Зиновий Отенский

82

— инок Отенского монастыря в 50 верстах от Новгорода, один из видных деятелей русской церкви. Скончался в 1568 году. Он был учеником и сотрудником известного исправителя богослужебных книг Максима Грека и отличался широким и просвещенным взглядом на вещи. По невежеству тогдашнего общества, Максим Грек и его деятельность были осуждены на соборе 1525 года, а ученики и сотрудники его заточены в монастыри, в числе последних был и инок Зиновий, сосланный в 1526 г. В Отенский монастырь, от которого получил свое прозвание и в котором подвизался более 40 лет. Последние годы своей жизни он посвятил литературной деятельности, отвечавшей прямым запросам тогдашней жизни. Он был писателем плодовитым, но не по числу написанных им произведений, а по объему его трудов и той видимой легкости, с какой давалась ему литературная работа.

После него остались выдающиеся для того времени образцы церковно-учительной и богословско-полемической литературы, главным образом против распространившейся тогда ереси Феодосия Косого, отрицавшего Святую Троицу, божество Иисуса Христа, предания церковные, почитание святых икон и проч. По запросу смущенных новым учением и не знавших, от Бога ли оно и как нужно веровать, чтобы спастись, Зиновий написал два сочинения. А) "Истины показание к вопросившим о новом учении". (против заблуждений Феодосия Косого доказательства бытия Божия, учение о Святой Троице, о Сыне Божием, о почитании святых икон, о призывании святых и почитании мощей, защита церковной обрядности и иерархии, по вопросу о монашестве и монастырских имуществах (напечатано в "Православном Собеседнике".

За 1863—1864 гг.) и б) "Многословное послание на зломудрие Косого". (напечатано в "Чтен. Общ. Ист. И Др. Росс.". 1880 г., кн. 2). Кроме того, ему принадлежат "Похвальное слово на открытие мощей Новгородского святителя Никиты". (рукоп.) и "Слово на открытие мощей архиепископа Новгородского Ионы". (рукопись, напечатано в исследовании Калугина). Все сочинения написаны им в 1564—1568 гг. Ему же приписываются. "Похвальное слово святому князю Михаилу и боярину Феодору черниговским", "Похвальное слово в честь святых Зосимы и Савватия". И "Шестоднев". (рукопись Моск. Син. Библ.), которые, однако, не принадлежат Зиновию, как доказано это в исследовании Калугина.Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения", СПб.

1894 г. — Богослов. Энциклопедия, т. 5. — Филарет, "Обзор духовной литературы". — Евгений, "Словарь писателей духовного чина". — M. Макарий, "История русской церкви", т. VII, стр. 487—524. — "Прав. Собес.". 1863— 1864 г. — Соловьев, "История России", т. II, стр. 515—519. К. Здр—в. {Половцов} Зиновий Отенский— полемист XVI в., инок Отенского новгородского монастыря, сосланный сюда около 1526 г. Из Москвы. Известен как автор полемического сочинения. "Истины показание к вопросившим о новом учении". (Казань 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается "Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним".

(М., 1880). Во всех своих сочинениях З. Является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей, монашество. Будучи учеником Максима Грека, З., тем не менее, стоит за монастырские имущества, доказывает их законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их "врагами Христовой веры", "безбожными", "лживыми", рекомендует православным удаляться от них, убивать "яко волков", "яко соблазны камением в воду погружати". И т. Д. Вообще, по своим воззрениям, З. Ближе подходит к Иосифу Волоцкому, нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов З., который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье пользоваться ею.

"Истины показание", например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как "Просветитель". Волоцкого. Это сочинение написано по строго обдуманному плану и дает полное опровержение учения еретиков. Оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом. "Како спастися?". В своих сочинениях З. Нередко прибегает к отвлеченным и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания). Бытие Бога доказывается рассмотрением природы (в природе ничто не самобытно, все имеет свое начало, и начало это — Бог), а также тем соображением, что все народы признают существование Бога.

Изредка пользуется З. И общими в то время полемическими приемами. Учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, "лукавый", "безумный", "предтеча антихриста", и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. Д. Соч. З. Написаны несколько своеобразным, но простым, не вычурным языком, кроме слова в честь св. Никиты, богатого риторическими оборотами. Обличая еретиков, З. Не щадит и "верных". Так, в слове в честь св. Ионы, он смело выставляет социальные недуги тогдашнего общества, резко обличает "владущих и правителей земских". За их распущенность, эгоизм, непреодолимое корыстолюбие в жертву которому приносятся правда и милость.

Все названные сочинения имеют большое значение как источник для истории умственного движения XVI в., выразившегося в ересях Косого, Башкина и др. "Истины показание". И похвальные слова рисуют учение Косого в первой стадии его развития, до бегства Косого в Литву, а "Многословное послание", написанное в ответ на вопросы западно-русских православных, показывает, какую форму приняло учение это в Литве, под влиянием распространенных там протестантских доктрин. Умер З. В 1568 г.Ср. Макарий, "История церкви". (т. VII). Ф. Калугин, "Гомилетические труды инока З. Отенского". ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1893, № 2 и 5).В. Боцяновский. {Брокгауз}.

Значения в других словарях
Зиновий Михаилович

Псковский степенный посадник 1447—1463 г.{Половцов}. ..

Зиновий Михайлович

— Псковский степенный посадник, впервые упоминается в этой должности под 1447 г., когда вместе с другими двумя посадниками, Стефаном Юрьевичем и Андроном Тимофеевичем, и псковскими боярами отправлен был для заключения договора в Великий Новгород, и "взяша с новгородци мир по старине и целоваша крест на обе стороне". Но этот союз с беспокойным Новгородом, желавшим воспользоваться смутами в великом княжестве Московском, где Василий Темный враждовал с двоюродными братьями своими, для псков..

Зиновий Сидорович

— Псковский степенный посадник в эпоху падения Великого Новгорода, когда Пскову удалось сохранить свою самостоятельность только путем полной покорности воле Московского великого князя. Зиновий Сидорович несомненно принадлежал к числу тех псковских чиновников, которые, дорожа своей старинной вольностью, в то же время понимали необходимость такой покорности и поэтому исполняли все требования Иоанна III. В должности посадника мы встречаем Зиновия Сидоровича впервые в марте 1471 г. Во главе посольст..

Зиновий, 1543—4 г.

Игумен Угрешского Никол. М.{Половцов}. ..

Дополнительный поиск Зиновий Отенский Зиновий Отенский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зиновий Отенский" в словаре Большая биографическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зиновий Отенский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 16 символа