от восьмидо тринадцати лет, &mdash. Учение приготовительное. Юности, оттринадцати до восемнадцати, &mdash. Учение подробное, и первых летмолодости, от восемнадцати до двадцати лет, &mdash. Учениеприменительное.Первыйпериод Жуковский сравнивает с приготовлением к путешествию. Надо датьв руки питомцу компас&mdash. Подкоторым разумеется первоначальное развитие ума и сердца посредствомусвоения религиозных правил. Познакомить с картой&mdash. Сообщивему вкратце, но в последовательной связи, в ясной и полной системе,те знания, которые будут впоследствии преподаваться в подробностях;снабдить его орудиямидля приобретениясведений и для открытий в пути &mdash.

То есть обучить его языкам иразвить в нем природные дарования. Во втором периоде, питомецпредпринимает самое путешествие. Путеводный компас в руках. Картаизвестна. Дороги означены. Нет опасности заблудиться. Ум приготовлен;любопытство возбуждено. Во избежание смутности и беспорядка впонятиях, должно преподавать в отдельности науки, нужные питомцу какчлену просвещенного общества, и более подробно те, что нужны ему поего назначению. Под первыми разумеются науки антропологические,имеющие предметом человека:история, география &mdash. То есть этнография и статистика, —политика, философия. Под вторыми &mdash. Науки онтологические,имеющие предметом вещь:математика, естественная история, физическая география, технология ифизика.

Наконец, третий период &mdash. Окончание путешествия.Сведения собраны. Остается их обозреть, привести в порядок иопределить, какое должно быть сделано из них употребление. В этомпериоде задача наставника &mdash. Возбудить самодеятельность впитомце, который, не занимаясь никакой наукой отдельно, самсоставляет себе коренные правила жизни, как произведение того, чтодало ему воспитание и учение. Пособием служит ему чтение классическихкниг, преимущественно тех, кои знакомят его с его высоким назначениеми страной, которой он должен посвятить жизнь свою. Жуковскийследующим образом формулирует самостоятельные занятия третьего ипоследнего периода, как конечного вывода двух предшествующих. 1)обозрение знаний, приобретенных во втором периоде.

2) взгляд наместо, занимаемое человеком в обществе, и на обязанности, с нимсоединенные. 3) отчет в самом себе, перед самим собой, и утверждениев правилах добродетели. 4) идеал человека вообще и государя вособенности.Окинуводним взором всю совокупность учения, наставник останавливается напервом его периоде, программу которого излагает подробно. Главная егозабота &mdash. Избежать в преподавании путаницы и беспорядка, строгопридерживаясь установленной системы и постепенно переходя от легкогок трудному. Предметы учения он разделяет на четыре разряда.Кпервому разряду относятся. Практическая логика &mdash. Дляобразования ума, и начала христианской нравственности &mdash. Дляобразования сердца. Параллельно упражняется ум &mdash.

Усвоениемначальных понятий геометрии, счета, русской грамматики. Развиваетсясердце &mdash. Ознакомлением с главными фактами священной истории иизвлечением из них нравственных правил, основанных на ученииСпасителя.Вовтором разряде программа расширяется. На вопрос. Где я и что меняокружает. Дают ответ естественные науки. География математическая ифизическая, общие понятия о минералогии, геологии, ботанике изоологии. Отсюда естественный переход к человеку, и сам собойразумеется второй вопрос. Что я. Объясняют человека в самом себеобщие понятия о строении человеческого тела, в смысле физическом, иобщие понятия психологии, в смысле нравственном. Отношения человека кокружающей его природе определяет технология. Отношения его кчеловеку и к обществу &mdash.

Естественное право, история, географияи статистика. Третий вопрос. Чем я быть должен. Ответом служит моралькак выражение нравственности частной, обязанностей человека предсамим собой, и политика как выражение общественной нравственности,обязанностей его пред обществом. Четвертый вопрос. К чему япредназначен. Разъясняют метафизика как учение о человеке, существедуховном и бессмертном, и Богопознание, обнимающее религиюестественную и откровенную.Особенноевнимание обращает Жуковский на методу преподавания, высказываясь впользу формы разговорной, возбуждающей самодеятельность ученика, снаблюдением постепенности, сохранением меры, всяческим облегчениемтруда, достигаемых занимательностью изложения. Жуковский настаиваетна способах к утверждению в памяти питомца преподанных ему знанийчерез методическое разделение предметов, соединение чувственного сумственным посредством рисунков, картин, таблиц и частое повторение;окружение ученика предметами, беспрестанно напоминающими ему и всвободное время о том, что занимало его в часы учения.

Соединение сглавной учебной целью изучения языков и самых игр, как-то. Волшебногофонаря, фантасмагории, панорамы.Третийразряд составляет обучение иностранным языкам. Французскому,немецкому, английскому и польскому, посредством правильногопроизношения, практического приобретения навыка говорить и понимать,что говорят, и легких упражнений в слоге. К четвертому разрядуотносится развитие природных дарований, преподавание рисования имузыки, гимнастика, ручная работа и чтение. С рисованием Жуковскийсоединяет знакомство с главными основаниями архитектуры, а такжеиллюстрацию прочих учебных предметов. О гимнастике он говорит, чтоцель гимнастических упражнений есть не одно развитие и укрепление силтелесных, но в то же время и дарование мужества и способов владетьсобой во всех обстоятельствах жизни, и потому эта важная частьвоспитания требует методического плана, как и все другие.

Он замечаетпо этому поводу. "Великий Князь не должен ничего делать безправил. Каждый предмет его учения должен беспрестанно напоминать ему,что во всем главное есть правило". Для упражнения в ручнойработе, наставник предлагает токарное и столярное мастерства и дажеигрушечное кораблестроение. Важное значение придает он выбору книгдля чтения, полагая, что чтение должно идти рядом с учением. "Надобночитать мало, в порядке, одно полезное. Нет ничего вреднее привычкичитать все, что ни попадет в руки. Это приводит в беспорядок идеи ипортит вкус. Для детей множество написано книг. Есть много хорошегона немецком, английском и французском языках, но почти нет ничего нарусском. Почитаю необходимым сделать строгий выбор из сего множестваматериалов.

Многое перевестина русский,нужное написатьпо-русски, всепривести в порядок, сообразуясь с планом учения и, таким образом,составить избранную библиотеку детского чтения для первого периода".По мысли Жуковского библиотека эта должна была состоять из трехотделений. Первое &mdash. Содержащее весь учебный курс, лекции в ихсвязи с картами, рисунками, таблицами. Второе &mdash. Чтениеприятное, т. Е. Собрание таких сочинений, которые занимали бы ум,говорили бы воображению, оживляли бы нравственное чувство иобразовали бы вкус, и третье &mdash. Чтение наставительное, книги,соответствующие по содержанию воспитательным целям и соображенные спланом и предметами преподавания.Жуковскийтщательно распределял по часам занятия в учебные и в неучебные дни,разумея под последними дни воскресные и праздничные, дни рождения иименин Государя, обеих Императриц и самого Наследника, первые четыредня Пасхи и Святки, от Рождества до Нового года.

Сверх того, ежегоднополагались летние вакации, с половины июня по 1-е августа. Попредначертанию наставника вакационное время имело быть посвященопрактическому изучению военного искусства.ВасилийАндреевич вполне понимал необходимость для будущего Государя Россииосвоиться с ратным делом, но его тревожило опасение, как бы слишкомраннее участие в парадах и смотрах не отразилось неблагоприятно наумственном и нравственном развитии царственного питомца. Мысли своипо этому важному вопросу он со смелой и прямодушной откровенностьювыразил Императрице, по поводу появления Наследника верхом на военныхторжествах в Москве, во время коронации. "Эпизод этот,Государыня, &mdash. Писал он ей, &mdash. Совершенно излишний впрекрасной поэме, над которой мы трудимся.

Ради Бога, чтобы в будущемне было подобных сцен. Конечно, зрители должны были восхититьсяпоявлением прелестного младенца. Но какое же ощущение произвелоподобное явление на его разум. Не понуждают ли его этим выйтипреждевременно из круга детства. Не подвергается ли он опасностипочитать себя уже человеком. Все равно если бы осьмилетнюю девочкустали обучать всем хитростям кокетства. К тому же эти воинственныеигрушки не испортят ли в нем того, что должно быть первым егоназначением. Должен ли он быть только воином, действовать единственнов сжатом горизонте генерала. Когда же будут у нас законодатели. Когдабудут смотреть с уважением на истинные нужды народа, на законы,просвещение, нравственность. Государыня, простите мои восклицания, нострасть к военному ремеслу стеснит его душу.

Он привыкнет видеть внароде только полк, в отечестве &mdash. Казарму. Не думайте,Государыня, что я говорю лишнее, восставая с таким жаром противнезначащего, по-видимому, события. Нет, Государыня, не лишнее!Никакие правила, проповедуемые учителями в классах, не могутуравняться в силе с впечатлениями ежедневной жизни".Собственныйвзгляд на военное образование Александра Николаевича Жуковскийизложил подробно в "Плане учения", повергнутом им навоззрение самого Государя. Он советовал подражать примеру ПетраВеликого, для которого потешный полк хотя и представлял забаву, нотакую, что создала Полтавского героя. Наставник предлагал образоватьподобный потешный полк или корпус из благовоспитанных детей, числомот 100 до 200, снабдив его всем, что входит в состав армии, но с тем,чтобы он оставался в сборе исключительно в вакационное время, то естьне более шести недель в году, от половины июня до конца июля.

Каждаявакация составляла бы полную кампанию, а каждая кампания имела быпредметом изучение какой-либо отдельной отрасли военного искусства.Так, первая кампания посвящена была бы фронтовой службе, вторая —полевым укреплениям, третья &mdash. Артиллерии и т. Д. Жуковскийпредполагал включить сюда со временем и навигацию, обративЦарскосельский пруд во "всемирный океан, на котором двемаленькие яхты могут в один день совершить путешествие вокруг света".Таким образом &mdash. Рассуждал он &mdash. Великий Князь, играя ипереходя все степени военного, от солдата до генерала, ознакомился бысо всеми требованиями службы, дойдя постепенно до высших военныхнаук. Тактики и стратегии, заняться которыми возможно с успехом неранее как по основательном изучении математики.

"Одно тольконеобходимое условие, &mdash. Настаивал Жуковский, &mdash. Чтобы сиивоенные наставительные игры принадлежали исключительно одной эпохегода и нисколько не вмешивались в остальное ученье, которое, впротивном случае, расстроят совершенно, ибо уничтожат внимание".Цельюэтих игр и упражнений наставник полагал не одно приобретение военныхсведений, но укрепление сил физических и нравственное образованиеученика. "Великому Князю, &mdash. Развивал он мысль свою, —должно быть не простым солдатом, а мужем, достойным Престола России.И здесь целью было бы не одно знание фрунта, механическиприобретаемое, но и деятельное пробуждение высоких человеческихкачеств &mdash. Смелости, терпения, расторопности, присутствия духа,осторожности, решительности, хладнокровия, словом, всего, чтосоставляет воина, в истинном, прекрасном знаменовании сего слова.Великий Князь был бы в толпе людей, имел бы товарищей, наравне сдругими нес бы тяжесть долга и службы.

Все это самым благоприятнымобразом могло бы действовать на его ум и сердце, развернуло бы в немвсе чистое, человеческое и укоренило бы его характер". Крайневажным представлялся Жуковскому выбор начальника этого потешногополка. "Он должен быть, &mdash. Говорил он, &mdash. Не простымзнатоком фрунта, привыкшим видеть в солдате одну машину, нопросвещенным знатоком военного дела, способным понимать, что вовласти его душа будущего повелителя миллионов, может бытьназначенного некогда стать перед русской армией и решить судьбынародов. Такой человек должен быть знаком не только с механическимиподробностями службы военной &mdash. Мелкими и разве потомупринадлежащими Государю, что он, как Петр Великий, не должен бытьчужд никаких подробностей, &mdash.

Но и с высоким назначением воина,которое он должен знать не из военного устава, но из всемирнойистории, из дел Аннибала, Юлия Кесаря, Густава-Адольфа, Фридриха.Скажу более. При выборе такового наставника надобно смотреть не наодни знания военные, но и вообще на просвещение и характернравственный, дабы, наставляя, он мог и воспламенять душу ко всемувеликому и героическому. Одним словом, сию часть воспитания ВеликогоКнязя почитаю одною из самых важных. Сим способом он может или бытьнавсегда испорчен, т. Е. Обращен в мелочного солдата, или бытьобразован для истинного героизма, для чести своего века, для твердогоблага России".Личныйсост.

Значения в других словарях
Александр I Павлович Благословенный

Император всероссийский. Р. 12 дек. 1777, † 19 ноября 1825 г.{Половцов}. ..

Александр II

— Император Всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и государыни императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17-го апреля 1818 г. Воспитателями его были генералы Мердер и Кавелин. Мердер обратил на себя внимание, как командир роты в учрежденной 18 августа 1823 г. Школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович, тогда еще великий князь, узнав про его педагогические способности, кроткий нрав и редкий ум, решился вверить ему воспитание своего сына. В эту важную должность М..

Александр II (часть 2, I-VII)

ЧАСТЬВТОРАЯ. ИмператорАлександр II(1855—1881).I.Война(1855).Высочайшийманифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцаренииего преемника. В этом первом акте своего царствования молодойГосударь принимал пред лицом Бога священный обет &mdash. Иметь всегдаединой целью благоденствие отечества, и заключал манифест следующимизнаменательными словами. "Да руководимые, покровительствуемыепризвавшим нас к сему великому служению Провидением, утвердим Россиюна высшей ступени могуще..

Александр II (часть 2, VIII-XII)

..

Дополнительный поиск Александр II (часть 1, I-VI) Александр II (часть 1, I-VI)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Александр II (часть 1, I-VI)" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Александр II (часть 1, I-VI), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 28 символа